Рейтинг@Mail.ru
Хроники первого этажа: летопись Москвы с заглядыванием в окна - Недвижимость РИА Новости, 15.06.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка супертега Москва
Москва Сегодня: мегаполис для жизни

Хроники первого этажа: летопись Москвы с заглядыванием в окна

Читать в
Жизнь москвичей, особенно в будни, во многом циклична: дом, работа, магазин, дом. Интенсивность большого города приводит к тому, что и в выходные не хочется утруждать себя бытовыми и житейскими делами, проводя время в постоянных разъездах. И тут на помощь приходит сфера услуг, расположившаяся на первых этажах многоквартирных домов. Магазины, салоны красоты, кофейни и многое другое позволяет скоротать время на повседневных вещах. Сайт "РИА Недвижимость" решил вспомнить, как развивалась жизнь первых этажей Москвы с учетом нужд человека, а также выяснить, как современные программы благоустройства превращают столичные районы и дворы в автономный "город в городе" и как во время капремонта ведутся работы в помещениях, где расположены магазины.

Доходные первоэтажные

До середины XIX века основным местом для торговли в Москве были ярмарки и рынки. Однако со временем под эти нужды стали отдавать первые этажи домов. Сказалась нехватка мест на выгодных маршрутах c точки зрения потока людей, а также растущая численность населения столицы: она за вторую половину XIX века выросла вдвое, достигнув миллиона человек. По словам москвоведа Ирины Левиной, в дореволюционной Москве в купеческих домах, близких к заставам, все первые этажи домов служили складами или торговыми заведениями.
"С 1860-х годов даже дворяне в своих особняках в центре Москвы стали переоборудовать первые этажи во флигелях под торговлю. А иногда и строить на месте флигелей доходные дома с магазинами. Первой построила такой дом княгиня Голицына на Большой Никитской улице (дом 24/1 стр. 6) еще в 1839 году. Если рассматривать старые дореволюционные фотографии улиц, то видно хорошо много вывесок разных заведений на первых и даже вторых этажах. Часто небольшие домики все увешаны вывесками и рекламой", – говорит Левина.
В следующем десятилетии в столице начался строительный бум и на месте старых владений стали возводить доходные дома. Это было связано с разорением дворянства из-за крестьянской реформы. "Из-за этой же реформы крестьяне потянулись в города, на заводы, шло открытие производств. Пошел экономический рост", – отмечает историк.
«
Ассортимент подобных заведений был весьма разнообразным. Это и мужская и женская одежда, кондитерские и хлебные магазины, аптеки. То есть все, что и сейчас. Список магазинов составлял большую часть увесистых справочников "Вся Москва", подчеркивает Левина.
Москвовед Ирина Левина
Ирина Левина
Москвовед

От Торгсинов к панорамным витринам

Кардинально повлияла на исторический ритейл города революция и сопутствующий раскулачиванию передел собственности.
"Практически все исчезло – вся торговля. Началась разруха и голод. Однако введение Новой экономической политики большевиками в 1920-х годах позволило воскресить торговлю на первых этажах, благо концепция подразумевала частное предпринимательство и возрождение рыночных отношений. Начали опять открываться частные магазинчики. Затем ненадолго появились Торгсины (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами), в которых купить продукты и потребительские товары можно было за валюту, золото и драгоценные камни. Потом уже стала развиваться государственная торговля", – рассказывает Левина.
По понятным причинам последовавшая далее Великая Отечественная война "обнулила" начинания ритейла, много пришлось создавать заново. Советским властям надо было показать всему миру, что страна способна восстановиться, говорит старший научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин.
"Послевоенное строительство делилось на две части, потому что с одной стороны были районы парадной застройки, где формировались основные проспекты города. А другим фронтом работ являлись районы малоэтажной застройки, такие как улица Перова Поля, Хорошевское шоссе, а потом уже и Кунцево, Тушино и другие", – поясняет историк.
По его словам, в таких кварталах объекты торговой и социальной инфраструктуры располагались на первых этажах, но, как правило, на углу домов и перекрестках, то есть там, где были точки пересечения потоков, что позволяло охватить больше людей.
"Здания украшались декоративными элементами, ротондами, башенками. А на проспектах первые этажи занимали продуктовые магазины. В целом же, формирование крупной витрины началось в первой 1950-х на Ленинском проспекте, когда стали появляться девятиэтажные дома", – рассказывет Ромодин.
© РИА Новости / Сергей Соловьев | Перейти в медиабанкХозяйственный магазин "1000 Мелочей" на Ленинском проспекте в Москве
Хозяйственный магазин 1000 Мелочей на Ленинском проспекте в Москве
Хозяйственный магазин "1000 Мелочей" на Ленинском проспекте в Москве

