Москва Сегодня: мегаполис для жизни

Ручная работа. Как в павильон на ВДНХ возвращается сталинский ампир

Читать на сайте realty.ria.ru
На территории ВДНХ продолжается реконструкция павильона №15 "Радиоэлектроника и связь" (бывший "Поволжье"). Здание, пережившее немало потерь, усилиями реставраторов постепенно обретает свой первоначальный вид. Как специалисты по крупицам восстанавливают исторический облик павильона, читайте в материале "РИА Недвижимость".

Историческая перезагрузка

История павильона "Радиоэлектроника и связь" началась в 1937 году, тогда был построен первый павильон "Поволжье". Но из-за критики его реконструировали в 1938, а 1954 году его вновь реконструировали и павильон сохранил название "Поволжье". В тот период тематика выставочного комплекса соответствовала названию и рассказывала об истории волжских городов и освоении реки. Фасад украшали горельефы, посвященные батальным событиям, барельефы со сценами мирного труда, витражи с изображениями Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций. На углах здания были установлены фигуры матроса и солдата, а в центре размещена композиция - рабочий с колхозницей, держащие герб РСФСР.
Павильон ВДНХ "Радиоэлектроника и связь"
В таком виде павильон простоял всего четыре года. В 1958 году он был еще раз реконструирован, а в 1959-м переименован в "Радиоэлектронику и связь". Часть богатого декора тогда закрыли лаконичными фальшфасадами из алюминия, а часть — демонтировали. Так он стал похож на радиоприемник.
По словам куратора департамента капитального ремонта (ДКР) Москвы по реставрации павильона №15 на ВДНХ Игоря Пурынова, когда специалисты приступили к реставрации, здание представляло собой, по сути, металлическую коробку.
"Большая часть изначального облика времен "Поволожья" была утрачена. Колонн и скульптур сверху тоже не было. В прошлом году мы их воссоздали, для чего поднимали архивы, а также информационные материалы из музея ВДНХ", – рассказывает куратор.
Рабочие реставрируют металлические элементы каркаса купола в павильоне №15 "Радиоэлектроника и связь" на ВДНХ
По его словам, много сложностей возникло при реставрации из-за больших утрат, так как нужно было поднимать и исследовать архивы.
"Живопись в залах была полностью закрашена и зашпаклевана на потолках. Люстры по старым чертежам и архивам искали, а потом согласовывали их облик", – отмечает Пурынов.
Активные работы идут на парадном входе павильона. Представитель ДКР указывает, что здесь снова появятся каскадные фонтаны, от которых к моменту реставрации остались лишь старые остатки облицовки 1954 года.
Земледелие и "большая вода": как в павильоны ВДНХ заново проникает история
"Фасад на 80% был утрачен, но мы смогли восстановить первозданный вид. Что-то искали по архивам и воссоздали заново, а остальное расчистили от многолетних закрасок и докомпоновали утраты. Вход в павильон расположен между двумя фонтанами. На текущий момент под ними уже полностью смонтировано современное оборудование. Вся система устроена таким образом, что воду в ней нужно менять один раз в год", – рассказывает Пурынов.
Серьезного вмешательства потребовали фундаментная и грунтовая части павильона, которые пришлось укрепить, так как выставочный комплекс не был рассчитан под современные системы.
"В павильоне смонтируют вентиляцию, установят кондиционеры, проведут горячую и холодную воду. Сердце его жизнедеятельности будет располагаться в подвальной части, которую мы откопали, а перед этим полностью усилили фундаменты. В итоге у здания появился еще один этаж, где разместятся все коммуникации", – объясняет представитель ДКР.
Рабочие восстанавливают полы терраццо
При этом павильон обретет вид 1954 года. Даже покрытие полов вернется к своему историческому образу, сейчас на стилобате– уже готов каркас из латунных протяжек, которые сыграют роль отсечки одного цвета от другого. В него заливают мозаично-бетонную смесь. Кроме того, декоративное покрытие терраццо вернется и в интерьеры.

Мастерский подход

Возвращение исторического облика павильона сопряжено с поистине ювелирной работой. В этом можно убедиться, если пройти в мастерскую на втором этаже, где реставраторы воссоздают медальоны из оселкового мрамора с разными изображениями, которые располагались в нишах порталов зала Сталиниградской области.
Чтобы установить изначальный вид артефактов, сначала специалистам пришлось изучить старые фотографии и сделали модели из пластилина, рассказывает реставратор Владимир Коробецкий. Затем, после утверждения со стороны департамента культурного наследия и представителей ВДНХ, архитекторы получили право их заформовать и тиражировать.
Восстановление наследия: как реконструируют павильоны на ВДНХ
По словам Коробецкого, на один медальон уходит много времени.
"Каждый раз хочется доделать еще, так как глаз замыливается за день. Самое сложное в этом вопросе – это терпение, так как работа очень трудоемкая", – рассказывает он.
Помимо медальонов, его команда занимается реставрацией кессонных потолков в двух залах.
"В своей работе ориентируемся на архивные материалы и сохранившиеся элементы кессонных потолков. Работа продолжается", – говорит Коробецкий.
Реставрация лепного декора в павильоне №15 "Радиоэлектроника и связь" на ВДНХ
Так как павильон является объектом культурного наследия федерального значения, весь проект реставрации здания и скульптур разрабатывался и согласовывался под контролем специалистов департамента культурного наследия Москвы.
"Процесс достаточно ответственный, потому что в нем есть почти все виды реставрации, которые существуют: каскадные фонтаны, витражи, лепнина, колонны из оселкового (искусственного) мрамора, скульптуры, полы терраццо, бронзирование и даже живопись", – резюмирует Пурынов.
Обсудить
Рекомендуем