Многие исторические дома в центре Москвы, перешагнув в своем возрасте вековой рубеж, становятся памятниками архитектуры. Таким строениям требуется тщательный уход, а некоторых случаях реставрация, в рамках которой домам возвращается первоначальный вид. Корреспондент РИА Недвижимость отправился на Остоженку, где специалисты Фонда капремонта Москвы по крупицам возвращают аутентичность жилому дому из позапрошлого века.
Элемент памяти
Пятиэтажный дом по адресу: Остоженка, 7, построен в 1898 году архитектором Александром Ивановым для Варваринского акционерного общества домовладельцев. Это была одна из первых компаний в Москве по строительству и приобретению недвижимости. В разное время здесь жили инженер
Владимир Шухов, профессор Московского университета Алексей Абрикосов, биолог и основоположник экспериментальной биологии в
России и
СССР Николай Кольцов. Здание было одним из корпусов единого комплекса.
Главная архитектурная деталь дома – два ряда эркеров по обоим сторонам фасада. Центральная часть дома несколько вынесена вперед, на уровне четвертого и пятого этажей размещена арочная ниша на несущих колоннах с украшенным решеткой балконом, под которым находится маскарон. Арка декорирована лепниной в виде головы льва и цветов. Окна балкончиков, расположенных над эркерами, обрамляют барельефы в виде фигур женщин, а выше красуются ангелочки, которые держат герб.
Уличные истории: что могут рассказать московские дома-памятники За все время своего существования сильных потрясений дом и его планировка не испытали, сохранившись в относительно неплохом состоянии, пусть и с потерей многих элементов.
Элемент архитектуры доходного дома на Остоженке.
1 из 2
Лепнина доходного дома на Остоженке.
2 из 2
По словам замначальника управления по работе с объектами культурного наследия Фонда капитального ремонта Москвы Владимира Сергеева, дом никогда не реставрировался, в нем проводились лишь поддерживающие ремонты.
«
"Когда мы приступили к работе, фасад имел достаточное количество утраченных и деформированных элементов. Все они расчищаются, докомпоновываются и окрашиваются в оригинальные цвета. Утраченные элементы воссоздаются заново путем снятия силиконовых форм с последующей отливкой и установкой. Это касается не только балконов, но и обрамления эркеров", – рассказывает Сергеев.
Проходят работы, разумеется, и внутри дома. Реставрируются чугунные ограждения лестничных маршей, в местах утраты воссоздают историческую метлахскую плитку. Представитель
ФКР отмечает, что сейчас есть огромное количество отечественных материалов аналогичных тем, которые использовались более 100 назад.
«
"Любой элемент мы можем в точности повторить. Это наша одна из главных задач – максимально точно передать исторический облик здания. Помогают нам в этом коллеги из департамента культурного наследия. Например, на основе документов, справок, фотографий мы смогли вернуть в подъезды исторические окна", – указывает Сергеев. Также на этапе подготовки существенно помогло 3D-сканирование, оно позволило увидеть все скрытые элементы на верхних этажах фасадов.
Научная рутина
Современные технологии не отменяют ручную работу, которая весьма трудоемкая, но эффективная. Как отметил руководитель проекта по реставрации Никита Королев, во время реставрации со стен в подъездах было снято восемь слоев краски, благодаря чему удалось определить исторический цвет стен, который не всегда известен до начала работ.
"Нам дают готовый проект. Он, как правило, немного сырой. В процессе реставрации мы вскрываем новые объемы и виды работ. Для этого есть авторский надзор, он дополняет проект. Допустим, мы видим обычную плитку, демонтируем ее и выясняем, что под ней была метлахская плитка. Или же стену чистим, а потом находим лепнину", – рассказывает специалист.
То же самое касается и расчистки стен, которая происходит химическим способом. "Кисточкой на стену наносится специальный раствор, спустя 20-30 минут стену начинают счищать. Работа делается очень аккуратно, чтобы не повредить защитный слой гипса. Состав раствора снимает два слоя. Так постепенно реставраторы и доходят до оригинального цвета", – объясняет процесс Королев.
Московская аутентичность. Самые интересные дома-памятники столицы В свою очередь исторический цвет лепнины помогают устанавливать в лаборатории, куда отправляют частичку элемента, где сотрудники под микроскопами досконально разбирают весь состав и цвет. Затем они дают заключение, где все подробно описывают. На основе этой информации реставраторы восстанавливают элементы, полностью повторяя оригинальную деталь.
"С деформированных элементов снимается матрица (силиконовая форма) и он отливается заново. В случае со старым расчищенным элементом он догипсовывается, вышкуривается и на него наносится краска. Таких работ было много на балконах и на фасаде, а также на лепном декоре. При этом во всех подъездах на перилах лестниц был утрачены кованые ажурные элементы. Мы их расчистили, кузнецы выковывали в мастерских, привезли сюда и на месте их уже приваривали. Но мы стараемся максимально реставрировать, а не делать заново", – заключает Королев.
Реставрационные и ремонтные работы в этом доме планируется завершить в 2024 году.