Первый этаж: изгнание и возвращение

Что касается центра Москвы, то сферой торговли он был востребован всегда. В новых зданиях первые этажи отдавались под нежилые помещения.
«
"Там находились объекты инфраструктуры, поликлиники, библиотеки и торговые точки. Хотя на Садовом кольце, например, доля торговых мест была меньше. На новых магистралях, будь то Кутузовский или Ленинский проспект, уже сразу первые этажи отводились под нежилые помещения. Все магазины были в шаговой доступности, причем под них даже проектировались остановки общественного транспорта с соответствующими названиями", – добавляет Ромодин.
Старший научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин
Денис Ромодин
Старший научный сотрудник Музея Москвы
© РИА Новости / А. Черняк | Перейти в медиабанкМагазин "Русский лен" на Комсомольском проспекте в Москве
Магазин Русский лен на Комсомольском проспекте в Москве
Магазин "Русский лен" на Комсомольском проспекте в Москве
Однако не всегда эта тенденция реализовывалась должным образом. В конце 1950-х в начале массового строительства "хрущевок" в Москве было апробировано возведение экспериментальных кварталов, когда дом строился не за месяцы, а за дни. Первым местом для такого опыта в частности стал район Черемушки.
"Стало понятно, что отдавать весь первый этаж под торговлю не рентабельно, лишая тем самым дом полезной жилплощади. В итоге приняли решение строить торговые зоны отдельно. Тогда как раз были разработаны первые опытные проекты отдельно стоящих магазинов, они могли быть и домом быта и универсамом и продуктовым магазином. Что в дальнейшем сыграло на руку – сейчас эти здания можно трансформировать под любые функции, ведь, по замыслу архитектора, район должен меняться", – рассказывает историк.
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкТорговый центр "Черемушки" на Профсоюзной улице в Москве
Торговый центр Черемушки на Профсоюзной улице в Москве
Торговый центр "Черемушки" на Профсоюзной улице в Москве
Такие постройки были обособленны и удобны в обслуживании, например, машина разгрузки никому не мешала. Причем, отмечает москвовед, в микрорайонах теоретически очень хорошо продумывалась система торговли, все было в шаговой доступности.
"Например, в Беляево архитектор специально разрабатывал расположение магазинов так, чтобы люди могли от проектируемой станции метро вечером пройти через все магазины повседневных товаров. В свою очередь, универмаг, универсам, где закупка проводилась на определенный срок, были вынесены на отдельную улицу. К сожалению, проблема всех таких микрорайонов в том, что инфраструктура, как и образовательные учреждения, транспорт, запаздывала, потому что все строилось разными ведомствами. У города было предпочтение на ввод квадратных метров, а остальное строилось либо потом, либо не появлялось в итоге вовсе. И таких историй с непостроенными или запоздалыми универмагами много", – рассказывает Ромодин.
С развалом СССР идея встраиваемых в дом магазинов получила распространение в новых районах того времени – Марьино, Южное Бутово и других.
В 90-е квартиры на первых этажах в жилых домах часто отдавались предпринимателям, и они переделывали их под офисы или магазины. Продуктовые магазины также вышли в подвалы и в "тонары" на колесах.

Удобство "под боком"

