Рейтинг@Mail.ru
Не сразу строилась: как Москва пришла к принятию благоустройства - Недвижимость РИА Новости, 30.09.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка супертега Москва - РИА Новости, 1920, 06.12.2018
Москва Сегодня: мегаполис для жизни

Не сразу строилась: как Москва пришла к принятию благоустройства

© РИА Новости / Павел Бедняков | Перейти в медиабанкДевушки едут на электросамокате на Космодамианской набережной в Москве
Девушки едут на электросамокате на Космодамианской набережной в Москве - РИА Новости, 1920, 27.09.2022
Читать в
Дзен
Первые перекопанные улицы и глобальное переосмысление городского пространства в свое время по-настоящему удивили москвичей. Часть горожан, недовольных отсутствием привычных маршрутов и обилием строительной и специализированной техники в столице, высказывалась против нового благоустройства: жаловались на дискомфорт, ставили под сомнение саму идею о "пешеходном центре", боялись потерять "ту самую Москву". По прошествии нескольких лет к изменениям в городе жители стали относиться с пониманием, а наиболее активные и вовсе начали принимать непосредственное участие в столичной трансформации. Сайт "РИА Недвижимость" совместно с экспертами разобрался, почему не все жители сразу приняли концепцию благоустройства, действительно ли оно необходимо столице и какие проекты, изначально воспринятые с сомнением, по завершении завоевали популярность и любовь горожан.

Необходимость, а не прихоть

Со словом "благоустройство" большинство москвичей близко познакомились в 2014-2015 годах. Именно тогда в столице стартовала программа "Моя улица", полностью преобразились Парк Горького и Крымская набережная, а центральные улицы (Мясницкая, обе Никитские и Бронные, Ордынка, Спиридоновка, Пятницкая) из перегруженных рекламой и автомобилями транзитных зон превратились в удобные и привлекательные променады.
Позитивный эффект от такого масштабного переосмысления городского пространства москвичи осознали не сразу. В период, когда работы уже были в активной стадии, но до триумфального преображения улиц было еще далеко, горожане часто высказывали недовольство по поводу благоустройства: центр перекопан, передвигаться неудобно, всюду пыль, и вообще – зачем так внезапно переделывать город, который и так прекрасно существовал все это время?
Дезинфекционные работы на Крымском мосту в Москве - РИА Новости, 1920, 28.10.2021
Чистополис: как чистота на улицах влияет на благополучие города
Однако новый взгляд на Москву как город, ориентированный на человека, был не спонтанным решением и не прихотью городских властей, а необходимостью, продиктованной временем, развитием экономики и технологий.
«

"Все крупнейшие города мира на сегодняшний день проходят тот же путь, что и Москва. Почему все вдруг решили благоустраивать города или обратить внимание на пешеходов? Это не только политическая, гигиеническая или градостроительная проблема. Это вопрос экономики. Раньше города жили производствами, которые и были основой развития экономики. Сейчас город развивается, прежде всего, за счет сервисов", – делится мнением партнер архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро.

По словам Шапиро, двигателями экономики современного мегаполиса являются сервисы и интеллектуальные производства. Их развитие напрямую зависит от людей, которые пользуются этими самыми сервисами вне дома. Соответственно, считает эксперт, город, который идет в ногу со временем, обязан подстраиваться под изменения в привычках потребления жителей и отвечать на их потребности соответствующей комфортной средой.
"Люди должны где-то собираться, чтобы все это работало, а чаще всего потребление происходит на улицах города. Мы меняем его структуру, делаем его более комфортным для пользователей городских сервисов", – поясняет Шапиро.

"Моя улица" – крупнейший проект по благоустройству Москвы. По данным столичного комплекса городского хозяйства (КГХ), в рамках реализации проекта новый вид обрели более 300 улиц и общественных пространств. В порядок привели дороги и тротуары, убрали под землю провода, отремонтировали фасады зданий, высадили кустарники и деревья.

Своеобразным преемником "Моей улицы" в 2019 году стала комплексная программа по созданию единого стандарта качества жизни и городской среды "Мой район". Ее задача - обеспечить комфортные условия для всех москвичей вне зависимости от их места жительства, поясняют в КГХ.

В Москве принят комплексный подход к развитию общественных пространств и формированию городской среды. Предусмотрены стандарты благоустройства, отражающие потребности горожан в комфорте, безопасности, экологичности, разнообразии и идентичности.

Как и прежде, все работы по благоустройству от формирования перечней объектов до реализации объектов проводятся во взаимодействии с москвичами.

