https://realty.ria.ru/20200729/1574999196.html
Восстановление наследия: как реконструируют павильоны на ВДНХ
Восстановление наследия: как реконструируют павильоны на ВДНХ - Недвижимость РИА Новости, 28.07.2021
Восстановление наследия: как реконструируют павильоны на ВДНХ
На территории ВДНХ продолжаются масштабные работы по комплексной реконструкции двух выставочных павильонов: "Микробиологическая промышленность" и... Недвижимость РИА Новости, 28.07.2021
2020-07-29T10:00
2020-07-29T10:00
2021-07-28T17:46
москва сегодня: мегаполис для жизни
городское хозяйство москвы
комплекс городского хозяйства москвы
вднх
realty-гид – риа недвижимость
архитектура
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/07/1b/1575000119_0:165:3058:1885_1920x0_80_0_0_df0f06337d29758d4e35eef998bd7e05.jpg
На территории ВДНХ продолжаются масштабные работы по комплексной реконструкции двух выставочных павильонов: "Микробиологическая промышленность" и "Радиоэлектроника и связь". Строители, художники и реставраторы под руководством департамента капитального ремонта и контролем департамента культурного наследия трудятся не покладая рук, воссоздавая утерянные и восстанавливая пострадавшие элементы архитектурного убранства снаружи и внутри зданий. Корреспондент сайта "РИА Недвижимость" побывала в закрытых на реставрацию павильонах и узнала, что скрывалось под слоями штукатурки на объектах и как реставраторы работают над восстановлением былого величия зданий.От масла к микробиологииПавильон №30, расположенный недалеко от центра "Космонавтика и авиация", по масштабности и монументальности значительно уступает своему популярному соседу, однако его история и особенности постройки стоят внимания. Возведенное в 1938-1939 годах деревянное здание изначально носило название "Эфироносы". В ходе реконструкции ВДНХ в 1950-х годах его перестроили по проекту архитектора В.М. Бочкаревой. Новый облик павильона по задумке специалиста создавали в традициях русской архитектуры – в частности, фасад украсил деревянный фронтон, напоминающий резьбу на избах. В течение 50-х годов менялась не только архитектура, но и название объекта: "Масличные культуры", "Хлопок", "Хлопчатобумажная и льняная промышленность". Экспозиция, посвященная микробиологии, стала главной темой внутреннего пространства павильона только в середине 60-х годов. Соответствующее название сохранилось и до наших времен.Сейчас пройти мимо павильона, не заметив его, легче легкого – невысокое здание скрыто оградой и строительными лесами. В рамках масштабной реставрации, стартовавшей на объекте в начале 2020 года, специалисты воссоздают лепные и керамические элементы декора, восстанавливают живопись и деревянный декор, а также приспосабливают здание под круглогодичное посещение."Изначально это выставочное пространство было предназначено только под летнее использование. Главная особенность павильона заключается в том, что он целиком из дерева, и только конструктивные элементы, такие как фундамент, сделаны из железобетона", – рассказывает куратор проекта реставрации павильона от департамента капитального ремонта Москвы Игорь Пурынов. "Таких павильонов осталось очень мало, поэтому объект по-настоящему уникальный. Чтобы он работал круглогодично, мы проложили все необходимые коммуникации, сделали вентиляцию, продумали систему пожарной безопасности, а деревянные элементы покрыли специальным составом, чтобы обеспечить износостойкость", – добавляет специалист.