В наши дни первые этажи жилых зданий на оживленных улицах по-прежнему имеют спрос и у бизнеса, и у пешеходов, и у жителей многоквартирных домов.
Наличие магазина, сферы услуг, парка, площадок все чаще становится определяющим фактором при выборе жилья у потенциального покупателя, в связи с чем современные девелоперы при строительстве жилых комплексов создают концепции ритейла для первых этажей, указывает старший консультант департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Кристина Мортина.
Открытие зала Интерактивной карты Москвы
Как "хакнуть" и перезагрузить город: пошаговая стратегия
В любом случае новые районы Москвы, особенно плотной застройки, должны иметь места для торговли. "Мы сейчас видим, как советские спальные районы пытаются переделать под современные реалии, впихивая магазины и пристраивая лестницы, мешая разгрузкой и мусором. Конечно, намного проще, когда это все заранее закладывается в проект", – добавляет урбанист Аркадий Гершман.
При этом важно, чтобы собственники и арендаторы магазинов на первых этажах многоквартирных домов впоследствии активно сотрудничали с коммунальными службами и подрядчиками, осуществляющими работы в ходе капитального ремонта. Ведь если речь идет о ремонте общедомовых инженерных систем, то его делают на всех этажах многоквартирного дома вне зависимости от того, жилые это помещения или нет.
«
"Обычно владельцы понимают, что состояние инженерных коммуникаций напрямую влияет на состояние их собственности. Причем собственники относятся к капитальному ремонту всегда с большим пониманием, чем арендаторы. Арендаторы часто не заинтересованы в долгой эксплуатации помещений и терпеть неудобства, связанные с ремонтом, они просто не хотят. Если трубы придут в негодность, им проще будет снять новое помещение", – рассказывают в фонде капитального ремонта Москвы.
Но чаще компромисс бывает найден. Как отмечают в фонде капремонта, очень помогает, когда собственники оперативно убирают оборудование, которое закрывает доступ к общедомовым системам.
Получается, что даже в эпоху мощной интернет-торговли, магазины и службы сервиса на первых этажах не утрачивают актуальности. Уже сейчас виден спрос на небольшие магазинчики со скоропортящимися продуктами ежедневного потребления, фермерской продукцией, а также "товарами от производителя", которые можно купить по пути домой, рассуждает Ромодин.
Также востребованы на первых этажах жилых домов частные детские сады, фитнес-клубы и сервисные услуги, такие как салон красоты, подчеркивает Мортина.
Именно поэтому в Москве сейчас идет активное развитие районов именно с точки зрения инфраструктурной и досуговой составляющей. Запущенная в этом году программа "Мой район" нацелена в частности на то, чтобы превратить каждый район в абсолютно самодостаточный "город в городе", где можно получить все виды услуг: прогуляться в парке, приобрести необходимые продукты, принять участие в общественных мероприятиях, не выезжая в центр города.
Однако есть ряд заведений, присутствие которых в жилых домах вызывает возмущение у жильцов. В основном это бары и точки по продаже алкоголя. Как заметил мэр Москвы Сергей Собянин в ходе посещения нового ОВД в Ростокине, магазины и заведения, которые расположены на первых этажах жилых домов и вызывают недовольство у москвичей, должны быть взяты на контроль столичной полиции.
Мэр подчеркнул, что при разработке программы "Мой район" был создан целый раздел, посвященный безопасности. По его словам, в жилой застройке много мест, на которые жалуются жители участковым. Эти жалобы отслеживаются через порталы "Активный гражданин" и "Наш город".

Винные магазины и так называемые наливайки могут покинуть первые этажи жилых домов, если в ближайшее время будет принят закон о запрете продажи алкоголя в барах и кафе площадью до 20 квадратных метров. Соответствующий законопроект Госдума одобрила в сентябре в первом чтении. Однако, как указывает адвокат, заместитель председателя МКА "Центрюрсервис" Илья Прокофьев, проект предусматривает, что дополнительные ограничения смогут вводить власти уже не федерального, а местного уровня.

"Поэтому, с учетом мнения граждан конкретного жилого дома, под запретом могут оказаться увеселительные заведения любого масштаба", – поясняет он.

"В текущем виде это запрет касается именно пивных и рюмочных, а не кафе или ресторанов. Вполне возможно, что по итогам дальнейших слушаний законопроекта в него будет внесено множество поправок, поэтому говорить о нем, как об итоговом документе пока рано", – считает он.

РазвернутьСвернуть
Впрочем, бытовой микрокосм Москвы формируется сейчас не только на уровне района, но и на уровне двора благодаря программам комплексного благоустройства общественных пространств. Только в этом году порядка 4,5 тысячи дворовых территорий столицы преобразятся и станут местом для разноформатного досуга. Таким образом, получить все необходимые активности и услуги можно будет, как говорится, не отходя от подъезда.
Благоустроенный двор на улице Бакинская в Москве
Главные "на районе": какие дворы номинировали на звание лучших в Москве
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала