Маршрут Б
Как Садовое кольцо возвращает себе сады и пешеходов
Садовое кольцо по праву носит статус одной из ключевых транспортных артерий Москвы. В его границах сосредоточены деловые и развлекательные центры, дороги заполнены автомобилями, тротуары – туристами, а на всей протяженности "маршрута Б" расположены жемчужины архитектуры и исторического наследия столицы. Долгое время Садовое считалось территорией исключительно для общественного и личного транспорта, однако в последние годы оно все больше приспосабливается для удобства гуляющих. Сайт "РИА Недвижимость" решил разобраться, как Садовое кольцо превратилось в обитель быстрых скоростей, стекла и камня, и как сейчас оно возвращает свое исконное "садовое" предназначение.
Глава 1
Историческая необходимость
Садовое: от земляного вала до кольца всевластия
Создание Садового кольца в Москве продиктовано необходимостью властей города адаптироваться к меняющимся условиям жизни и повысить транспортную доступность. Ведь до появления привычной нам магистрали Садовое в далекие года представляло собой земляной вал, который являлся одним из фортификационных (защитных) сооружений города. Именно так и было в конце XVI века, когда после одного из набегов на город указом Бориса Годунова появился вал, поверх которого построили дубовую стену.
Через 100 лет необходимость в вале как в защитном сооружении отпала, и он стал таможенной границей. А рядом возникли рынки. Так продолжалось до знаменитого пожара 1812 года. Все строения вдоль вала сгорели. После этого и появился прообраз современного Садового кольца.
После пожара 1812 года Комиссия о строении Москвы утвердила в 1816 году проект, по которому остатки вала было предложено снести, обмелевший и осыпавшийся ров – засыпать, а на их месте создать широкую кольцевую улицу, мощеную булыжником. Под мостовую и тротуары отводилось 25 метров из общего расстояния между двумя линиями домов, уже тогда достигавшего 60 метров.
На остальном пространстве домовладельцы были обязаны устроить палисадники из насаждений по своему вкусу.
Трассировка Садового уцелела до нашего времени без изменений. Только в районе Краснохолмской до 1938 года она была иной и проходила через современную Народную улицу (до 1923 года Краснохолмская улица).
В 1810-1830-х годах Зубовский и Смоленский валы стали общественными бульварами, а вот Новинский до 1877 года оставался широкой площадью, где устраивались народные гуляния.
При этом застройка Садового зависела от его конкретных участков и районов, указывает старший научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин. Так, район от Крымской площади до Кудринской был застроен в 1810-1830-х годах усадьбами, а участок от Кудринской площади до Самотеки в начале ХХ века – многоэтажными доходными домами.
"Кстати, на Садовом кольце была и островная застройка – в центре Новинского бульвара и у Зубовской площади. А район возле Сухаревой башни с появлением Садового кольца превратился в большой рынок, который назывался Сухаревским. Также на Садовом кольце появился и Смоленский рынок", – рассказывает москвовед.
Впрочем, бульвары и зеленые палисадники на Садовом радовали горожан не очень долго, к концу века их "вытеснила" транспортная перезагрузка кольца, когда в 1870-е годы были проложены пути для трамваев на конной тяге (конка).
А в 1912 году по Садовому кольцу прошел электрический трамвай с маршрутом "Б" (по аналогии с маршрутом "А" на бульварном полукольце). В 1936-1937 годах трамваи заменили на троллейбусы. Полностью же кольцевое движение было организовано лишь в 1963 году.
С точки зрения жилья значительные коррективы в жизнь Садового внесла революция и произошедшие в городе бои, добавляет Ромодин. Во время Декабрьского вооруженного восстания 1905 года на многих улицах и площадях, входящих в состав Садового кольца, шли ожесточенные уличные бои. В районе от Триумфальной площади до Новинского бульвара часть кольца была густо покрыта баррикадами, защищавшими рабочие районы от наступавших царских войск.