Слои историиВ процессе работ реставраторы уделяют особенное внимание воссозданию архитектурных и декоративных элементов, которые долгие годы были спрятаны под слоями штукатурки и краски. Так, например, над главным входом в павильон был обнаружен картуш – лепное украшение в виде щита, на котором сохранились узоры в виде ростков хлопка и надпись "Увеличить за пятилетие производство хлопка-сырца на 55-65 процентов". "Перед началом реставрационных работ в павильоне проходили изыскательские работы, в рамках которых здание, по сути, зондируется. То есть специалисты обследуют объект, выявляют отдельные элементы и затем по архивным документам и фотографиям выясняют, как они выглядели раньше. Во вводном и третьем залах была обнаружена цветочная живопись на потолках. В третьем зале уже завершили воссоздание и реставрацию живописи, а во вводном ее еще раскрывают", – говорит Пурынов.С сохранившейся росписью реставраторы работают максимально щепетильно: сначала с помощью специальных растворов по небольшому кусочку очищают живопись от краски и побелки, затем сверяются с архивами и приступают к воссозданию картин в четком соответствии со старыми фотографиями. Все рабочие этапы в обязательном порядке согласовываются со специалистами департамента культурного наследия, которые утверждают даже цветовые решения.В целом, по словам Пурынова, несмотря на солидный возраст, павильон "Микробиологическая промышленность" сохранился достаточно неплохо, и у реставраторов хватает информации, чтобы восстановить его практически "один в один"."Построить объект заново – это одно, реставрация сохранившихся элементов, конечно, процесс более сложный. В каждой конструкции павильона, на каждом его участке мы стараемся сохранить как можно больше оригинальных элементов", – отмечает куратор проекта.В частности, реставраторам удалось восстановить сграффито из архитектурного бетона – декоративные элементы с узорами на наружной стене павильона. Их впервые сняли с "насиженного места" и успешно отреставрировали в организованной прямо на стройплощадке мастерской.Для воссоздания сильно поврежденных участков и объектов специалисты применяют технологию докомпоновки. Они основываются на исторических данных и фотографиях, подбирают аналогичные материалы, из которых создают точные копии утраченных элементов. Подобным образом, отмечает Пурынов, были докомпонованы полы терраццо на входной группе павильона."Также продолжается восстановление фонтана у павильона. Он был установлен здесь в начале 50-х и со временем утратил и свою красоту, и функциональность. По старым частям фонтана было сделано 3D-моделирование, все элементы сначала отрисовали, потом на основе архивных снимков и современной модели приступили к воссозданию", – делится опытом куратор проекта.Работу над фонтаном, как и процесс реставрации всего объекта, завершат до конца 2020 года, на данный момент сделано 70% от запланированного объема. Прилегающую к павильону территорию благоустроят в едином стиле территории ВДНХ. Какое наполнение приобретет павильон "Микробиологическая промышленность", пока неизвестно, говорит Пурынов, однако добавляет: выставочное пространство станет комфортным для посещения в любое время года и привлечет москвичей и туристов своим обновленным внешним и внутренним убранством.Судьба "Поволжья"Непростой историей может похвастаться еще один объект на ВДНХ, закрытый на реставрацию. Павильон №15 "Радиоэлектроника и связь", изначально называвшийся "Поволжье", в современном виде был построен в 1954 году. Фасад украшали горельефы с изображениями батальных сцен, витражная композиция, на углах здания были установлены скульптурные композиции – матрос и солдат, а в центре – рабочий с колхозницей, держащие герб РСФСР. Внутри располагалось 8 выставочных залов: вводный, зал Мордовской и Чувашской АССР, залы Саратовской, Ульяновской, Астраханской, Сталинградской и Куйбышевской областей. Особенностью архитектурного убранства павильона были каскадные фонтаны, обыгрывающие тему потока воды на гидроэлектростанциях.В этом величавом виде павильон просуществовал недолго. В 1959 году его реконструировали и переименовали в соответствии с новой выставочной композицией. Больше всего от обновления пострадал фасад: скульптуры демонтировали, горельефы частично разрушили, а здание закрыли металлическим фальшфасадом. Задолго до восстановления внутреннего убранства павильона специалисты проделали огромную подготовительную работу. Устаревшие инженерные системы здания демонтировали, разобрали кровлю и обустроили временный навес на период ее ремонта. Сейчас воссоздают колонны и устои главного фасада. Раскопали и каскадный фонтан – в рамках этих работ, кстати, был обнаружен фрагмент одной из скульптур – голова матроса. Витражи площадью свыше 200 квадратных метров аккуратно сняли для последующей реставрации и докомпоновки, а поверхности лепного декора, стен и потолка тщательно расчистили.Как и в "Микробиологической промышленности", в "Радиоэлектронике" специалистам тоже удалось обнаружить сохранившиеся элементы потолочной живописи в нескольких залах. Причем, обращает внимание художник-реставратор Александра Гагина, сюжеты жизни Поволжья написаны не просто на поверхности, а на настоящем холсте, затем натянутом на потолке."Кажется, что я работаю очень маленьким инструментом для расчистки, но это, на самом деле, один из самых больших", – с улыбкой говорит Гагина, демонстрируя небольшую кисточку. Прежде чем реставраторы приступят к восстановлению элементов живописи, то, что сохранилось, нужно очень аккуратно раскрыть, ничего не повредив. Это очень кропотливая и методичная работа. На данный момент сделано уже много, но понадобится еще пара месяцев, чтобы достичь качественного результата, добавляет она.Помимо восстановления рисунков, реставраторы со временем также займутся воссозданием холста – сейчас в нем видны несколько отверстий, пробитых креплениями от светильников.Реставрация на года"Радиоэлектроника и связь" – богато и разнообразно украшенный павильон, лепнина и другие декоративные элементы здесь встречаются практически на каждом квадратном метре. Реставратор Владимир Коробецкий, уже 26 лет занимающийся "воскрешением" памятников, признается: смотреть на архитектурные потери в таком месте очень непросто."Каждый раз, когда вижу подобные утраты, хочется всплакнуть, прежде чем приняться за работу, честно. Но, с другой стороны, и Колизей разрушали в течение 300 лет самые просвещенные из людей. Радует, что сейчас мы начинаем ценить то, что когда-то было утрачено, повреждено нашим безвременьем, и имеем возможность восстановить это в первоначальном виде", – признается Коробецкий.Под его руководством специалисты занимаются реставрацией оселкового зеленого мрамора – в частности, на сильно пострадавшей входной группе. Для докомпоновки полностью утраченных элементов подбирается идентичный материал, который тщательно укладывается в единое полотно с сохранившимися участками."Моя задача – сделать так, чтобы рисунок снова стал целостным. Когда работы закончатся, ни один посетитель даже не заподозрит, что где-то когда-то на стенах были сломы", – уверен реставратор.В вводном зале продолжается докомпоновка рельефных вставок кессонного плафона, а в зале Сталинградской области восстанавливается лепной венок из подсолнухов, кукурузы, колосьев и фруктов, обрамляющих купол.Завершить реставрацию павильона также планируется до конца 2020 года. По данным департамента капитального ремонта Москвы, в дальнейшем в павильоне откроется музей Олимпийского комитета Российской Федерации. Впервые с 1950-х годов посетители ВДНХ смогут увидеть на фасадах воссозданные барельефы с изображением трактористов, хлеборобов и рыбаков не на архивных снимках, а вживую, своими собственными глазами.
https://realty.ria.ru/20181016/1530754932.html
https://realty.ria.ru/20190710/1556377138.html
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
Полина Ермилова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/1c/1743316116_94:0:837:743_100x100_80_0_0_8edd2bbcc5c532404275d37760e5fcd0.jpg
Полина Ермилова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/1c/1743316116_94:0:837:743_100x100_80_0_0_8edd2bbcc5c532404275d37760e5fcd0.jpg
Новости
ru-RU
https://realty.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/07/1b/1575000119_164:0:2895:2048_1920x0_80_0_0_6260da915296d045fb8b2057a8e39509.jpgНедвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Полина Ермилова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/1c/1743316116_94:0:837:743_100x100_80_0_0_8edd2bbcc5c532404275d37760e5fcd0.jpg
городское хозяйство москвы, комплекс городского хозяйства москвы, вднх, realty-гид – риа недвижимость, архитектура
Москва Сегодня: мегаполис для жизни, Городское хозяйство Москвы, Комплекс городского хозяйства Москвы, ВДНХ, Realty-гид – РИА Недвижимость, Архитектура
На территории ВДНХ продолжаются масштабные работы по комплексной реконструкции двух выставочных павильонов: "Микробиологическая промышленность" и "Радиоэлектроника и связь". Строители, художники и реставраторы под руководством департамента капитального ремонта и контролем департамента культурного наследия трудятся не покладая рук, воссоздавая утерянные и восстанавливая пострадавшие элементы архитектурного убранства снаружи и внутри зданий. Корреспондент сайта "РИА Недвижимость" побывала в закрытых на реставрацию павильонах и узнала, что скрывалось под слоями штукатурки на объектах и как реставраторы работают над восстановлением былого величия зданий.
Павильон №30, расположенный недалеко от центра "Космонавтика и авиация", по масштабности и монументальности значительно уступает своему популярному соседу, однако его история и особенности постройки стоят внимания. Возведенное в 1938-1939 годах деревянное здание изначально носило название "Эфироносы". В ходе реконструкции ВДНХ в 1950-х годах его перестроили по проекту архитектора В.М. Бочкаревой. Новый облик павильона по задумке специалиста создавали в традициях русской архитектуры – в частности, фасад украсил деревянный фронтон, напоминающий резьбу на избах.
В течение 50-х годов менялась не только архитектура, но и название объекта: "Масличные культуры", "Хлопок", "Хлопчатобумажная и льняная промышленность". Экспозиция, посвященная микробиологии, стала главной темой внутреннего пространства павильона только в середине 60-х годов. Соответствующее название сохранилось и до наших времен.
Сейчас пройти мимо павильона, не заметив его, легче легкого – невысокое здание скрыто оградой и строительными лесами. В рамках масштабной реставрации, стартовавшей на объекте в начале 2020 года, специалисты воссоздают лепные и керамические элементы декора, восстанавливают живопись и деревянный декор, а также приспосабливают здание под круглогодичное посещение.
"Изначально это выставочное пространство было предназначено только под летнее использование. Главная особенность павильона заключается в том, что он целиком из дерева, и только конструктивные элементы, такие как фундамент, сделаны из железобетона", – рассказывает куратор проекта реставрации павильона от департамента капитального ремонта
Москвы Игорь Пурынов.
"Таких павильонов осталось очень мало, поэтому объект по-настоящему уникальный. Чтобы он работал круглогодично, мы проложили все необходимые коммуникации, сделали вентиляцию, продумали систему пожарной безопасности, а деревянные элементы покрыли специальным составом, чтобы обеспечить износостойкость", – добавляет специалист.
В процессе работ реставраторы уделяют особенное внимание воссозданию архитектурных и декоративных элементов, которые долгие годы были спрятаны под слоями штукатурки и краски. Так, например, над главным входом в павильон был обнаружен картуш – лепное украшение в виде щита, на котором сохранились узоры в виде ростков хлопка и надпись "Увеличить за пятилетие производство хлопка-сырца на 55-65 процентов".
«
"Перед началом реставрационных работ в павильоне проходили изыскательские работы, в рамках которых здание, по сути, зондируется. То есть специалисты обследуют объект, выявляют отдельные элементы и затем по архивным документам и фотографиям выясняют, как они выглядели раньше. Во вводном и третьем залах была обнаружена цветочная живопись на потолках. В третьем зале уже завершили воссоздание и реставрацию живописи, а во вводном ее еще раскрывают", – говорит Пурынов.
С сохранившейся росписью реставраторы работают максимально щепетильно: сначала с помощью специальных растворов по небольшому кусочку очищают живопись от краски и побелки, затем сверяются с архивами и приступают к воссозданию картин в четком соответствии со старыми фотографиями. Все рабочие этапы в обязательном порядке согласовываются со специалистами департамента культурного наследия, которые утверждают даже цветовые решения.
Реставрация павильона "Микробиологическая промышленность" на ВДНХ
1 из 4
Реставрация павильона "Микробиологическая промышленность" на ВДНХ
2 из 4
Реставрация павильона "Микробиологическая промышленность" на ВДНХ
3 из 4
Реставрация павильона "Микробиологическая промышленность" на ВДНХ
4 из 4
Реставрация павильона "Микробиологическая промышленность" на ВДНХ
1 из 4
Реставрация павильона "Микробиологическая промышленность" на ВДНХ
2 из 4
Реставрация павильона "Микробиологическая промышленность" на ВДНХ
3 из 4
Реставрация павильона "Микробиологическая промышленность" на ВДНХ
4 из 4
В целом, по словам Пурынова, несмотря на солидный возраст, павильон "Микробиологическая промышленность" сохранился достаточно неплохо, и у реставраторов хватает информации, чтобы восстановить его практически "один в один".
«
"Построить объект заново – это одно, реставрация сохранившихся элементов, конечно, процесс более сложный. В каждой конструкции павильона, на каждом его участке мы стараемся сохранить как можно больше оригинальных элементов", – отмечает куратор проекта.
В частности, реставраторам удалось восстановить сграффито из архитектурного бетона – декоративные элементы с узорами на наружной стене павильона. Их впервые сняли с "насиженного места" и успешно отреставрировали в организованной прямо на стройплощадке мастерской.
Для воссоздания сильно поврежденных участков и объектов специалисты применяют технологию докомпоновки. Они основываются на исторических данных и фотографиях, подбирают аналогичные материалы, из которых создают точные копии утраченных элементов. Подобным образом, отмечает Пурынов, были докомпонованы полы терраццо на входной группе павильона.
"Также продолжается восстановление фонтана у павильона. Он был установлен здесь в начале 50-х и со временем утратил и свою красоту, и функциональность. По старым частям фонтана было сделано 3D-моделирование, все элементы сначала отрисовали, потом на основе архивных снимков и современной модели приступили к воссозданию", – делится опытом куратор проекта.
Работу над фонтаном, как и процесс реставрации всего объекта, завершат до конца 2020 года, на данный момент сделано 70% от запланированного объема. Прилегающую к павильону территорию благоустроят в едином стиле территории ВДНХ. Какое наполнение приобретет павильон "Микробиологическая промышленность", пока неизвестно, говорит Пурынов, однако добавляет: выставочное пространство станет комфортным для посещения в любое время года и привлечет москвичей и туристов своим обновленным внешним и внутренним убранством.
Непростой историей может похвастаться еще один объект на ВДНХ, закрытый на реставрацию. Павильон №15 "Радиоэлектроника и связь", изначально называвшийся "Поволжье", в современном виде был построен в 1954 году. Фасад украшали горельефы с изображениями батальных сцен, витражная композиция, на углах здания были установлены скульптурные композиции – матрос и солдат, а в центре – рабочий с колхозницей, держащие герб
РСФСР. Внутри располагалось 8 выставочных залов: вводный, зал Мордовской и Чувашской АССР, залы Саратовской, Ульяновской, Астраханской, Сталинградской и Куйбышевской областей. Особенностью архитектурного убранства павильона были каскадные фонтаны, обыгрывающие тему потока воды на гидроэлектростанциях.
В этом величавом виде павильон просуществовал недолго. В 1959 году его реконструировали и переименовали в соответствии с новой выставочной композицией.
Больше всего от обновления пострадал фасад: скульптуры демонтировали, горельефы частично разрушили, а здание закрыли металлическим фальшфасадом.
Задолго до восстановления внутреннего убранства павильона специалисты проделали огромную подготовительную работу. Устаревшие инженерные системы здания демонтировали, разобрали кровлю и обустроили временный навес на период ее ремонта. Сейчас воссоздают колонны и устои главного фасада. Раскопали и каскадный фонтан – в рамках этих работ, кстати, был обнаружен фрагмент одной из скульптур – голова матроса. Витражи площадью свыше 200 квадратных метров аккуратно сняли для последующей реставрации и докомпоновки, а поверхности лепного декора, стен и потолка тщательно расчистили.
Как и в "Микробиологической промышленности", в "Радиоэлектронике" специалистам тоже удалось обнаружить сохранившиеся элементы потолочной живописи в нескольких залах. Причем, обращает внимание художник-реставратор Александра Гагина, сюжеты жизни
Поволжья написаны не просто на поверхности, а на настоящем холсте, затем натянутом на потолке.
"Кажется, что я работаю очень маленьким инструментом для расчистки, но это, на самом деле, один из самых больших", – с улыбкой говорит
Гагина, демонстрируя небольшую кисточку. Прежде чем реставраторы приступят к восстановлению элементов живописи, то, что сохранилось, нужно очень аккуратно раскрыть, ничего не повредив. Это очень кропотливая и методичная работа. На данный момент сделано уже много, но понадобится еще пара месяцев, чтобы достичь качественного результата, добавляет она.
Реставрация павильона "Радиоэлектроника и связь"
1 из 4
Реставрация павильона "Радиоэлектроника и связь"
2 из 4
Реставрация павильона "Радиоэлектроника и связь"
3 из 4
Реставрация павильона "Радиоэлектроника и связь"
4 из 4
Реставрация павильона "Радиоэлектроника и связь"
1 из 4
Реставрация павильона "Радиоэлектроника и связь"
2 из 4
Реставрация павильона "Радиоэлектроника и связь"
3 из 4
Реставрация павильона "Радиоэлектроника и связь"
4 из 4
Помимо восстановления рисунков, реставраторы со временем также займутся воссозданием холста – сейчас в нем видны несколько отверстий, пробитых креплениями от светильников.
"Радиоэлектроника и связь" – богато и разнообразно украшенный павильон, лепнина и другие декоративные элементы здесь встречаются практически на каждом квадратном метре. Реставратор Владимир Коробецкий, уже 26 лет занимающийся "воскрешением" памятников, признается: смотреть на архитектурные потери в таком месте очень непросто.
"Каждый раз, когда вижу подобные утраты, хочется всплакнуть, прежде чем приняться за работу, честно. Но, с другой стороны, и Колизей разрушали в течение 300 лет самые просвещенные из людей. Радует, что сейчас мы начинаем ценить то, что когда-то было утрачено, повреждено нашим безвременьем, и имеем возможность восстановить это в первоначальном виде", – признается Коробецкий.
Под его руководством специалисты занимаются реставрацией оселкового зеленого мрамора – в частности, на сильно пострадавшей входной группе. Для докомпоновки полностью утраченных элементов подбирается идентичный материал, который тщательно укладывается в единое полотно с сохранившимися участками.
«
"Моя задача – сделать так, чтобы рисунок снова стал целостным. Когда работы закончатся, ни один посетитель даже не заподозрит, что где-то когда-то на стенах были сломы", – уверен реставратор.
В вводном зале продолжается докомпоновка рельефных вставок кессонного плафона, а в зале Сталинградской области восстанавливается лепной венок из подсолнухов, кукурузы, колосьев и фруктов, обрамляющих купол.
Завершить реставрацию павильона также планируется до конца 2020 года. По данным департамента капитального ремонта Москвы, в дальнейшем в павильоне откроется музей Олимпийского комитета
Российской Федерации. Впервые с 1950-х годов посетители ВДНХ смогут увидеть на фасадах воссозданные барельефы с изображением трактористов, хлеборобов и рыбаков не на архивных снимках, а вживую, своими собственными глазами.