Российский рынок стройматериалов и товаров для ремонта с февраля 2022 года смог сохранить основных игроков, избежать дефицита товаров и добиться увеличения спроса на них даже при росте цен до 70% по некоторым позициям, рассказали РИА Недвижимость эксперты. По их мнению, несмотря на то, что сейчас перед участниками рынка стоит серьезный вызов в виде растущих цен, по итогам 2023 года их обороты могут вырасти на 40%.
Удержали позиции
Сейчас на рынке DIY (от английского do it yourself – "сделай сам") в России, по данным страхового брокера Remind, представлено 14 основных участников, общий оборот средств которых в 2022 году составил 1 триллион рублей при общем обороте по рынку в 1,07 триллиона рублей.
«
"Формула игроков в целом не изменилась. По-прежнему есть супер-лидер – Leroy Merlin, который находится в недосягаемом отрыве, и есть группа крупных компаний, имеющих существенное присутствие только в некоторых регионах", – описал расстановку сил на этом рынке управляющий директор Союза торговых центров Сергей Платицын.
Доля Leroy Merlin на рынке, по данным Remind, составляет 48,4% (оборот 530 миллиардов рублей), на втором месте находится СТД "Петрович" – 10,6% (116 миллиардов рублей), на третьем – "ВсеИнструменты.ру" – 7,8% (85 миллиардов рублей). На четвертом месте с долей почти 6% расположился один из крупнейших российских маркетплейсов Ozon (оборот 65 миллиардов рублей).
Продажи товаров для ремонта через маркетплейсы в целом увеличились в 2022 году, что привело к росту их суммарной доли на рынке DIY в настоящий момент до 10%, добавил директор по маркетингу СТД "Петрович" Игорь Колынин.
Так, по данным Remind, помимо Ozon, в десятку крупнейших участников рынка сегодня входят также Wildberries с долей 2,4% (оборот 25 миллиардов рублей) и "Яндекс.Маркет" (почти 3%, оборот 26 миллиардов рублей).
«
"Правда, они по-прежнему уступают традиционным нишевым игрокам, у которых собственный интернет-магазин, бренд, экспертиза, сервисы. Плюс маркетплейсы до сих пор не умеют работать с крупногабаритными товарами", – рассказал Колынин.
Из интересных тенденций в десятке лидеров эксперты отмечают снижение доли OBI после смены собственника. По словам Колынина, компания выбыла из первой пятерки DIY-ритейлеров еще в 2022 году. В настоящий момент, как подсчитали в Remind, на эту компанию приходится всего 2,9% рынка (оборот 31,1 миллиарда рублей), по этому показателю OBI сейчас занимает лишь шестое место.
"Но все же, несмотря на смену собственника и на некоторый период турбулентности в наличии товаров, OBI удалось восстановить основные продажи и избежать пустых полок", – констатировал Платицын.
Почти всего хватает
Что касается ассортимента, то после периода неопределенности в части наличия товаров в марте-мае 2022 года ситуация в этом вопросе наладилась, отметил замгендиректора компании "Каширский двор" Борис Сидоров.
«
"Лишь очень незначительное количество товарных групп ушло с рынка, но большинство компаний импортозаместились, организовав производства на территории России, или наладили параллельный импорт", – рассказал он.
На сегодняшний день в сегменте строительных материалов доля импортозамещения превышает 90%, добавил гендиректор производственного холдинга корпорации "Технониколь" Владимир Марков. Кровля, утеплители, гидроизоляция – все это давно, по его словам, производится и применяется в России.
Кроме того, магазины заменили некоторые европейские товары на продукцию производства других стран, добавила совладелец компании "Максидом" Мария Евневич. Например, европейских производителей керамогранита заменили поставщики из Индии и Узбекистана, а ламината – производители из Белоруссии.
Тем не менее достаточно сложная ситуация с ассортиментом сохраняется в сегменте лакокрасочных материалов, сантехники и инженерной электрики – эта продукция привозится из европейских стран, и есть сложности с поставками, отметил Сидоров.
«
"Однако на рынке DIY все же не было такого истеричного и массового исхода иностранных брендов, как в других отраслях", – отметил гендиректор компании "Этерна", эксперт в области управления недвижимостью Дмитрий Томилин, констатировав, что в том числе по этой причине говорить о каком-то серьезном дефиците товаров не приходится.
Все упирается в цены
Сейчас основной трудностью для участников рынка, по словам Сидорова, является рост цен, вызванный увеличением курса валют и удорожанием логистики. По его данным, в 2023 году средний чек относительно февраля 2022 года в разных категориях товаров DIY увеличился от 10 до 70%.
Удорожание логистики связано с большой загруженностью железных дорог (товары из Азии), перегрузкой портов (например Новороссийск), затруднением автомобильных перевозок через Грузию (перевал Верхний Ларс), объяснил Сидоров.
При этом спрос на рынке стройматериалов и товаров для ремонта в 2023 году растет. К примеру, в августе текущего года по сравнению с показателем за август 2022 года спрос на теплоизоляцию увеличился на 5-6%, а кровельные материалы в сегменте ИЖС показали рост более чем на 20% на некоторые позиции, привел свои данные Марков.
«
"Вместе с тем сейчас на рынке DIY наблюдается тенденция к более расчетливому поведению покупателей в потреблении товаров для ремонта – люди стали покупать только самое необходимое", – описал ситуацию он.
Также прослеживается тренд к отказу от более дорогих брендов в пользу среднего сегмента. Например, покупатели выбирают уже не сантехнику бренда Grohe, а что-то дешевле, добавил Марков.
Обороты вырастут
Эксперты считают, что по итогам 2023 года на фоне роста спроса основные участники рынка сохранят свои нынешние позиции и даже могут увеличить обороты. По мнению менеджера департамента торговых кредитов Remind Андрея Когтева, общий оборот рынка DIY по итогам 2023 года вырастет на 40% – до 1,5 триллиона рублей.
Дополнительно стимулировать спрос и продажи будет программа льготного финансирования индивидуального жилищного строительства в России, отметил гендиректор Mart Bespoke Properties Алексей Мартынцов.
Ведь большая часть людей, берущих льготную ипотеку на ИЖС, по его словам, потратит деньги именно на покупку базовых материалов российского производства и локальные отделочные материалы эконом-уровня.