Рейтинг@Mail.ru
Эксперты оценили масштабы "потребительского экстремизма" на рынке жилья - Недвижимость РИА Новости, 09.12.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Эксперты оценили масштабы "потребительского экстремизма" на рынке жилья

Депутат Якубовский: "экстремизм" дольщиков цветет из-за дикого рынка посредников

© РИА Новости / Алексей Филиппов | Перейти в медиабанкМужчина и женщина осматривают свою квартиру
Мужчина и женщина осматривают свою квартиру - РИА Новости, 1920, 09.12.2024
Читать в
Дзен
Участники рынка недвижимости расходятся в оценках масштабов такого явления, как "потребительский экстремизм": застройщики полагают, что он приобрел массовые масштабы, а приемщики, юристы и некоторые депутаты полагают, что большинство претензий покупателей обоснованы из-за низкого качества строительства в России. Они рассказали РИА Недвижимость о том, какие пути решения проблемы видят на сегодняшний день.

Масштабы огромны

Понятие "потребительский экстремизм" очень условное, оно не содержится ни в одном российском законе, отмечает юрист группы "Яковлев и партнеры" Анастасия Асабина. Обычно его используют застройщики, когда говорят о желании потребителей обогатиться за их счет, то есть взыскать большую сумму, но не потратить ее на устранение дефектов, рассказывает юрист.
В целом у дольщика может быть два вида претензий к застройщику: по срокам сдачи жилья и по качеству строительных работ, отмечает адвокат коллегии адвокатов "Северный Рим" Ольга Крылова. Когда говорится об "экстремизме" в этой сфере, то речь идет именно о приемке квартир в новостройках.
Большинство участников рынка признают, что это явление на рынке сегодня действительно есть, но сильно расходятся в оценке его масштабов.
Новостройки в Подмосковье - РИА Новости, 1920, 08.06.2022
Замглавы Минстроя призвал обратить внимание на "потребительский терроризм"
По этому вопросу ранее высказывался и Минстрой России. В министерстве видели проблему и предлагали создать перечень замечаний, которые критически влияют на качество новостройки и позволяют покупателю не принимать квартиру. Однако Роспотребнадзор тогда не счел проблему излишне придирчивых покупателей жилья значимой для рынка и инициативу не поддержал. На момент публикации материала Минстрой не сообщил РИА Недвижимость свою актуальную позицию по теме "потребительского экстремизма".

Классовый нюанс

Сегодня застройщики утверждают, что случаи "потребительского экстремизма" на рынке стали массовыми.
«

"В целом получение претензий при приемке квартиры – нормальная практика для любого девелопера. В большинстве случаев все недостатки устраняются либо сразу на месте, либо в течение отведенных по закону 45 дней, после чего клиент вновь приглашается на приемку. С теми собственниками, которые хотят реально устранить замечания, удается все решить в досудебном порядке. Однако есть определенный процент дольщиков, кому нужен не ремонт, а деньги, и они идут в суд", – рассказывают в пресс-службе компании ЛСР.

"Потребительский экстремизм" распространен во всех городах, где строится много жилья класса "стандарт", отмечает руководитель портала "ЕРЗ.РФ" Кирилл Холопик. На сегодняшний день в этом сегменте готовы предъявлять претензии к качеству строительства до 50% дольщиков. За последние три года доля таких людей, по его данным, увеличилась в пять раз.
При этом в комфорт-классе доля "экстремистов" доходит до 10%, в бизнес-классе таких людей почти нет, добавляет Холопик.
«

"Чем состоятельнее покупатель, тем меньше у него желания тратить время на зарабатывании на застройщике. Состоятельным покупателям нужно исправление дефекта, а не заработок на дефекте. При выявлении недостатков на объекте они сообщают об этом застройщику и требуют устранения, а не компенсации", – комментирует он.

Руководитель портала ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик
Кирилл Холопик
Руководитель портала "ЕРЗ.РФ"
В региональном разрезе "экстремисты" особенно активны в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге, говорят участники рынка. Например, в Московском регионе в суд обращаются более половины клиентов новостроек, в то время как в некоторых других регионах только несколько процентов, рассказали в пресс-службе компании "Самолет".
Строительство ЖК Лайково - РИА Новости, 1920, 26.11.2020
Роспотребнадзор поспорил с Минстроем о "потребительском экстремизме"

C юридической помощью

Рост количества претензий покупателей к девелоперам связан с тем, что люди сегодня приходят на осмотр квартиры с профессиональным приемщиком, говорит Холопик. По оценкам ЛСР, доля таких покупателей при приемке квартир достигает 90-95%.
«

"По сути, сейчас это дикий рынок посредников, предоставляющих юридические услуги, цель которых – не качественный ремонт, а максимизация прибыли таких юридических организаций", – описывает ситуацию член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский.

