Уборка мегаполиса в зимний сезон не ограничивается простым прометанием дорог и вызволением тротуаров из снежного плена. Очистка Москвы от снега – это многоэтапный процесс, от каждой ступени которого зависит безопасность города и горожан. Сайт "РИА Недвижимость" узнал у специалистов комплекса городского хозяйства (КГХ) Москвы, в чем особенности зимней уборки столицы.
Снежный прогноз
Чтобы оперативно устранить последствия снегопада, необходимо быть готовым к его приходу заранее. С 1998 года за составление оперативных прогнозов погоды в Москве отвечает собственная городская метеослужба на базе ГБУ "Автомобильные дороги". Ее специалисты получают актуальные данные через метеостанции – комплексы датчиков, установленные в разных точках городах для получения максимально объективной "погодной картины". По данным КГХ Москвы, всего таких метеостанций в мегаполисе 104.
Круглый год в режиме 24/7 датчики измеряют атмосферное давление, температуру и влажность воздуха, направление и скорость ветра, количество выпавших осадков и высоту снежного покрова в городе. Метеостанции способны зафиксировать даже температуру дорожного покрытия, которая всегда выше нормы на оживленных магистралях и загруженных трассах.
Получив автоматизированные данные, специалисты метеослужбы составляют аналитические справки о погоде в городе и прогнозы на ближайшие часы, сутки и даже дни. В дальнейшем эта информация оперативно передается коммунальным службам города, чтобы уже за три-четыре часа до наступления снегопада они вывели на улицы города уборочную спецтехнику и бригады ручного труда.
Современный автопарк
Основная сила Москвы в борьбе со снегом – это специализированная очистительная техника, которую готовят к работе в сезон задолго до прихода первых заморозков. Еще летом машины проходят комплексную диагностику, ремонт и промывку. А осенью на них меняют навесное оборудование, предназначенное для зимней работы: скребки, щетки, "ножи".
По данным КГХ Москвы, в общей сложности в уборке снега в сезоне 2023/2024 года задействуют более 12 тысяч единиц дорожно-уборочной техники. Для устранения последствий аномальных снегопадов к уборке могут привлекать до 14 тысяч уборочных машин и свыше 150 тысяч коммунальных специалистов, включая силы городских инженерных компаний.
В очистке города от снега в течение сезона регулярно участвуют такие единицы спецтехники:
- линейные снегопогрузчики;
- самосвалы;
- автогрейдеры;
- роторные снегоочистители;
- мобильные снегоплавильные установки.
Превентивная обработка
Эффективность городской уборки во многом зависит не только от фактической работы по очистке снега, но и от заблаговременной подготовки дорожного полотна и тротуаров. Когда температура переходит через ноль в сторону отрицательных значений, московские коммунальные службы приступают к обработке объектов дорожного хозяйства противогололедными материалами (ПГМ).
В Москве применяют три вида ПГМ: жидкие, твердые и комбинированные, основной компонент которых – хлористый калий и натрий. Использование составов помогает предотвратить образование на дорогах и тротуарах черного льда – тонкой, незаметной скользкой корки, особенно опасной на участках вблизи воды.
На проспектах, магистралях и шоссе ПГМ распределяет спецтехника, общественные пространства, тротуары и пешеходные зоны обрабатывают бригады ручного труда.
«
"Особое внимание уделяется оперативной очистке пешеходных зон, тротуаров, подходов к остановкам общественного транспорта, станциям метро и МЦК, железнодорожным станциям и платформам, ТПУ, объектам социальной сферы и потребительского рынка".
Противогололедные составы также применяют на потенциально опасных участках: на крутых спусках и подъемах, на набережных, мостах и эстакадах, в тоннелях и на перекрестках.
Для удобства москвичей по городу установлено несколько десятков ярко-рыжих контейнеров с надписью "Противогололедные материалы". Как правило, их размещают вблизи остановок общественного транспорта и на непростых дорожных участках. В случае необходимости (например, если машина забуксовала на обледеневшем подъеме) горожане могут открыть контейнер и подсыпать немного крошки под ноги или шины автомобиля.
Все по порядку
Московские улицы убираются далеко не в случайном порядке, а в четком соответствии с регламентом. На очередность дороги на очистку влияет ее тип, расположение, уровень загруженности и количество выпавших осадков.
В первую очередь коммунальные службы бросают свои силы на уборку пешеходных переходов, подъездов к больницам, станциям скорой помощи, подходов к школам и детским садам. Пристальное внимание уделяется очистке подходов к остановкам общественного транспорта, станциям метро, Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров.
Городские дороги и МКАД прометают после выпадения каждых 5 сантиметров снежного покрова. На магистралях и крупных проспектах накат убирают полностью – так, чтобы было видно черный асфальт. Такой же алгоритм актуален для автодорог, Садового и Бульварного колец, Третьего транспортного кольца.
Крупные магистрали и многополосные дороги чистит крупногабаритная спецтехника, часто движущаяся в колонне. Тротуары и пешеходные зоны убирают малогабаритные машины, которые не мешают проходу пешеходов и легко маневрируют в ограниченном пространстве. В местах, недоступных для спецтехники, работают бригады ручного труда.
Параллельно с дорогами и тротуарами коммунальные специалисты в обязательном порядке счищают снег с крыш жилых и административных зданий, промышленных и нежилых объектов. Уборкой на высоте занимаются исключительно квалифицированные промышленные альпинисты. Они очищают не только крыши, но и выступающие элементы на фасадах, подоконники, декоративные украшения вроде лепнины и барельефов.
Четко по времени
На каждом участке города время, отведенное на уборку от снега, строго регламентируется. Например, очистка дорог и тротуаров не должна занимать у коммунальных служб более двух-четырех часов, на вывоз снежных валов дается порядка 12 часов. Уборка территорий, прилегающих к торговым центрам, школам, метро, остановкам и поликлиникам, осуществляется в течение суток.
В среднем спецтехника прометает дорожное полотно в городе каждые четыре часа. Если осадков больше нормы, количество прометаний увеличивается.