Объемы ввода недвижимости в рамках комплексного развития территорий в 2023 году могут вырасти в России почти в 16 раз – до 1,5 миллиона квадратных метров. В интервью РИА Новости Недвижимость первый замминистра строительства и ЖКХ РФ Александр Ломакин рассказал, каким образом с помощью механизма КРТ планируют привлекать инвесторов к расселению аварийного жилья, где стройотрасль России наиболее зависима от импорта и как власти собираются поддерживать девелоперов, готовых развивать собственные производства.
– Александр Николаевич, давайте подведем основные итоги 2022 года в части комплексного развития территорий. Что получилось сделать за предыдущий, будем прямо говорить, непростой год?
– Самое главное, что получилось сделать в 2022 году, – это запустить на практике реализацию механизма комплексного развития территорий (КРТ). Напомню, в 2021 году мы подготовили на федеральном уровне все нормативные документы, касающиеся КРТ, а затем в штабном режиме с регионами дожали выпуск аналогичной нормативки уже на уровне субъектов федерации. После этого для комплексного развития были отобраны более 800 территорий с площадью почти 26 тысяч гектаров и градостроительным потенциалом порядка 150 миллионов квадратных метров, в том числе порядка 120 миллионов "квадратов" – под строительство жилья. Пока принято 278 решений о комплексном развитии территорий, по 170 участкам уже заключены договоры о КРТ, а в 63 случаях – утверждена градостроительная документация. Более того, выдано 70 разрешений на строительство на объекты общей площадью 1,5 миллиона квадратных метров.
Активнее всего механизм комплексного развития территорий реализуется в Московской области (43 договора), в Кировской области (десять договоров), а также в Ямало-Ненецком автономном округе, Тюменской и Челябинской областях – по девять договоров. В Москве была заключено пять договоров на комплексное развитие территорий.
Более того, в проекты КРТ пошли и крупные федеральные девелоперы. Например, компании "Брусника", "Страна Девелопмент" и ЭНКО работают в Тюмени, Glorax – заинтересованы в реализации проектов в Санкт-Петербурге и Нижегородской области.
Что примечательно, первые вводы в строй жилья в рамках комплексного развития территорий тоже уже произошли в прошлом году. Конечно, речь идет о небольшой цифре – всего 95 тысяч квадратных метров, но тем не менее она имеет символическое значение. По сути, это свидетельство, что механизм КРТ действительно работает, так что теперь задача просто масштабировать и ускорять процесс.
– И до каких показателей вы считаете реальным масштабировать механизм комплексного развития территорий?
– Я думаю, что в рамках ежегодно вводимых 100 миллионов квадратных метров жилья по стране, проекты КРТ должны занимать приоритетное место, так как это позволило бы нам перейти от точечной застройки к комплексным решениям. При этом я говорю не только о многоквартирном жилье, но и об индивидуальных домах. Индивидуальное жилищное строительство не должно быть хаотичным – для него тоже нужно подбирать хорошие площадки, подводить коммуникации, строить улично-дорожную сеть и готовить социалку.
– Какой объем строительства жилых и нежилых объектов предполагается завершить в рамках проектов КРТ в 2023 году?
«
– В этом году ожидаем ввод порядка 1,5 миллиона квадратных метров недвижимости, из них – 1,3 миллиона жилья.
– Пока все проекты комплексного развития территорий, о которых шла речь, должны были реализовываться на землях, которые принадлежат регионам. Между тем, в России довольно большой объем не использующихся федеральных территорий. Планируется ли запускать механизм КРТ на них?
– На данный момент на базе Фонда развития территорий ( ФРТ) уже создано юридическое лицо "Управляющая компания ФРТ". Она будет заниматься комплексным развитием территорий как заказчик и мастер-девелопер. Сейчас мы для большей эффективности проектов дополнительно регулируем эти полномочия фонда и его дочерней структуры в законодательном поле. Кроме реализации федеральных проектов КРТ жилой застройки, Управляющая компания ФРТ обеспечивает продажу инвесторам прав застройки как в качестве агента, так и выступает самостоятельно девелопером по земельным участкам и объектам незавершенного строительства, передаваемым фонду после решения вопросов обманутых дольщиков. Управление всеми дочерними обществами фонда – специальными проектными компаниями, создаваемыми для целей нового строительства жилых домов, будут также осуществляться Управляющей компанией ФРТ.
– Будет ли ФРТ привлекать к реализации подобных проектов партнеров в лице коммерческих застройщиков?
