Доступность городской среды в мегаполисе складывается из множества факторов, многие из которых не всегда заметны и очевидны – например, ширина пешеходных тротуаров и высота бордюров. Сайт "РИА Недвижимость" совместно с экспертами разобрался, что делает московскую инфраструктуру доступной, какую роль в ней играет инклюзивность и почему пандусы и подъемники важны не только для пожилых горожан и маломобильных категорий граждан.
Пять в одном
За последнее десятилетие понятие доступной городской среды стало одним из популярных урбанистических трендов, которыми ловко оперируют архитекторы, проектировщики и благоустроители. Для обывателя, впрочем, безбарьерность до сих пор чаще всего ассоциируется с установкой пандусов на входных группах подъездов и магазинов. Опрошенные РИА Недвижимость эксперты единогласно утверждают: доступность инфраструктуры мегаполиса не ограничивается внедрением инклюзивных практик, а складывается из множества других, не менее важных факторов.
«
"Доступная городская среда – очень широкое понятие. Во-первых, конечно, это комфорт для передвижения и нахождения в ней людей с инвалидностью, маломобильных, родителей с колясками и детей. Во-вторых, это по-настоящему доступная и удобная транспортная и пешеходная инфраструктура. В-третьих, удобное для всех, благоустроенное городское пространство с набором различных функций и услуг в шаговой доступности", – считает архитектор и сооснователь "Бюро А4" Сергей Марков.
Сергей Марков
Архитектор и сооснователь "Бюро А4"
Это вам не Лондон: можно ли сделать Москву 15-минутным городом Важность свободного передвижения по городским улицам является одним из приоритетных направлений развития многомиллионной
Москвы, уверен директор по развитию компании "STEP. Транспортные решения" Алексей Смирнов.
«
"Я, как транспортник, могу оценить доступность города, в первую очередь, как возможность беспрепятственно перемещаться по нему всем категориям горожан. Здесь мы имеем дело с физическими характеристиками инфраструктуры, как, например, понижение тротуаров в зонах пешеходных переходов, повышение остановок в уровень пола общественного транспорта и другие проектные решения, которые снижают количество препятствий и повышают безопасность. Доступность среды может измеряться и во времени, которое вы затрачиваете, чтобы добраться до тех же объектов инфраструктуры", – объясняет эксперт.
Алексей Смирнов
Директор по развитию компании "STEP. Транспортные решения"
Главный миф, или Почему Москва уже никуда не спешит Основатель бюро Tesler Archictects Кирилл Теслер, в свою очередь, выделяет целых пять принципов качественной и доступной городской среды:
2. Интуитивная понятность для горожанина.
3. Возможность совершения ошибки без фатальных последствий.Например, когда заблудившийся в городе человек может найти дорогу домой.
4. Комфорт пребывания в среде, в том числе эмоциональный, визуальный и даже шумовой, акустический.
5. Возможность многофункционального использования среды различными возрастными группами и категориями горожан – от детей до маломобильных граждан, вне зависимости от их физической силы.
Для всех без исключений
Опрошенные РИА Недвижимость эксперты сходятся во мнении, что хотя инклюзивность городской среды в традиционном понимании не определяет целиком и полностью уровень ее доступности целиком и полностью, современный мегаполис обязан учитывать ее в своем развитии.
Ошибочно считать, что пандусы, специализированные подъемники и тактильная плитка внедряются в инфраструктуру Москвы исключительно в интересах горожан на инвалидных колясках или пожилых людей. В отдельные периоды своей жизни любой горожанин может стать временно маломобильным – например, из-за травмы и ее последствий. Даже такое радостное событие, как рождение детей, накладывает существенный отпечаток на образ жизни и превращает привычный путь в ближайший магазин в настоящий квест с коляской и пакетами наперевес.
На подъеме: как в Москве устанавливают бесплатные платформы для инвалидов "Часто не задумываешься, какое количество людей ограничены по тем или иным причинам. Как, например, той же маме с коляской комфортно перейти через подземный переход? А если детей двое? Но стоит только создать комфортную городскую среду, где удобно передвигаться, как улицы заполняются и детскими колясками, и людьми на инвалидных креслах, и маломобильными горожанами, то есть запрос огромен. Думаю, этот вопрос лежит в плоскости города для всех – удобного и дружелюбного", – утверждает Марков.
По данным комплекса городского хозяйства (КГХ) Москвы, с 2011 по 2022 год в подъездах жилых домов столицы установили почти 1,8 тысячи подъемных платформ для маломобильных категорий граждан.
В 2023 году в городе запланирована установка 168 новых подъемников. Больше всего платформ появится в Южном (47), Юго-Западном (24) и Северо-Западном (20) административных округах. Платформы устанавливаются в домах старой постройки по заявкам. Приоритет отдается вертикальным подъемным платформам, способным подниматься на высоту до 4 метров. Также в Москве устанавливают подъемники наклонного типа. При установке платформ специалисты дополнительно оборудуют пандусы и поручни на входной группе подъездов, устанавливают двери с доводчиками, монтируют системы визуального и диспетчерского контроля.
С аналогичной позицией выступает и Теслер: по его словам, в профессиональной среде архитекторов и урбанистов набирает популярность направление инклюзивного дизайна, соответствующий запрос наблюдается у высших учебных заведений и образовательных площадок, создаются тематические курсы и программы.
"Чем больше инклюзивных и безопасных пространств мы делаем, тем больше людей с особенностями решаются выйти на улицы. Это значительный вклад в популяризацию и развитие городской среды. Мы видим, что наше общество многогранно, его образуют абсолютно разные люди, которые тоже хотят работать, учиться, общаться. Благодаря высокому уровню интеграции горожан с особенностями в развитии и ограничениями в мобильности, мы перестаем воспринимать их как изолированную единицу, которая существует в каком-то своем параллельном мире", – размышляет основатель Tesler Architects.
«
"Оборудование подъездов специальными подъемными платформами – важная часть программы по созданию в городе безбарьерной среды. Для маломобильных граждан, особенно одиноких, возможность самостоятельно выходить из дома имеет огромное значение: это работа за пределами квартиры, прогулки на свежем воздухе".
Петр Бирюков
Заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства
Более того, горожане с инвалидностью составляют большой процент активных людей, у которых, возможно, даже больше мотивации, чем у здоровых, утверждает Теслер. Они готовы участвовать в общественной жизни, работать, заниматься спортом и творческими инициативами.
Основные практики по созданию инклюзивной среды эксперт делит на два типа:
- Технические. К ним относятся технологии, помогающие пользователям с особенностями ориентироваться в городском пространстве и пользоваться его возможностями: кнопки вызова экстренной помощи, информационные стелы, специализированные подъемники, звуковые сигналы о переключении светофора или прибытия поезда в метрополитене.
- Средства планирования. Сюда входит грамотная организация планировки современных зданий, расположение пешеходных дорожек в парковых и досуговых зонах, расширение прогулочных тротуаров.
Повышение инклюзивности мегаполиса за счет этих методик расширяет его возможности не только в социальном плане, но и в экономическом. По словам Маркова, это двигает предпринимательство и бизнес, создает новые рабочие места, делая город живым, доступным, успешным и любимым. Плюс, аккумуляция и создание живых общественных пространств развивает комьюнити и, как следствие, безопасную среду, подчеркивает собеседник агентства.
Город, который ест: как мегаполис и пищевой ритейл влияют друг на друга Столичное преображение
Несмотря на статус столицы и обилие возможностей, доступность городской среды стала для Москвы приоритетом в развитии не так давно, единогласно утверждают опрошенные РИА Недвижимость эксперты. По словам Теслера, еще 15 лет назад было очевидно, что столица серьезно уступает мегаполисам других стран в уровне комфорта.
«
"Однако за последние десять лет мы незаметно для себя сделали огромный шаг к безопасности и доступности. Сейчас мы вышли на достойный уровень комфортности проживания и универсальности среды. Любой проект, который сейчас инициируют в Москве, реализуется с вниманием к этим параметрам", – добавляет эксперт.
Кирилл Теслер
Основатель бюро Tesler Archictects
Смирнов отмечает, что в полном смысле доступным городом столица начала становиться со стартом программ по благоустройству, таких как "Моя улица", приоритетом которой стало развитие пешеходной системы города, единой системы общественного транспорта и увеличение количества открытых зон для отдыха, прогулок и занятий спортом.
Городская программа по комплексному благоустройству "Моя улица" стартовала в Москве в 2015 году, общая площадь благоустройства в рамках проекта превысила 1,5 тысячи гектаров. Ее продолжением стал проект "Мой район", вошедший в активную фазу в 2019 году, а также программа благоустройства "От дома до дома", реализуемые комплексом городского хозяйства Москвы.
За время реализации этих проектов в столице благоустроили более 500 улиц, переулков и площадей, расширили тротуары, организовали новые маршруты для пешеходов, модернизировали систему автомобильного движения, повысили уровень уличной освещенности и убрали под землю воздушные кабели в рамках проекта "Чистое небо". В столице восстановили знаковые городские объекты: площадь Тверской Заставы и Биржевую площадь, привели в порядок улицы Садового кольца, вернули пешеходный статус таким улицам, как Кузнецкий мост, Никольская, Столешников и Рыбный переулки и другим.
Как отмечают в КГХ, за последние десять лет в Москве появилось свыше 950 парков, приспособленных под нужды и интересы горожан всех категорий и возрастов, около 90% москвичей имеют парки и скверы в шаговой доступности. Новыми культовыми площадками для досуга и отдыха стали парк "Зарядье", пространство "Музеон", парки "Ходынское поле", создаваемый с 2016 года парк "Яуза" и другие.
Только в 2022 году новый облик и функционал получили 62 улицы, переулка и общественных пространств, 64 парковые и природные территории, 2593 двора, работы проходили на свыше 70 территориях, прилегающих к транспортным объектам, сообщают в КГХ.
«
"Вспомните, что еще не так давно ширина тротуара в центре города могла составлять всего 80 сантиметров – то есть, там не проходила ни коляска, ни компания больше двух человек. Понятно, что если ходить по городу некомфортно, человек выберет автомобиль. Так вот, одна из задач программ по развитию доступной городской среды заключалась в приоритизации общественного транспорта, потому что мы не можем бесконечно адаптировать город под растущую автомобилизацию. С этой целью пересматривались и подходы к инфраструктуре, и организации движения, и парковочного режима", – говорит директор по развитию "STEP. Транспортные решения".
Алексей Смирнов
Директор по развитию компании "STEP. Транспортные решения"
В совокупности московские инициативы и реализованные проекты по благоустройству и реорганизации пространства дали кумулятивный эффект в плане городской среды, в том числе экологии, борьбы с пробками, социального благополучия за счет развития общественных пространств, уличного коммерческого фронта, подчеркивает Смирнов.
«
"На наших глазах Москва стала городом, где комфортно работать, отдыхать, заниматься спортом, проводить время на природе, воспитывать детей, одним словом – жить".
Петр Бирюков
Заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства
"Последние десять лет Москва очень динамично развивается, и в создании по-настоящему комфортного города для горожан и туристов сделано немало. Благоустроенные улицы, комфортные пониженные бордюры, понятные пешеходные переходы, широкие удобные тротуары явились платформой для оживления общественных пространств и развития сервисного бизнеса. Стало классно гулять, общаться. Весь центр города в хорошую погоду наполнен людьми, во многих парках сделали современные интересные детские площадки, как "Салют" в Парке Горького, где детские голоса не утихают", – добавляет сооснователь "Бюро А4" Марков.
Столичная ретроспектива: как менялись улицы Москвы в разные эпохи По его словам, не стоит забывать и о проектах цифровизации, которые выводят столицу на качественно новый уровень доступности – в частности, о каршеринге, сервисах городской аренды самокатов и велосипедов.
"Удивительно, но в любое время суток в Москве можно найти абсолютно все, что тебе нужно", – говорит Марков.
Без остановок
Хотя прорыв Москвы в плане доступной и инклюзивной среды очевиден, растущий мегаполис не может позволить себе остановиться на достигнутом, а потом без ее дальнейшего и всестороннего развития не обойтись, считают эксперты.
По мнению Смирнова, современный горожанин все активнее проявляет запрос на мобильность, и столица отвечает на него своевременно.
«
"В городе реализовалось множество классных проектов по развитию пешеходного каркаса, набережных, общественных и рекреационных территорий, спортивных маршрутов. Создана интегрированная транспортная система, а мы знаем, что чем крупнее город, тем больше видов транспорта в нем должно быть. Так вот сегодня выбор видов перемещения в Москве позволяет комфортно обойтись даже без личного автомобиля", – считает он.
Алексей Смирнов
Директор по развитию компании "STEP. Транспортные решения"
Марков добавляет: новые проекты благоустройства уделяют инклюзивности много внимания, уже сейчас сложно представить себе современный девелоперский продукт, будь то жилье или офис, без комфортной и доступной среды для всех.
Зимой и летом: зачем мегаполису "сезонное программирование" «
"На текущий момент проделана титаническая работа по улучшению этого аспекта. Я сам, гуляя с дочкой или передвигаясь по городу на велосипеде, замечаю эти значительные изменения и пользуюсь ими", – делится опытом эксперт.
Сергей Марков
Архитектор и сооснователь "Бюро А4"
Теслер уверен: в перспективе городская среда Москвы должна стать по-настоящему универсальной, в которой различия между возрастными группами и категориями будут минимизированы.
«
"Для создания универсальной, доступной и безбарьерной среды не нужно красить все бордюры и плитку в желтый цвет, выделять отдельные зоны и писать над ними: "Инвалиды – справа, здоровые – слева". Мы должны создавать городскую среду, которая не будет разграничивать население, но при этом останется удобной, комфортной и безопасной для всех категорий граждан: детей, взрослых, пожилых и маломобильных", – заключает он.
Кирилл Теслер
Основатель бюро Tesler Archictects