С наступлением темноты Москва буквально меняется на глазах: скромные здания превращаются в светящиеся замки, на сумеречных улицах уютным светом зажигаются фонари, а над пешеходными зонами – красочные инсталляции. При этом в вечернем облике столицы нет места спонтанности, ее "подсветочный" образ продуман до мелочей, чтобы не причинять дискомфорт жителям и при этом вписываться в городскую архитектуру. Начальник отдела по архитектурному освещению ГУП "Моссвет" Александр Гузеватов рассказал РИА Недвижимость об особенностях световой концепции Москвы и принципах ее развития.
Факт №1: четкая концепция
Впервые комплексную концепцию освещения для Москвы разработали в 2011 году. Именно в ней прописаны все нормы по освещенности и яркости наружного освещения и архитектурной подсветки, за которые в столице отвечают специалисты ГУП "Моссвет", и даже цвета и оттенки, с помощью которых в городе расставляют световые акценты.
По словам Гузеватова, создание концепции было необходимым шагом в развитии городской инфраструктуры. Современное уличное освещение не только гарантирует безопасность жителей, но и создает уникальный вечерний облик Москвы, выделяет ее архитектурные доминанты и достопримечательности.
На балансе ГУП "Моссвет" находятся 580 тысяч опор наружного освещения, 750 тысяч светильников и свыше тысячи уличных часов. Предприятие отвечает за 2 058 объектов, оборудованных архитектурно-художественной подсветкой в количестве 350 тысяч световых приборов.
"Мы не просто обозначаем здания в темноте, а создаем их художественный образ. Поэтому, кстати, иногда архитектурно-художественную подсветку (АХП) приписывают к искусству. Порой особый образ объекта, который придумывают светотехники и светодизайнеры, кардинально отличается от его дневного вида", – комментирует Гузеватов.
Ампир и модернизм: как подсветка Москвы "подбирается" под здания Факт №2: основной цвет
В рамках единой концепции доминантным цветом московской подсветки стал белый. Такой выбор может показаться скучным, однако именно его простота и универсальность позволяет специалистам "играть" с оттенками и создавать небанальные световые сценарии от объекта к объекту.
"В каждом проекте наши специалисты или ответственные проектировщики могут варьировать цветовой оттенок и его температуру, выбирать более теплый или холодный спектр. Дополнительно есть возможность вносить и другие цвета – например, синий, оранжевый. Это, в частности, характерно для московских мостов – их художественную подсветку оформляют по аналогии с драгоценными камнями и минералами", – объясняет Гузеватов.
Вид на Пушкинский (на первом плане) и Крымский мосты в Москве.
1 из 4
Храм Христа Спасителя в Москве.
2 из 4
Андреевский железнодорожный мост Малого кольца Московской железной дороги через Москву-реку.
3 из 4
Вид на Бородинский мост в Москве.
4 из 4
Факт №3: доминанты – первые
Художественной подсветкой, как можно заметить, оборудованы далеко не все здания и объекты города. По словам Гузеватова, первыми на очереди приобретения светового образа всегда становятся доминантные объекты столицы.
"На каждом участке в городе есть свои акцентные здания и точки, при этом неважно, есть у них статус объекта культурного наследия или нет. Но, как правило, в центре города это исторические, знаковые объекты в историческом и архитектурном плане. Именно они образуют световой скелет Москвы и несут на себе "художественную нагрузку", – поясняет специалист.
Ночь, улица, огни, подсветка: как Москва противостоит осенним сумеркам Систему подсветки для каждого здания разрабатывают с учетом его индивидуальных особенностей, элементов декора, во внимание принимают также прилегающую территорию и соседние здания. Новое световое решение обязано гармонировать с уже существующими по соседству и создавать единый вечерний облик на участке – например, вдоль магистрали или в границах одного квартала. Именно гармоничность дизайна помогает Москве в вечернее время выглядеть не аляповатой новогодней игрушкой, а настоящим световым произведением искусства.
Факт №4: нормирование яркости
Уровень освещения в Москве строго нормируется, улицы, дороги и здания должны "подсвечиваться" так, чтобы обеспечивать безопасность горожан, но при этом не причинять дискомфорт.
«
"Наружное освещение, то есть фонари и уличные светильники, нормируются по освещенности и яркости, а АХП – только по яркости. Для фасадов зданий этот показатель в среднем составляет не более 10 кандел на квадратный метр, чтобы не "засвечивать", – объясняет Гузеватов.
Дополнительно в московской системе подсветки используют современные энергосберегающие светильники, которые не слепят, но обеспечивают должный уровень яркости и длительное горение. За счет применения современных технологий, отмечает специалист "Моссвет", даже масштабные проекты по световому дизайну можно реализовать за счет минимального количества светильников.
Факт №5: постоянная регулировка
Специалисты "Моссвета" ежедневно отслеживают уровень освещенности города – для этого в штате предприятия действует мобильная светотехническая лаборатория. Работники замеряют степень яркости горения АХП и фонарей на отдельных точках, высчитывают необходимые показатели и при необходимости выравнивают их, чтобы устранить "засветы" или, наоборот, сократить количество темных участков.
«
"В нашей практике бывали случаи, когда жители просили отрегулировать освещение – кому-то, например, отсвечивало в окно. На такие обращения мы всегда реагируем: на место приезжает лаборатория, делает необходимые замеры. Если факт засветки подтверждается, мы доводим уровни яркости и освещенности до нормативных и комфортных показателей", – делится Гузеватов.
При установке систем подсветки на новых участках и зданиях специалисты "Моссвета" также учитывают уже работающие на территории фонари, световые инсталляции, рекламные щиты и медиа-фасады. Таким образом в городе постоянно соблюдается световой баланс, который гарантирует безопасность жителей и одновременно создает определенную эстетику в вечернее время.
Глава ОЭК: У системы освещения Москвы нет конкурентов