– Я думаю, что он будет привлекать все возможные на сегодняшний день законные способы инвестирования, это и банковские кредиты, и поиск партнеров. Масса может быть вариантов.
– О каком объеме земель для федеральных проектов идет речь?
«
– Объем большой – порядка 15 тысяч гектаров планируется вовлечь в оборот до 2030 года. Выверка этой цифры идет совместно с Росреестром, Росимуществом, "Дом.РФ" и Фондом развития территорий. Потенциально подходящие площадки есть практически в каждом регионе.
– Означают ли эти планы, что полномочия по развитию не использующихся федеральных земель перейдут от "Дом.РФ", который сейчас занимается вовлечением участков в оборот через торги, к Фонду развития территорий?
– Не совсем так. Объем работы настолько большой, что ее хватит всем, так что "Дом.РФ" продолжит работать с незастроенными и нежилыми территориями с применением инструмента торгов, а ФРТ продолжит заниматься развитием территорий жилой застройки, на которых сконцентрированы аварийные и ветхие дома.
– Вопрос комплексного развития территорий стал активно обсуждаться одновременно с тем, как возникло понимание, что к расселению аварийного жилья в России нужно подключать рыночные механизмы и внебюджетное финансирование. Если помните, какое-то время даже говорили о "всероссийской реновации". Насколько действенным оказался механизм на практике?
«
– В рамках реализации механизма КРТ расселение аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда уже началось в десяти субъектах Российской Федерации. Это Мурманская область, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Красноярский край и так далее, благодаря чему порядка полутора тысяч человек улучшили свои жилищные условия. Мы также законодательно предусмотрели возможность выплаты компенсаций затрат инвесторам на расселение аварийного жилья. В таком случае финансовая модель позволяет получить прибыль застройщику и делает проект КРТ намного привлекательнее. Конечно, это недостаточные объемы. Сегодня мы постоянно говорим субъектам о необходимости информировать инвесторов об имеющихся инструментах господдержки и наращиванию темпов комплексного развития именно жилой застройки.
– Летом вы говорили о том, что прорабатывается вопрос редевелопмент а некоторых крупных портов в России в рамках КРТ. О каких портах все же идет речь и как скоро вопрос перейдет в практическую плоскость?
– Действительно, подобная тема нами активно обсуждалась в отношении портов Мурманска, Корсакова на Сахалине и Петропавловска-Камчатского. Однако затем был выбран более предпочтительный вариант работы с портами – через инструмент территорий опережающего развития. Теперь этим непосредственно занимается министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики.
– Перейдем к теме стройматериалов, которую в прошлом году вы активно комментировали. Что сейчас происходит с ценами на стройматериалы? Есть ли дефицит в этой сфере?
– Прежде всего скажу, что многие вопросы по ситуации со стройматериалами правильнее было бы адресовать Минпромторгу, который отвечает в нашей стране за промышленность. С точки зрения Минстроя ситуация такова: на сегодняшний день мы видим, что у нас в принципе произошла стабилизация на рынке стройматериалов, такого роста цен, как в пандемический 2021 год, мы уже не наблюдаем, более того, по некоторым позициям даже пошло снижение. В среднем по рынку на конец 2022 года стоимость стройматериалов в стране была всего на 3,6% больше, чем годом ранее, а через государственную информационную систему ценообразования в строительстве мы уже больше полугода не получали жалоб на необоснованное завышение цен.
Конечно, остались и определенные сдерживающие факторы, связанные с высокотехнологичным оборудованием, которое традиционно импортировалось в Россию. Поэтому сейчас достаточно оперативно промышленность переходит на импортозамещение, и мы уже видим определенное положительные результаты. Другое дело, что для того, чтобы предприятие, те же лифтовые заводы, развивалось и занималось локализацией и импортозамещением, ему необходима долгосрочная программа загрузки. Задача государства в данном случае – наладить взаимодействие между производителями и их потребителями в лице застройщиков, чтобы первые могли без страха заниматься формулированием собственных инвестпрограмм. Этим мы и занимаемся вместе с Минпромторгом.
– Насколько сейчас Россия зависима от импорта стройматериалов и оборудования?