В октябре 1917 года многие участки Садового кольца стали местом кровопролитных схваток между правительственными войсками и большевистскими отрядами. Сильные бои происходили в районе Крымской, Зубовской и Кудринской площадей.
Акт о капитуляции правительственных войск был подписан в одном из зданий на Садовой-Триумфальной улице.
Затем, как и весь жилой фонд Москвы, дома вдоль Садового становятся коммунальными, а жилой фонд уплотняется: многие дома надстраивались, еще до начала реконструкции участков кольца в 1930-1950-х годах.
По словам Ромодина, престижность Садового кольца в контексте проживания внутри его границ появилась не сразу. Деление на "центр/не центр" появилось уже ближе к концу ХХ века, так как многие районы, которое пронизывает Садовое кольцо, еще до середины века не были престижными, более того, на рубеже ХIХ-ХХ веков были отчасти криминальными.
Реконструкция Садового кольца, произошедшая в 1930-1950-х годах, тоже изменила его облик: вдоль него появились новые дома, в том числе и для советской номенклатуры.
Главный же "удар" по зеленому поясу кольца был нанесен в 1930-х, когда Садовое заасфальтировали и расширили проезжую часть за счет ликвидации его палисандиков и садов.
В 1934 году снесли и одну из главных местных достопримечательностей – Сухареву башню.
Впрочем, в 1948–1954-м на Садовом выросли новые архитектурные доминанты – три из семи сталинских высоток: здание МИД на Смоленской площади, жилой дом на площади Восстания (сейчас Кудринская площадь) и административно-жилой комплекс на площади Красные Ворота.
Узнаваемые из тысячи: главные доминанты Садового кольца
А в начале 1950-х годов была построена Кольцевая линия метро, южная часть которой (от станции "Курская" до "Парка культуры") прошла аккурат под Садовым кольцом.
"Лишь после массового расселения центральной части города, которая началась с конца 1950-х годов, характер многих районов изменился. Уже с 1960-х годов стали появляться дома советской номенклатуры в районе Пионерских прудов (так назывались Патриаршие пруды), Арбата, Хамовников и Плющихи", – отмечает Ромодин.
Во второй половине ХХ века транспортная нагрузка на магистраль продолжала расти, поэтому городу пришлось сооружать на Садовом подземные тоннели, переходы, мосты и эстакады, а также развязки. Особенно активно их строили в 1950–1960-х годах.
С 1990-х годов изменения произошли на отдельных участках городской артерии, так как застройка Садового кольца уже была сформирована, и новые здания появлялись либо на свободных территориях (БЦ возле вестибюля станции метро "Парк Культуры", ТЦ "Атриум") , либо на незавершенных еще с советских времен строительных объектах (БЦ "Лотте-Плаза", МФК "Новинский пассаж", МФК "Оружейный"), либо на месте снесенной малоэтажной исторической застройки (МФК "Смоленский пассаж", БЦ "Павелецкая плаза")
В целом же само кольцо было очень социально неоднородным и отражало район, через который оно проходило, добавляет историк. Были и более престижные участки, как, например улицы Чайковского, Чкалова или Садово-Кудринская с Большой Садовой, где появлялись дома советской номенклатуры в пред- и послевоенное время. Менее престижным был район Самотечной улицы или Замоскворечья до реконструкции 1960-1970-х годов. Более-менее однообразный социальный облик Садовое кольцо получило уже к 1970-1980-м годам.
С архитектурной точки зрения новый виток преображения у Садового кольца произошел с развалом СССР, отмечает Ромодин. "С 1990-х до 2000-х годов новые точечные постройки, которые возникали на Садовом кольце либо имитировали фасады стоявших на этом месте снесенных построек, либо имели весьма характерную для того времени эклектичную архитектуру. В 2000-х стали появляться и деловые постройки с большими остекленными фасадами", – говорит историк.
В середине 2010-х годов легендарная магистраль города претерпевает значительные изменения, в которых виден курс на возвращение ей зеленого пояса и пешеходной функции.