РазвернутьСвернуть
Партнер архитектурного Бюро А4 Сергей Марков соглашается: увеличение пешеходных зон и благоустроенных территорий позволяет городу аккумулировать свои скрытые ресурсы – в первую очередь, человеческие.
"Естественно, когда улица становится пешеходной, увеличивается трафик, кто-то вполне задумается о том, чтобы открыть кафе или кофе-пойнт, а это уже маленький бизнес, движение вперед. Люди больше гуляют, больше отдыхают после работы – это создает нужную в городе вэлнес-среду, поддерживает жителей, находящихся в постоянном стрессе от ритма мегаполиса", – считает Марков.
Прохожие и посетители в кафе на Малой Бронной улице в Москве - РИА Новости, 1920, 25.06.2021
Город, который ест: как мегаполис и пищевой ритейл влияют друг на друга
При этом, отмечает эксперт, локальные пешеходные зоны и общественные пространства в отдаленных районах Москвы способствуют развитию предпринимательства, бизнеса и экономики города в целом не меньше, чем проекты, реализуемые в центре столицы.
«

"Это и есть современная основа комфортной городской жизни. Сейчас уже никого не удивить дворами без машин в новых ЖК и городскими променадами – людям важно гулять, общаться, встречаться, ходить в кафе. В городе должны быть места, предоставляющие такие возможности. Это общемировая практика, и Москва очень быстро встала в авангарде развития современного города с доступной пешеходной средой. За последние 10 лет была сделана маленькая революция в сознании москвичей, каким должно быть общественное пространство", – говорит Марков.

От отторжения к принятию

Изначальное неприятие москвичами благоустройства логично и объяснимо, считают опрошенные РИА Недвижимость эксперты. Среди причин можно выделить три ключевых, характерных для 2000-х годов. Первая из них – "принуждение к счастью", считает Шапиро.
"Когда преобразования охватывают территории, которыми люди пользуются ежедневно, одна из главных претензий – почему их никто не спросил, почему работы ведутся без их ведома. "Почему мы принуждаем людей к счастью?" – довольно справедливый вопрос, с которым, конечно, надо работать", – объясняет эксперт.
Московский урбанистический форум. День второй  - РИА Новости, 1920, 12.07.2019
Жирафный вопрос, или Как сотрудничать с жителями при благоустройстве города
Шапиро вспоминает, что в начале столетия и масштабные, и локальные проекты по реорганизации городского пространства в Москве реализовывались условным "промышленным способом", без оглядки на сложившиеся на той или иной территории традиции и привычки местных обитателей.
Основатель архитектурного бюро Tesler Architects Кирилл Теслер добавляет, что концепт "московского недоверия" сформировался в городе в девяностых и нулевых годах – тогда столица часто оставалась глуха к мнению своих горожан.
«

"У многих москвичей с того периода сохранилась уверенность в том, что их голоса не услышат – это застарелая проблема. Раньше, когда люди обращались с вопросами и проблемами в местные управы и префектуры, их просьбы, как правило, либо не выполнялись, либо выполнялись в искаженном виде. Это и послужило причиной недоверия к благоустройству. И даже сейчас, выходя на проектирование объектов городской инфраструктуры, мы нередко сталкиваемся с первичным негативом. Люди просто не верят, что что-то может измениться к лучшему", – считает Теслер.

По его словам, основная масса недоверчивых москвичей – это горожане в возрасте 40+. Именно они уже в сознательном возрасте испытали на себе неисполнение обязательств со стороны города, считает эксперт.
Вторая причина непринятия благоустройства в нулевых – отсутствие понятной и четкой коммуникации между жителями и исполнителями городских проектов, добавляет Марков.
«

"Социокультурное программирование крайне важно для устоявшихся, сложившихся городских территорий. Многие москвичи живут в своем доме целую жизнь, они видели все изменения своего двора, улицы, знают каждую дорожку и проблемы района. Важно собрать от них обратную связь, принять их "боль", оценить трудности конкретной территории и с этим работать. Горожанам нужно давать понимание, как улучшения раскроют потенциал места", – говорит эксперт.

Картина Школьный двор. Художник Владимир Пасюкевич - РИА Новости, 1920, 21.01.2022
От курятников до памп-треков: как эволюционировал московский двор
Москвичи, как основные пользователи города, из сторонних наблюдателей должны превращаться в соучастников изменений. Именно в рамках такого взаимодействия сохраняется и развивается связь между властями и обществом, а локальное сообщество местных жителей становится организованнее и крепче.
«

"Если чуть заранее рассказать людям, что планируется сделать, и постараться воспринять некоторые их идеи или дополнительные пожелания, то это поможет скорректировать основные работы и уж точно изменит климат вокруг проекта", – соглашается Шапиро.

Наконец, жители нередко отвергают изменения в городе на стадии их реализации исключительно по понятным психологическим причинам.
"Сколько людей откладывают ремонт не потому, что нет денег, и не потому, что не понимают, что его необходимо сделать, а потому что это долгая бытовая проблема. Так же и в городе – ремонт надо просто перетерпеть. Сейчас скорость выполнения работ в Москве максимальная. Если улица и закрывается, она реконструируется максимально быстро. Думаю, Москва в этом смысле – чемпион", – говорит Шапиро.
Девушки гуляют на набережной Тараса Шевченко в Москве - РИА Новости, 1920, 24.08.2021
Это вам не Лондон: можно ли сделать Москву 15-минутным городом

Проекты, которые смогли

За прошедшие со старта "Моей улицы" годы отношение жителей к благоустройству и реорганизации городского пространства существенно изменилось. Во многом трансформация произошла именно благодаря своевременному информированию горожан о планах по развитию столицы и созданию каналов связи с непосредственными исполнителями проектов.
«

"Москва признана лидером в создании комфортной городской среды. Это говорит о том, что по городу можно безопасно ходить, быстро передвигаться на общественном транспорте, проводить свободное время. Это, действительно, заслуга".

Заместитель мэра Москвы Петр Бирюков
Петр Бирюков
Заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства
В частности, появились и продолжают развиваться порталы "Наш город" и "Активный гражданин", которые обеспечивают прямую коммуникацию жителей с властями. На "Активном гражданине" регулярно проводят голосования, в рамках которых москвичи могут высказаться "за" и "против" благоустройства в своем районе, а также оставить свои пожелания и поделиться идеями о реорганизации того или иного пространства. Без такой обратной связи, считают эксперты, успешная реализация проекта в современной Москве практически невозможна.
«

"Как бы архитектор ни изучал и ни вникал в местную жизнь и ее устройство, он может принять только основные профессиональные решения. Есть тонкости, которые могут знать только проживающие на месте. Понятно, что иногда возникают предложения вроде "давайте уберем все лавочки, потому что там будут спать бездомные и кричать молодежь", но мы ведь делаем город для всех, и уже давно изобретены лавочки, на которых лежать не получится. Чаще всего жителей беспокоит что-то конкретное и понятное, на что можно найти ответ", – делится мнением Шапиро.

Житель, который живет в районе десять, пятнадцать, двадцать лет и тем более всю жизнь – это настоящий кладезь информации, которую проектировщики просто не смогут раздобыть за короткое время исследования участка, добавляет Теслер.
"Как правило, на изыскания и исследования отводится от трех до пяти месяцев – это ничто по сравнению с тем, сколько времени в районе проводят местные жители. Они живут там круглый год, застают аномальные годы, постоянно фиксируют особенности района, знают, что где-то регулярно случаются подтопления, где-то не хватает растений, есть проблемы с транспортной и пешеходной доступностью. Местные жители сегодня – важный источник дополнительной полезной информации, которая впоследствии помогает проектировщикам", – подчеркивает собеседник агентства.
Жаркая погода - РИА Новости, 1920, 29.06.2021
Пешеходная инфраструктура – это настоящая магия
С каждым годом скепсис, с которым москвичи когда-то относились к самому слову "благоустройство", сменяется его принятием и активным участием горожан в процессах развития столицы. Положительные результаты видны невооруженным глазом: в Москве становится больше мест для прогулок, тихого и активного отдыха, пешеходы не чувствуют себя ущемленными по сравнению с автомобилистами, при этом и транспортная инфраструктура не страдает, а постоянно совершенствуется за счет грамотной организации парковок и модернизации системы общественного транспорта.
«

"Сейчас мы видим принципиально другую картину. Во-первых, сам город и управление городским хозяйством заинтересованы в создании новых инструментов по привлечению жителей к обсуждению благоустройства, соучастному проектированию, совместному формированию и функциональному наполнению общественных пространств. Город, как заказчик, даже начинает диктовать такое взаимодействие подрядчикам, как обязательное условие, и это не может не радовать", – считает основатель бюро Tesler Architects.