– Зависимость от импорта диверсифицируется по типам объектов. Если мы говорим об объектах массового домостроительства, то там показатель составляет 5%, для объектов дорожной инфраструктуры, административных зданий и типовых социальных объектов – 10%. Если же мы говорим об уникальных медицинских, культурных или промышленных объектах, где требуется сложное оборудование, то здесь доля импорта может доходить и до 30, и до 35%. Наиболее велика зависимость от импорта по отделочным и конструкционным материалам, а также по инженерному оборудованию и механизмам. Например, зависимость от импорта по бетоноукладчикам оценивается в 60%, по экскаваторам и каткам – в 80%, по асфальтоукладчикам – в 95%.
В рамках стратегии импортозамещения Минстроем России сформирован перечень строительных ресурсов, которые больше всего в этом нуждаются, а также обеспечено упрощение и оптимизация административных процедур по замене импортных строительных ресурсов в текущих проектах.
– Будут ли предусмотрены дополнительные меры поддержки для застройщиков, в группах которых есть свои собственные производства стройматериалов и стройтехники?
– Да, этим вопросом мы очень плотно занимались последние несколько месяцев, потому что до сих пор застройщики несколько выпадали из системы поддержки Минпромторга и Фонда развития промышленности. Вместе с институтом развития "ВЭБ.РФ" мы проработали долгосрочную программу льготного кредитования для таких компаний, она сейчас проходит согласование в Минфине, поскольку "ВЭБ.РФ", скорее всего, потребуются средства на субсидирование процентной ставки. В целом стоит задача запустить эту программу в 2023 году – надеюсь, в начале второго полугодия мы начнем уже выдавать девелоперам первые кредиты на развитие производств.
– Обсудим кадровую ситуацию на строительном рынке. Как она менялась на протяжении 2022 года, ведь начинался он с большим дефицитом рабочей силы?
«
– Действительно, с кадровыми проблемами мы с вами столкнулись еще в начале 2020 года, на фоне коронавируса. На в прошлом году, как ни странно, положение дел не только не ухудшилось, но даже несколько улучшилось – в строительной отрасли произошел приток кадров. За счет того, что закрылись отдельные иностранные компании, уволенные люди из этих организаций перешли на работу в стройку и в сферу ЖКХ. Поэтому сказать, что на сегодня мы испытываем острый дефицит кадров, уже нельзя. На сегодняшний день мы видим реальную потребность примерно в 171 тысячу человек в строительной сфере и приблизительно в 90 тысяч человек в сфере ЖКХ. При этом в целом строительной отрасли и ЖКХ в стране работает около 11 миллионов человек.
Наиболее востребованными в строительстве являются технологический монтажник трубопроводов, электрогазосварщик, плотник, бетонщик, арматурщик. Сфера жилищно-коммунального хозяйства больше всего нуждается в инженерах-энергетиках, слесарях аварийно-восстановительных работ, электромонтерах по ремонту электрооборудования, слесарях-ремонтника, сантехниках и электрогазосварщиках.
– Что происходит в потребностью в кадрах в новых регионах России?
– Подведомственная структура Минстроя "Роскапстрой" довольно плотно занимается этим вопросом, в том числе переподготовкой кадров и дополнительным образованием для нужд строительного сектора. На всех новых территориях России "Роскапстрой" открыл свои представительства, которые заключили соглашения о взаимодействии с местными колледжами и высшими учебными заведениями, такими как Мариупольский и Приазовский университеты. Обучение проходят и кровельщики, и специалисты по электромонтажным работам, и сантехники, и отделочники. Люди практически каждую неделю получают дипломы и сертификаты и переходят к реальной работе, связанной с восстановлением регионов.
– В каком количестве строителей нуждаются регионы?
«
– В прошлом году в пике мы имели там 48 тысяч человек. Думаю, в этом году нам понадобится такая же цифра: объемы работ на этот год у нас не уменьшаются, а даже в какой-то части увеличиваются.
– И какова будет доля местных кадров?
– К сожалению, пока не очень большая по объективным причинам – около 20%.
– Летом 2022 года мы с вами говорили про кадровый центр, который вот-вот должен был запустить Минстрой. Каковы первые результаты его работы?
– Задача кадрового центра – это наладить взаимодействие между людьми, которые уже строители или хотят стать строителями, между строительными организациями, у которых есть потребность в кадрах, и между образовательными организациями. Получается, он должен стать таким треугольником обмена информации о кадровом потенциале. Сегодня на платформе кадрового центра размещено около 27 тысяч вакансий от 2 тысяч компаний и порядка 20 тысяч резюме, в том числе около 5 тысяч от студентов профильных вузов и средне-специальных учебных заведений.
Беседовала Ольга НАБАТНИКОВА