В частности этому способствовала программа комплексного благоустройства "Моя улица", стартовавшая в 2015 году. С этих пор в центре города и на Садовом кольце началось расширение пешеходных зон, мощение тротуаров, ремонт фасадов зданий и обновление уличного освещения. Но главное, программа, основанная на концепции "пешеходного центра", сделала Садовое кольцо снова дружелюбным для пешеходов и велосипедистов, не утратив при этом функции транспортной магистрали. При этом новые площади, скверы, бульвары и сады снова вернулись "на круг".
Глава 2
Обойти за 4 часа
Бесконечная прогулка по обновленному Садовому кольцу
Статус пешеходного пространства Садовое кольцо получило после комплексного благоустройства в рамках программы "Моя улица". Масштабные работы начались в 2016 году и завершились в 2017. За это время пространство кольца значительно реорганизовали: между пешеходными зонами и проезжей частью появились буферы с зелеными насаждениями, тротуары расширили, оптимизировав ширину автомобильных полос, а многочисленные скверы и площади привели в порядок. В результате реконструкции Садовое кольцо стало единым пространством, объединяющим 17 улиц и бульваров и 15 площадей. Корреспонденты "РИА Недвижимость" прошлись по кольцевому маршруту от и до и узнали, стало ли обновленное кольцо гостеприимнее для пешеходов.
От "Маяковской" до "Курской"
Лучшая точка для старта прогулки по Садовому кольцу – Триумфальная площадь рядом со станцией метро "Маяковская". До реконструкции 2015 года пространство вокруг памятника великому поэту сложно было назвать привлекательным. Площадь, по сути, была одной из транзитных зон с парковкой.
Современная же Триумфальная – благоустроенная площадь, полностью отданная пешеходам. Перед променадом здесь можно покачаться на полюбившихся москвичам и туристам уличных качелях, собраться с мыслями и силами на одной из скамеек или купить воды в дорогу в торговом павильоне.
От Триумфальной площади начинаем идти по часовой стрелке в сторону Оружейного переулка. На этом отрезке двигаться лучше по внешней стороне кольца, подальше от оживленного движения на Садово-Триумфальной улице, или через одноименный сквер сразу за Маяковским тоннелем. Эта зеленая зона была разбита на месте домов, снесенных в 1980 году во время подготовки к Олимпийским играм в Москве. Три года назад здесь расширили тротуар, разбили цветники, высадили деревья и кустарники, а дорожки замостили светлой гранитной плиткой.
Садово-Триумфальный сквер тянется вплоть до Оружейного переулка и до одной из доминант Садового кольца – делового центра "Оружейный", известного своим эффектным стеклянным фасадом, который довольно долго строили и в народе успели окрестить "пирамидой". По пути к нему можно увидеть памятник Михаилу Калашникову – монумент авторства Салавата Щербакова, установленный здесь в 2017 году.
Чуть зайдя за деловой центр, стоит сделать небольшую паузу и завернуть в сквер на пересечении Оружейного переулка и Краснопролетарской улицы. Его создали с нуля несколько лет назад. Раньше на месте озелененного пространства была шумная проезжая часть. Теперь же здесь можно отдохнуть в тени деревьев, насладиться видом высотки или арендовать велосипед на станции городского проката.
По внешней стороне кольца двигаемся дальше по Садово-Каретной улице. Автомобильное движение здесь всегда активное, поэтому, если мешает шум машин, запаситесь наушниками с приятной музыкой. Пройдя мимо здания МАДИ к Центральному театру кукол имени Образцова, не поленитесь посмотреть наверх – фасад здания украшен уникальными часами с золотыми стрелками и цифрами, по диаметру циферблата находятся 12 домиков, в каждом из которых живет сказочный персонаж. Если повезет, и вы доберетесь до театра к точному времени, то увидите одного из них во время боя часов.
По тротуару, отделенному от проезжей части деревьями, мимо череды офисов и магазинов доходим до Самотечной площади. Здесь на внешней стороне кольца перед эстакадой разбит Екатерининский сквер – довольно масштабная зеленая зона с обилием островков отдыха и пешеходных дорожек. У Самотечной эстакады тоже предусмотрена комфортная площадка для гуляющих.
Для удобства переходим дорогу под Самотечной эстакадой на внутреннюю сторону Садового и продолжаем шагать по Садовой-Сухаревской улице. По пути расположено немало кофеен и кафе, где можно взять легкий перекус и напиток навынос.
Около 15-20 минут неспешной ходьбы – и мы уже на Большой Сухаревской площади. В 2017 году здесь появилась комфортная зона для пешеходов: небольшой сквер, в котором можно найти местечко для отдыха, охладиться у фонтана и изучить стелу в память о знаменитой Сухаревой башне. Отсюда неплохо просматривается НИИ скорой помощи имени Склифосовского – монументальное здание с колоннадой на входе.
По широкому тротуару Садовой-Спасской идем до следующей контрольной точки – монумента "Стена скорби" на пересечении с проспектом Академика Сахарова. Его установили в 2017 году в память о жертвах политических репрессий. На монументе из бронзы и камня на 22 языках высечено слово "Помни", а площадь перед ним выложена камнями из мест заключения.
У "Стены скорби" спускаемся в подземный пешеходный переход и продолжаем двигаться по Садовой-Спасской. На выходе тротуар немного сужается, но это временно – уже через пару сотен метров пешеходная зона снова становится просторной и комфортной.
Заблудиться на Садовом кольце невозможно, гуляющим помогают информационные щиты и указатели. Но для удобства можно ориентироваться на шпиль высотки у станции метро "Красные ворота" – он хорошо виден на этом отрезке пути.
Пространство у входа на станцию несколько лет назад тоже сделали полностью пешеходным: высадили деревья и кустарники, установили скамейки и урны для мусора, проложили сеть тропинок. Если к этому моменту у вас уже сел мобильный телефон с навигатором, не беда – в сквере есть навигационные стелы, которые помогут сориентироваться.
От Красных ворот до площади Земляного вала ведет Садовая-Черногрязская улица. Внимание пешеходов на этом отрезке привлекает не только одна из семи знаменитых высоток, но и ограда усадьбы XVIII века, известной как дом Дервиза. Сам особняк из-за забора не видно, но можно полюбоваться на декорации в виде львиных голов, которые украшают ограду на всем протяжении, и на кирпичную кладку начала XX века.
Гулять по Садовой-Черногрязской пешком довольно комфортно: на внешней и внутренней сторонах улицы широкий тротуар, в достаточном количестве установлены лавочки для отдыха и урны для мусора, по обеим сторонам расположено огромное количество разноформатных ресторанов и кафе. К тому же, здесь очень мало пешеходных переходов со светофорами, которые отнимают время и создают заторы из спешащих прохожих.
На пересечении Садовой-Черногрязской с улицей Земляной Вал можно передохнуть в сквере на площади Цезаря Куникова – это небольшой участок на внутренней стороне Садового кольца перед зданием Цифрового делового пространства.
На сквер выходят фасады доходных домов на Покровке и колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Казенной слободе. Небольшие аллеи вымощены гранитом, можно посидеть на длинных лавочках.
Одна из "визитных карточек" сквера – необычные фонари: круглые, в виде колечек, на слегка выгнутых опорах. И, кстати, в них встроены разъемы для зарядки гаджетов, которыми можно воспользоваться при необходимости.
От площади Цезаря Куникова можно перейти дорогу на внешнюю сторону Садового кольца и пройти по Чкаловскому скверу на Земляном Валу – зеленая зона совсем небольшая, но по-своему уютная. Вплоть до Курского вокзала и торгового центра "Атриум" пейзажи кольца довольно однообразны: сталинские жилые здания с магазинами, офисами и кафе на первых этажах. Двигаясь по этому участку, будьте внимательны: здесь немало пешеходных переходов и автомобильных выездов.
От "Курской" до "Павелецкой"
Если у вас в запасе есть время, после станции метро "Чкаловская" можно свернуть на Верхнюю Сыромятническую улицу и посетить одноименный сквер – он находится сразу за зданием №39. Несмотря на то, что он не находится непосредственно на самом кольце, его можно вполне считать частью зеленого пояса Садового. Любопытно, что в этом сквере после благоустройства установили множество сингл-лавочек на одного человека, так что интровертам будет комфортно отдыхать. Впрочем, классические "садовые диваны" здесь тоже есть.
Затем продолжаем шагать дальше по Земляному Валу. По внешней стороне, не доходя до переправы через Яузу, тянется парк Усачевых-Найденовых, в котором установлено немало интересных памятников. Не углубляясь в зеленую зону, с Садового кольца можно увидеть статую "Пронзенный Пегас" и памятник Свободе.
После перехода через Яузу начинается, пожалуй, самый неудобный для пешеходной прогулки отрезок Садового кольца. Вплоть до станции метро "Таганская" идти придется по довольно узкому тротуару вдоль оживленной трассы – на этом участке проложена Ульяновская эстакада. Если вы не большой любитель дорожного шума, воспользуйтесь общественным транспортом или включите в наушниках любимую музыку.
У знаменитого театра на Таганке лучше перейти на внутреннюю сторону кольца. Мимо Таганской площади и городской усадьбы Колесникова по узкой пешеходной зоне двигаемся к Гончарному проезду, а оттуда по серии пешеходных переходов поднимаемся на Большой Краснохолмский мост. С него открывается неплохой вид в сторону центра Москвы, для остановки предусмотрены смотровые площадки. Не забывайте про осторожность, двигаясь по мосту: не слишком широкая пешеходная зона отделена от проезжей части заграждением, за которое не стоит выходить.
После моста преодолеваем Нижнюю Краснохолмскую улицу (с нее хорошо видно ансамбль Дома музыки на внешней стороне кольца), переходим через Малый Краснохолмский мост и выходим на улицу Зацепский Вал, которая тянется вплоть до Павелецкой площади и одноименной станции метро. В соседнем со входом в подземку здании, кстати, располагается театральный музей имени Бахрушина, который считается крупнейшим среди себе подобных.
Рядом с "Павелецкой", перед переходом на Валовую улицу, можно передохнуть в небольшой зоне отдыха с лавочками – здесь, кстати, и заканчивается неудобный для пешеходов участок Садового кольца.
От "Павелецкой" до "Парка культуры"
Валовая улица вплоть до своего пересечения с Житной напоминает аллею. Пешеходная зона отделена от проезжей части деревьями и кустарниками, через каждые несколько метров установлены лавочки, а на протяжении всего пути работают самые разнообразные кафе, магазины и аптеки (пригодятся тем, кто успеет заработать мозоли от долгой ходьбы). Ближе к Добрынинскому тоннелю тротуар местами сужается в пользу автомобильной трассы. Этот участок лучше пройти по внешней стороне, перейдя к скверу на Серпуховской площади, справа от станции метро "Добрынинская" – там и посвободнее, и позеленее.
Улица Коровий Вал выводит на Калужскую площадь – уютную озелененную зону напротив здания Российской детской библиотеки. По дороге к ней можно ориентироваться на статую Ленина в самом центре пешеходной зоны. Калужская площадь окружена оживленными автомобильными трассами (Октябрьский тоннель, Мытная улица и Ленинский проспект), тем не менее, здесь вполне можно отдохнуть перед дальнейшим марш-броском, наслаждаясь прохладой фонтанов. Их, кстати, непосредственно на Садовом кольце – единицы, в отличие от внутренних улиц маршрута. За каждым тщательно ухаживают специалисты ГБУ "Гормост". Объекты регулярно промывают, при необходимости ремонтируют, а на зиму – консервируют и проводят полную диагностику.
По подземному пешеходному переходу выходим на улицу Крымский Вал, продолжая движение по внешней стороне Садового кольца. На этом участке из-за близости метро и Парка Горького всегда многолюдно, будьте внимательны. Недалеко от одного из входов в парк, рядом с пожарной частью №113, расположен общественный туалет, которым при необходимости можно воспользоваться.
У центральной арки-входа в Парк Горького придется сделать непростой выбор – по какой стороне Крымского моста пройти. С внешней стороны кольца с него открывается отличный вид на Пушкинскую набережную, территорию парка и Андреевский мост. С внутренней – прекрасно просматривается пешеходное пространство Крымской набережной, "Музеон", памятник Петру I и "Красный Октябрь". Правильного выбора здесь нет – выбирайте сторону по своему вкусу. Глядя по сторонам, не забудьте посмотреть и на сам Крымский мост – это единственная подвесная переправа в Москве. Про нее, кстати, ходит немало легенд, например, говорят, что одна из заклепок на опорах моста сделана из золота. Спешим разочаровать: специалисты "Гормоста", обслуживающие объект, уже развенчали эту красивую легенду.
После спуска с моста советуем двигаться дальше по внутренней стороне Садового кольца со стороны Музея Москвы: здесь пешеходный поток слабее, чем на стороне входа на кольцевую станцию "Парк культуры".
От "Парка культуры" до "Маяковской"
По широкому тротуару Зубовского бульвара двигаемся в сторону Смоленского бульвара. Благодаря размаху пешеходной зоны здесь вполне свободно помещаются и гуляющие, и велосипедисты: увы, для последних на отрезке не предусмотрено отдельных дорожек.
По мере следования городской ландшафт на Смоленской-Сенной площади, напротив монументального здания МИДа, разбавляется небольшим сквером и памятником министру иностранных дел и председателю правительства РФ в 1990-ые годы Евгению Примакову. Отдохнуть здесь не получится – лавочек на зеленом участке нет, но небольшой оазис в центральных каменных джунглях Москвы это совсем не портит.
Далее, пересекая Новый Арбат, по Новинскому бульвару проходим вдоль жилых и административных зданий и упираемся в островок зелени побольше. На Кудринской площади у одной из знаменитых "Семи сестер" раскидывается отличный сквер с фонтаном и скамейками. Практически напротив него через дорогу находится памятник поэту Иосифу Бродскому, который обязательно стоит посмотреть.
Мимо здания Московского планетария по Садовой-Кудринской улице двигаемся дальше, приближаясь к точке старта нашей кольцевой прогулки. При желании можно перейти на внутреннюю сторону кольца и свернуть на Патриаршие пруды – одно из любимых мест московской молодежи. Помните, что здесь "запрещено разговаривать с незнакомцами" – об этом даже оповещает специальный знак, установленный на прудах в 2012 году в память о романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Именно на Патриарших прудах начинается действие произведения, а надпись на знаке – это немного измененное название первой главы "Никогда не разговаривайте с неизвестными".
Кстати, недалеко от прудов, в районе дома №6 по Большой Садовой за магазинами, есть сквер "Аллея архитектора Шехтеля".
Миновав знаменитый Булгаковский дом, делаем финальное усилие и заглядываем по пути к Триумфальной площади в сад "Аквариум" у здания Театра имени Моссовета – отличное место для завершения прогулки по Садовому.
Итак, главное кольцо Москвы – по большей части вполне приспособленное для пешеходных прогулок пространство с комфортными зонами отдыха, зелеными участками, общественными туалетами.
Неудобный участок от реки Яуза до Валовой улицы можно преодолеть на общественном транспорте или метро, чтобы не опасаться машин и городского шума.
Отправляясь на прогулку по кольцу, наденьте удобную обувь и запаситесь водой – на этом маршруте вы максимально прочувствуете перепады в ландшафте Москвы.
В целом, маршрут по часовой стрелке от Триумфальной площади займет от 4 часов. Точное время зависит от физической формы гуляющих, погоды и количества остановок по пути.
Над материалом работали:
Полина Ермилова
Леонид Федоров
Марина Заблудовская