Он добавляет, что и сами подрядчики, работающие в современной Москве, понимают, что без внимания к проблемам жителей и их просьбам создать качественный продукт на должном уровне невозможно.
Показательными проектами, которые доказали, что благоустройство может причинять не только временные неудобства, но и долгоиграющую пользу, стало, в частности, преображение Крымской набережной и создание пространства "Музеон". В современной Москве эта территория – одна из самых популярных локаций практически у всех категорий горожан от студентов до пенсионеров.
"Я помню, когда безжизненный проезд вдоль Крымской набережной, где никто никогда не гулял, вдруг ожил и наполнился людьми после реконструкции: люди шли и улыбались, дети визжали от радости, бегая от струй в сухом фонтане. В прошлом году завершилась реконструкция Балчуга – получился единый непрерывный пешеходный маршрут вдоль набережных. Мы тоже в ней поучаствовали, сделали проект благоустройства Космодамианской набережной и уникальные видовые точки – "городские балконы" напротив Кремля и Зарядья", – вспоминает Марков.
Московский весенний велофестиваль - РИА Новости, 1920, 06.08.2020
Маршрут Б
Еще один яркий московский проект – трансформация Никольской улицы из вечно загруженного проезда в современное и удобное пешеходное пространство, ставшее популярным у горожан и завоевавшее особую любовь туристов во время Чемпионата мира по футболу 2018 года.
«

"Москва входит в топ европейских городов по количеству благоустроенных объектов за последние годы, причем это объекты высочайшего качества. Например, парк "Зарядье", получивший множество наград на всевозможных конкурсах. С точки зрения изначальных планов на участок парк получился очень неоднозначным объектом: сначала там планировалась гостиница, потом какие-то коммерческие объекты, много лет площадка просто пустовала, в итоге чаша весов склонилась в сторону общественного пространства. Думаю, мнение жителей тоже в итоге сыграло большую роль в его появлении. К плотной коммерческой застройке у москвичей было много нареканий, а парк они приняли и теперь благодарны за то, что в центре города появилось новое зеленое пространство", – рассказывает Теслер.

Не менее спорной идеей горожанам казалось расширение и комплексное благоустройство Садового кольца. В год реализации масштабного проекта местным жителям и туристам пришлось испытать немало неудобств как в плане передвижения по городу, так и в плане эстетического восприятия – в центре в буквальном смысле не на что было смотреть из-за активного ремонта. По прошествии нескольких лет благоустройство Садового полностью себя оправдало: появилось множество новых скверов и мини-парков, на кольцо вернулись клумбы и деревья, открылось множество новых кафе и магазинов, а передвижение в целом стало комфортнее.
"У меня есть два примера, которые, как мне кажется, сделали город лучше. Первый из них – в самом центре, это непрерывный пешеходный променад вдоль Москвы-реки, начиная от Воробьевых гор и заканчивая старой Третьяковкой. Гигантский променад красив, проходит по зеленым территориям вдоль реки, включает в себя разнообразные места активности и востребован у людей. Более 10 километров непрерывной вело- и пешеходной трассы в центре крупнейшего города – это довольно крупное и сложное градостроительное преобразование, не просто качественное мощение и запрет автомобилей. Люди появляются на таком променаде, когда есть общая связность города, когда они в любой момент могут "вернуться" обратно в город. Все это было сделано, и сделано хорошо", – описывает Шапиро.
Вторым своим любимым проектом эксперт называет благоустройство района Капотня, в частности – трансформацию когда-то заброшенной набережной, которая сейчас по праву считается центром общественной жизни для местных жителей.
Благоустройство района Капотня в Москве - РИА Новости, 1920, 24.12.2019
Капотня. Перезагрузка
"Она выполняет не только рекреационную функцию, но и функцию общественного центра района, по крайней мере, до тех пор, пока в районе эти опции в дефиците и сейчас восполняются. Этот кейс как из учебника градостроительной теории, получившийся на практике, и мы им гордимся", – подытоживает Шапиро.
«

"А мой фаворит – единая стратегия по созданию пешеходных зон вдоль набережных Москва-реки. Это не один проект, а комплексное развитие этих территорий, и мне кажется, крайне важный, ставящий задачу вернуть реку москвичам и подарить удовольствие горожанам от близости воды", – добавляет Марков.

В целом, опрошенные РИА Недвижимость эксперты соглашаются, что Москва движется в правильном направлении, ставя коммуникацию с жителями о благоустройстве в приоритет городского развития. Именно налаженное взаимодействие между непосредственными пользователями городских территорий и специалистами по их преобразованию позволят не только полностью избавиться от негативного восприятия благоустройства, но и обеспечить его качественную и востребованную реализацию.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала