Андрей Багаев: Москва может стать одним из самых экологичных городов мира

Читать на сайте realty.ria.ru
Москва имеет все шансы стать одним из самых экологичных мегаполисов мира, убежден заместитель генерального директора компании "Донстрой" Андрей Багаев. В интервью РИА Недвижимость он рассказал, какой вклад в это вносит его компания, почему зеленые технологии скоро станут неотъемлемой частью всех сегментов жилья и какие интересные инновации появятся в проектах "Донстроя".
- Андрей Викторович, в последнее время все чаще поднимается тема так называемого зеленого строительства и даже появилось понятие "экодевелопмент". А можете вкратце пояснить, что это вообще такое?
- В моем представлении экодевелопмент – забота застройщика об окружающей среде и здоровье человека. Это, наверное, самое главное для любого девелопера, когда он строит объекты, и в первую очередь касается, конечно, использования экологичных материалов.
- Как это происходит у вас? Особенно с учетом, что "Донстрой" как раз и позиционирует себя как экологичный девелопер…
- Прежде всего, как я уже сказал, это применение только экологичных материалов. Конечно, мы не присутствуем на всей технологической цепочке производства строительных материалов. Но когда мы привлекаем очередного поставщика в свою партнерскую программу – сегодня в ней уже порядка 160-180 компаний, – то проверяем его продукцию на соответствие сертификатам по качеству, безопасности, экологии и т.д.
«
У меня был случай лет шесть-семь назад. В одном из объектов был реечный потолок, и мы, чтобы скрыть виднеющиеся коммуникации, решили задрапировать его черной тканью. Наняли фирму с хорошим портфолио и со всеми необходимыми сертификатами. Она привезла материал – недорогой, красивый, не бликует. Но когда я поднес горящую зажигалку к куску ткани, то она вспыхнула у меня в руках, пошел черный дым и горящие капли закапали мне на стол. Естественно, стали проверять сертификаты, а они оказались липовыми. С тех пор мы проверяем своих партнеров особенно тщательно и сегодня уверены, что в наших домах абсолютно чистые и безопасные материалы.
- При этом, помимо проверок сертификатов у поставщиков, вы еще и сами сертифицируете свои комплексы целиком?
- Да, мы сертифицируемся по международной системе LEED – одной из самых жестких экологических систем в мире. Мы осознанно выбрали именно ее, и нам уже есть чем гордиться. Первый в России жилой дом, сертифицированный по так называемому золотому стандарту LEED – наш дом "Жизнь на Плющихе". Недавно такой же сертификат получил "Дом на Тишинке". Следующим станет "Река" - скоро дом введем в эксплуатацию и будем сертифицировать. А новый масштабный проект "Остров" в Мнёвниковской пойме мы проектируем с учетом требований LEED.
В России LEED пока не очень распространена, а в мире уже немало проектов, соответствующих ей. Среди них много знаковых – например, "Тайбэй 101" - небоскреб в Тайване, штаб Международного олимпийского комитета в Швейцарии. Из российских можно отметить знаменитый "Лахта-центр" в Санкт-Петербурге.
Проект "Донстроя" в центре Москвы получил экологический сертификат LEED
- Насколько нам известно, в своих проектах вы также внедряете различные инновационные решения. Расскажите о них подробнее.
«
- Мы стремимся всячески сделать жизнь наших жителей более комфортной и минимизировать влияние на них каких-то негативных факторов.
Например, мы устанавливаем в паркингах датчики угарного газа. Он опасен тем, что его невозможно ни увидеть, ни почувствовать. И если параметр достигает определенного уровня, включается дополнительная система вентиляции, и воздух в паркинге, соответственно, даже в утренний час пик всегда чистый. То же касается и углекислого газа.
Также в наших домах мы применяем специальную систему очистки и обеззараживания воды, в том числе ультрафиолетом. К примеру, в том же доме "Жизнь на Плющихе", помимо обычного водопровода, в каждой квартире есть отдельный краник, из которого течет, можно сказать, родниковая вода. Она очищена до состояния бутилированной и насыщена кислородом и природными минералами.
Кроме того, мы внедряем систему рекуперации воздуха. Благодаря ей тепло, образующееся в результате жизнедеятельности людей, не выбрасывается в атмосферу, а используется в местах общего пользования. Этим теплом дополнительно обогреваются коридоры, лестничные клетки и даже дорожки возле крыльца, чтобы на них не образовывался лед. При этом воздух, поступающий в квартиры, также проходит дополнительное обеззараживание.
- Об энергоэффективности, наверное, спрашивать уже не стоит?
- Это уже элементарные проектные решения, то, что называется must have.
В частности, уже много где, не только у нас, используется светодиодное освещение во входных группах и МОПах. И хотя светодиодные лампы стоят в несколько раз дороже, чем лампы накаливания, они потребляют меньше электроэнергии, тем более если стоят датчики движения, и свет на полную мощность горит только в присутствии людей. В результате люди меньше платят за электричество, а на электростанциях сжигается меньше топлива, что, опять же, забота о здоровье планеты.
Или, например, энергоэффективные окна, часть которых со стороны улицы слегка покрыта специальным металлом, отражающим инфракрасное излучение от солнца. И то же самое по отношению к внутренней поверхности стекла, чтобы тепло зимой из квартиры не уходило на улицу. А большая площадь остекления панорамных окон в свою очередь настолько увеличивает освещенность комнаты, что затраты на электричество внутри квартиры падают на 5-10% процентов.
Выше класс, ниже платежка: главное об энергоэффективных домах
- Еще одна модная тема – зарядки для электротранспорта…
- Сейчас мир завоевывают электромобили, и мы поддерживаем этот тренд. Мы закладываем в наших проектах 20-30% парковочных мест, оборудованных электрической зарядкой повышенной мощности для того, чтобы людям, у которых есть электромобиль, было комфортно. Чтобы они, возвращаясь вечером домой, ставили машину на зарядку и утром она была на 100% заряжена. Сейчас это очень востребовано в высокобюджетных домах. Помимо этого, мы также проектируем на уличной сети своих комплексов электрозаправки, где мощность будет выше, чтобы электромобиль мог зарядиться на 80% за полчаса, пока владелец пьет кофе.
Парковки для электромобилей – это всего лишь часть инфраструктуры для экотранспорта. Также мы ставим стоянки и зарядки для электросамокатов. Более того, мы даже проектируем свою внутреннюю дорожную сеть так, чтобы люди, которые ездят на электросамокатах, на моноколесах и на простых велосипедах, не пересекались с автотранспортом. Они разводятся по разным уровням, чтобы всем было комфортно.
Кроме того, мы проектируем безбарьерную среду для самокатов, велосипедов и роверов. Например, в "Острове" роверы будут доставлять почту и посылки.
Мы вообще приветствуем вещи, которые делают город чище, и всячески их пропагандируем. Тот же раздельный сбор мусора – это ведь про экологию. Мы проводили опрос среди наших будущих покупателей, и около 70% высказались за него. Причем большую долю составила молодежь, что меня приятно удивило. После этого мы стали проектировать пункты для раздельного сбора мусора в каждом доме. Кстати, затраты на них по сравнению с эффектом совсем незначительные.
Разделяем грамотно! Как правильно сортировать мусор
- Наверняка те самые экологичные материалы, о которых вы рассказываете, не очень дешевые? Как их применение влияет на вашу себестоимость?
- Мне сложно с чем-то сравнивать, потому что мы уже давно не используем другие материалы. Могу предположить, что они обходятся минимум на 10% дороже. При этом покупатели в дальнейшем смогут на некоторых вещах экономить. Например, в "Доме на Тишинке" возможна экономия на энергоресурсах в размере 23%.
«
Да, себестоимость строительства у нас может быть несколько выше, чем у конкурентов. Но люди готовы голосовать рублем, мы это чувствуем на наших финансовых показателях. Они согласны потратиться в несколько больше, но получить гарантированное качество в гарантированный срок. И выбирая наши объекты, они в том числе учитывают эти вещи, которые я сейчас назвал. Сегодня это не просто модные тренды, это действительно общественный запрос.
- Девелоперы периодически жалуются на дефицит тех или иных материалов, особенно импортных. А есть ли сложности у вас?
- Если пять-шесть лет назад у нас импорта было 40%, то сейчас не больше 15%. У нас в стране уже несколько лет активно продвигается импортозамещение, к тому же многие иностранные бренды теперь локализованы в России. Поэтому нет, дефицита не испытываем.
Эксперт: в России резко вырос спрос на стройматериалы и оборудование
- А есть ли какие-то инновационные технологии, которые вы готовы применить в своих проектах, но законодательно-нормативная база к этому еще не готова?
- У меня была одна идея, которая на первый взгляд выглядит безумно, - применять в жилых комплексах в качестве энергоисточника малые ядерные установки. В России эта технология уже обработана на ледоколах и на атомных подводных лодках. Запихнуть в малый объем колоссальный источник энергии с технической точки зрения вообще не проблема. И если бы законодательство разрешало, то малая ядерная установка при однократной загрузке топлива могла бы обеспечить лет на семь энергией район на 1,5 миллиона квадратных метров. Это как батарейку на семь лет вставить: люди горя не знают – нет ни перебоев, ни колоссальных выплат сетевым компаниям за подключение. К идее можно отнестись с долей юмора, но ядерная энергетика - это будущее человечества и, возможно, задумываться о таком уже надо.
- Власти планируют развивать так называемые зеленые кредиты, чтобы застройщики, внедряющие в своих проектах экологические стандарты, могли получать займы на льготных условиях. Как думаете, будет ли она способствовать распространению экодевелопмента в стране?
- Я считаю, что это хорошая инициатива. Если экономический эффект от применяемой ставки кредитования будет ощутим для застройщиков, то это, конечно, колоссально подстегнет зеленые технологии и экологичность строительства в целом. Это действительно классная идея, я двумя руками "за".
- Можем ли мы с вами предположить, что те решения, которые вы внедряете у себя, в будущем станут неотъемлемой частью и массового сегмента?
«
- Думаю, это не заставит себя долго ждать. Ведь на самом деле большинство закладываемых нами проектных решений стоят не так уж дорого. И учитывая запрос общества на экологию, это произойдет в ближайшее время. В Москве более дешевый сегмент уже что-то применяет из решений, которые раньше могли позволить себе только премиальные объекты, а через год-два это появится и в регионах. И тогда они уже превратятся в стандарт, ниже которого опускаться не будет никто.
- Что еще интересного может появиться в ваших проектах?
- Недавно мы с МГТС подписали соглашение о применении на наших объектах сети 5G. Мы станем первым в России девелопером, в чьих комплексах появится высокоскоростной интернет. Пилотным проектом станет масштабный проект "Остров" в Мнёвниковской пойме - скоро там будет возведен монолитный каркас и можно приступать к созданию инфраструктуры под 5G.
Также мы задумываемся о роботизированной доставке в наши жилые комплексы. В том числе мы хотели бы развивать доставку квадрокоптерами, и было бы здорово, если власти разрешили бы использовать воздушное пространство для них. Это к слову о законодательных ограничениях. Но, я думаю, и их время придет, ведь раньше под 5G тоже не давали частоты. Все же прогресс не стоит на месте.
Здоровье дороже: как выбрать новостройку, которая будет о вас заботиться
- В Москве, как и в других мегаполисах, экология не самая лучшая. И все-таки – есть ли у нее шансы когда-нибудь стать экологичным городом?
- Я уверен в этом на 100%, и для этого есть все предпосылки.
Можно посмотреть на примере наших проектов. Когда мы комплексно осваиваем территорию в несколько гектаров, то большую ее часть отдаем под парки и набережные. Например, в "Сердце столицы" мы более полумиллиарда рублей вложили в создание набережной, ничего не попросив у властей взамен. При этом она, как и все другие наши территории, доступна для всех москвичей и гостей столицы. Кстати, по числу посещений эта набережная стоит на втором месте после Красной площади.
Или парк "Зеленая река", который пройдет через всю территорию "Символа", - он тоже абсолютно открыт для всех, любой человек может туда зайти, насладиться зеленью, площадками. Это место предназначено и для самых маленьких детишек, и для среднего возраста, и для пожилых людей. То же самое в "Острове": около 30% территории будет зеленой.
«
Я считаю, что при ответственном отношении девелоперов к проектированию своих домов, комплексов, Москву можно и нужно сделать одним из самых зеленых, самых экологичных городов мира. Никаких препятствий, нужно просто иметь ответственный подход к этому. Говорю совершенно искренне, исходя из своего опыта.
Обсудить
Рекомендуем