Депутат, член комитета Государственной думы РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Якубовский
Александр Якубовский
Член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ
На рынке даже присутствуют юридические компании, которые специально ищут в домовых чатах собственников квартир, высказывающих какие-либо претензии к качеству жилья, говорит гендиректор агентства недвижимости Cosmopolis Finance Дмитрий Шапцев. Такие посредники связываются с дольщиками и уговаривают их подать в суд на застройщика для получения компенсации, даже если раньше человек принял квартиру и в целом был доволен. То есть, по сути, отдельные юристы специально ищут сомневающихся и склоняют их к решению споров со строительными компаниями через суд, рассказывает эксперт.
Еще одна схема работы: юридические компании собирают дольщиков в групповые чаты, а там дают им по шаблону предъявить претензии, говорят участники рынка.
Юридические фирмы, которые судятся с застройщиками от лица клиентов, забирают себе около половины присужденной суммы штрафа, добавляют в "Самолете".

Чаще всего претензии, по словам Холопика, покупатели предъявляются к качеству окон, горизонтали полов и вертикали стен. Также из частых и дорогих для бюджета застройщика замечаний – неровно оштукатуренные стены, добавляет коммерческий директор BM Group Development Дмитрий Павлов. В результате суммы взыскания по конкретным судебным решениям доходят до 4-5 тысяч рублей на один квадратный метр, констатирует президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

По обычной схеме

Холопик описывает стандартную схему действий покупателя квартиры при "потребительском экстремизме":
"Дольщик никогда не просит устранить недостаток, всегда выдвигается требование денежной компенсации, которое несоразмерно со стоимостью его устранения. Сначала "эксперт" завышает размер дефекта, затем завышает стоимость устранения. Застройщик не соглашается с такими суммами, которые могут быть выше разумных в пять-десять раз. В итоге покупатель идет в суд.
Суд принимает решение, основанное на позиции "нет оснований не доверять эксперту". Пока идет суд, набегает огромная неустойка, которая до 1 сентября составляла 365% годовых, а после 1 сентября двойную ключевую ставку (42% годовых). На неустойку еще добавляют 50% штрафа, услуги эксперта (от 50 тысяч рублей) и моральный вред (от 10 тысяч рублей)".
Вручение ключа от квартиры - РИА Новости, 1920, 18.07.2024
Эксперты предупредили о рисках при приемке жилья в новостройке в 2024 году

Отделка преткновения

Количество претензий к застройщикам со стороны покупателей, по словам Холопика, увеличилось в том числе и потому, что на рынке стало продаваться больше квартир с отделкой, а, значит, всегда найдется, к чему предъявить претензии.
Кроме того, увеличившийся объем претензий влияет на то, что многие застройщики начинают отказываться от отделки в своих новых проектах, чтобы свести к минимуму финансовые претензии дольщиков.
«

"На квартиры с отделкой сегодня есть огромный спрос, так как самостоятельная отделка – это долго и очень дорого. Таким образом, застройщики откликнулись на спрос, но "потребительский экстремизм" заставил многих вернуться к строительству квартир без отделки", – говорит эксперт.

Руководитель портала ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик
Кирилл Холопик
Руководитель портала "ЕРЗ.РФ"

Претензии разумны

В свою очередь многие участники рынка говорят о том, что качество строительства в России в целом невысоко и очень часто претензии покупателей являются обоснованными, так что случаи "потребительского экстремизма" на рынке не имеют массового характера.
Мужчина осматривает свою новую квартиру - РИА Новости, 1920, 06.07.2023
Новоселье насмарку: самые грубые ошибки при ремонте новостройки
"Уверенно можно сказать, что качество строительства, особенно в массовом сегменте, сегодня очень низкое и практически к каждому помещению есть претензии", – отмечает зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.

Обычно из тысячи квартир в конкретном ЖК, по словам операционного директора экосистемы "Базис Недвижимость" Александра Разина, те или иные дефекты имеют не менее 70%, то есть 700 квартир. Серьезные недостатки при приемке в общей массе имеет каждая пятая квартира, приводит данные строительный эксперт Кирилл Мандрика.

Суд как неизбежность

Судебная практика позволяет проиллюстрировать степень недовольства покупателей качеством жилья в том или ином проекте, добавляет юрист практики правового сопровождения предпринимательства бюро адвокатов "Де-юре" Юлия Щипцова. Например, на одном из объектов на 1,3 тысячи квартир, по ее словам, было подано около 500 исковых заявлений от покупателей жилья. И большинство претензий были разумными.
В 2024 году в Москве было зарегистрировано более 5 тысяч судебных дел, связанных с недовольством качеством построенного жилья, добавляет эксперт по гражданско-правовым спорам Александр Зелинко.
По всей России это порядка 24 тысяч дел, говорит Щипцова. Помимо Московского региона, наиболее активные регионы – это Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская область, перечисляет Зелинко.

В 2021-2024 годах оказались успешными около 50% дел, связанных с претензиями по качеству жилья. Чаще всего удавалось отсудить от 100 тысяч до 1 миллиона рублей.

И раз суды приняли к рассмотрению такие иски и вынесли по ним решение в пользу дольщиков, значит они обоснованы по праву, добавляет управляющий партнер юридической компании "Правый берег", арбитражный управляющий Радмила Радзивил.
«

"При этом застройщики сейчас также пытаются активно противостоять покупателям в судах. Не так давно они избрали новую стратегию по борьбе с "потребительским экстремизмом". В суде они требуют, чтобы покупатели возвращали им некачественные элементы квартиры: окна, двери, отделочные материалы. Судебная практика по данным требованиям довольно противоречивая, но порой суд встает на сторону застройщика", – говорит Асабина.

Младший юрист группы Яковлев и Партнеры Анастасия Асабина
Анастасия Асабина
Юрист группы "Яковлев и партнеры"
Средний срок судебного разбирательства "покупатель против застройщика", по словам Разина, составляет от 6 до 12 месяцев. Это достаточно долго, и не каждый готов пойти на такой небыстрый процесс ради обогащения.
Премьера спектакля  Маяковский. Дело №50 - РИА Новости, 1920, 13.07.2023
Как теперь правильно принимать квартиру в новостройке?
Разворотнева считает, что с учетом обоснованности большинства претензий со стороны покупателей к застройщикам говорить о "потребительском экстремизме" не очень корректно.
«

"Да, сегодня появилось достаточно много юристов, специализирующихся на разрешении споров между застройщиками и потребителями. Однако я не думаю, что те, кто к ним обращается, имеют своей задачей добиться незаконного обогащения. Уж слишком сложный и странный способ заработка получается", – говорит она.

Исполнительный директор НП ЖКХ Контроль Светлана Разворотнева
Светлана Разворотнева
Заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ
Так что в суды люди чаще всего обращаются от безнадежности, когда попытки устранить замечания силами застройщиков не приводят к ожидаемым результатам, констатирует депутат.

Пути решения проблемы

В связи с тем, что участники рынка кардинально расходятся в своем отношении к самому понятию "потребительского экстремизма", способы выхода из ситуации они видят прямо противоположные.

Навстречу покупателю

"По моему мнению, нужно усиливать защиту потребителей. В том числе подписывать акты сдачи-приемки не только помещений, но и общедомового имущества, территории", – говорит Разворотнева.
По ее словам, сейчас закон не дает новым собственникам проверять качество общедомового имущества, в том числе паркингов.
«

"Хотя там есть целый букет других претензий: промерзающие стены, некачественно смонтированные лифты. Я даже сталкивалась со случаями, когда в системе теплоснабжения установили трубы меньшего диаметра, чем это было предусмотрено проектом. Это стало источником постоянных проблем для дома", – рассказывает она.

Исполнительный директор НП ЖКХ Контроль Светлана Разворотнева
Светлана Разворотнева
Заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ

Нужен регламент

Другие же участники рынка, прежде всего застройщики, хотели бы четкой законодательной регламентации всех процедур при приемке квартиры, в частности регулирования деятельности профессиональных приемщиков.
Строительство жилья - РИА Новости, 1920, 30.08.2024
Эксперты предупредили дольщиков, к чему им нужно готовиться с 1 сентября
По словам Холопика, пути решения проблемы должны быть следующие:
  • установить четкий порядок урегулирования споров между участниками долевого строительства и застройщиками, включающий досудебный этап, а также предпочтение устранению недостатка над денежной компенсацией;
  • установить требования к качеству объектов долевого строительства, хотя бы по основным предметам спора: окна, стены, полы;
  • регламентировать деятельность судебных экспертов, требования к их квалификации, порядок аккредитации и ее лишения, порядок проведения строительной экспертизы.
"Потому что сейчас все это напоминает снежный ком: свои потери в судах застройщики компенсируют в стоимости квадратного метра в следующих проектах", – говорит Якубовский.
А страдает в итоге конечный покупатель, резюмирует он.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала