В современном мегаполисе указатели и навигационные таблички могут показаться рудиментами городской инфраструктуры, ведь в век онлайн-технологий горожане чаще смотрят на экран смартфона, а не на уличные знаки. Но на самом деле, считает руководитель ГБУ "Московский аналитический центр в сфере городского хозяйства" (МАЦ) Евгений Балашов, подобное мнение ошибочно. С его точки зрения, даже самый развитый город-миллионник не может существовать без четкой и продуманной системы навигации, которая не только облегчает передвижение пешеходов, но и становится важной частью культурного и социального кода. О том, почему единая система навигации появилась в Москве лишь в 2014 году, в чем ее особенности и как превратить ее в инструмент образования, Балашов рассказал в интервью сайту "РИА Недвижимость".
— Евгений Борисович, какие объекты городской инфраструктуры входят в систему навигации Москвы?
— Городская система навигации состоит из нескольких основных элементов.
В первую очередь, это домовые указатели, которые отображают информацию о наименовании улиц, проспектов, площадей, а также номера домов. Они бывают разных типов и размеров, но всегда должны хорошо просматриваться и с магистралей, и с пешеходных тротуаров, чтобы горожанам, автомобилистам и спецтранспорту было легче ориентироваться. Такая навигация помогает жителям нашего почти 13-миллионного мегаполиса найти нужный адрес или объект.
Второй элемент — это городские указатели, те самые столбики с синими табличками, которые уже хорошо знакомы москвичам. С их помощью можно найти дорогу к социально значимым учреждениям, государственным и городским предприятиям, объектам культурного и исторического наследия, достопримечательностям, театрам, паркам, домам, где жили исторические личности и герои.
И третий элемент — это специальные навигационные конструкции, которые устанавливаются в городе на пути к знаковым культурным, спортивным и другим мероприятиям — например, к местам проведения спортивных соревнований, фестивалей или тематических форумов. Они ориентированы прежде всего на гостей и участников таких событий.
С 2014 по 2021 год, по данным ГБУ "Московский аналитический центр в сфере городского хозяйства" (МАЦ) в Москве установлено:
– 93 661 домовой указатель
– 11 548 городских указателей
– 5 978 дополнительных информационных полей
В 2022 году в столице был установлен юбилейный, 95-тысячный домовой указатель на проспекте Маршала Жукова.
— До 2014 года в Москве не существовало единой системы навигации, несмотря на статус мегаполиса и высокий туристический поток. Что стало ключевой предпосылкой к унификации городской навигации?
— Действительно, в отличие от автомобилистов, для которых система навигации формировалась долгие годы, для пешеходов в Москве до 2014 года не существовало единой системы навигации. Приходилось самостоятельно искать социальные и иные объекты по карте или спрашивать дорогу у прохожих.
В 2014 году для удобства ориентирования жителей и гостей столицы правительство Москвы приняло решение о формировании единой системы. Этот шаг был ответом на вызов со стороны современного мегаполиса, в котором ежедневно перемещаются не только местные жители, но и более 2 миллионов транзитеров, туристов, гостей столицы. Каждый из них может потеряться в многомиллионном городе, не найтись или не найти нужную услугу или объект вовремя. Поэтому создание единой системы навигации — это логичный ответ на потребности пешеходов и участников движения.
С 2014 года на территории Москвы установлено около 95 тысяч домовых указателей и более 12 тысяч городских указателей. Отличительной особенностью навигационных элементов стало их соответствие специально разработанному единому стандарту.
— Какие принципы легли в основу этого стандарта?
— Ключевые принципы системы — это доступность, читаемость и однозначность. Навигация стала информативной, местонахождение объектов городской инфраструктуры — очевидным, адресное пространство в Москве в целом структурировалось.
Среди дополнительных особенностей системы можно выделить простоту замены ее элементов. Городские указатели при необходимости можно быстро заменить на новые. Плюс, навигационные элементы грамотно вписываются в архитектурный облик Москвы и не нарушают его. Домовые указатели оснащены подсветкой, благодаря которой их хорошо видно в темное время суток.
— Бело-синяя гамма для указателей тоже была выбрана из соображений соответствия архитектурному облику?
— Этот выбор не случаен. Во-первых, такой цветовой дизайн сложился в столице исторически. Во-вторых, белые буквы и цифры на синем фоне хорошо контрастируют со знаками дорожного движения и сигналами светофоров. В-третьих, бело-синие домовые указатели действительно подходят к зданиям любого архитектурного типа и органично вписываются в городское пространство.
— Почему шрифт на домовых и городских указателях разный? Разве он не должен также соответствовать единому стандарту?
— Городские и домовые указатели выполняют разные функции и отличаются по объему информации. Городские указывают путь к социально значимым объектам, домовые отражают лишь сведения о названии улицы и номере здания. Например, в написании текстов на домовых указателях используется шрифт "Старомосковский" в двух начертаниях — прямом и широком.
— Что стало со старыми городскими и домовыми указателями в Москве после создания единой системы навигации? Их просто утилизировали?
– Старые домовые указатели утилизировали по всем правилам. Некоторые элементы с интересными техническими конструкциями специалисты ГБУ "МАЦ" передали в Музей Москвы и Музей городского хозяйства на ВДНХ — сейчас там представлена постоянная экспозиция, посвященная навигации в столице.
Также важно отметить, что в центре Москвы сохранились исторические указатели, например бронзовые таблички на Арбате, которые имеют историко-культурное значение. Для нас важно, чтобы новая навигация не только систематизировала пространство столицы, но и гармонировала с ее историей. Единая система навигации выполнена традиционной для Москвы в сине-белой цветовой гамме.
— Кто и как определяет необходимость установки и местоположение городских указателей?
— Специалисты ГБУ "МАЦ" организуют установку городских указателей в рамках государственной работы, решение же о их необходимости и последующей установке принимает департамент жилищно-коммунального хозяйства Москвы с учетом мониторинга и анализа пешеходных потоков, актуальности и удобства расположения элементов навигации. После принятия решения специалисты МАЦ осуществляют натурное обследование мест установки домовых и городских указателей.
Указатель не должен нарушать экологические нормативы, градостроительные нормы, архитектурный облик пространства, мешать движению пешеходов.
— На городской указатель может попасть любой объект, не только социально значимый или достопримечательность?
— Нет, не любой. На городских указателях размещается информация о социально-значимых объектах, а именно образовательных, культурных, религиозных, социальных.
— Может ли коммерческий объект попасть на указатель за деньги, если владельцы, скажем, хотят увеличить проходимость?
— МАЦ не ведет установку указателей на коммерческой основе. Все работы согласовываются департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.
— А жители имеют право инициировать установку или обновление указателя, если в их районе появился востребованный объект или место?
— Да, жители могут написать соответствующее обращение на портале "Наш город" и высказаться за установку важных указателей для своего района. При согласовании со столичным департаментом ЖКХ МАЦ проводит соответствующие мероприятия.
— Как быстро МАЦ обновляет систему навигации, когда, например, улица возвращает свое историческое название или в городе появляется новый жилой квартал?
Работы по установке указателей проводятся по поручению правительства Москвы или согласно ежегодному планированию, поэтому к актуализации системы навигации мы готовы всегда.
— Как появление единой системы навигации повлияло на город и его жителей, по наблюдениям МАЦ? Условно говоря, стали ли туристы и горожане меньше блуждать в незнакомых районах?
— Сейчас мы больше сосредоточены на исполнении, чем на аналитике, но это интересная задача. Думаю, в ближайшее время мы соберем соответствующие данные и доложим о результатах.
В целом же могу сказать, что появление единой системы значительно упростило поиск нужного адреса или объекта, передвижение по городу стало более удобным как для жителей, так и для туристов. В основу концепции единой системы легли реальные потребности людей, благодаря работе специалистов МАЦ каждый человек обязательно найдет дорогу к ближайшей станции метро или МЦД, больнице, театру, школе, административному объекту.
— Насколько вообще, на ваш взгляд, актуально развитие системы навигации мегаполиса в век смартфонов и онлайн-карт?
— Смартфон — это инструмент для взаимодействия с навигационным пространством, развитием которого мы и занимаемся. У системы навигации большой потенциал, это не только про нумерацию домов.
Например, один из наших больших недавних проектов — это установка городских указателей и информационных полей с QR-кодами к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы начали эту работу в 2020 году и продолжаем ее до сих пор, развитие этой патриотической инициативы поддержали 85% из 186 тысяч принявших участие в голосование на портале "Активный гражданин" москвичей. Этот патриотический проект наши специалисты реализуют совместно с Российским военно-историческим обществом, председателем которого является Владимир Мединский, и Музеем Победы.
Также в столице действует программа "Памяти народного ополчения", в рамках этого проекта ГБУ "МАЦ" устанавливает городские указатели к объектам, связанным с обороной Москвы (места сбора народного ополчения, формирование дивизий).
По данным МАЦ, с 2020 года в столице установлено несколько сотен информационных полей с QR-кодами, ведущими к 597 объектам, связанным с памятниками и героями Великой Отечественной войны. Проект реализуется при поддержке мэра Москвы Сергея Собянина под руководством заместителя мэра Москвы Петра Бирюкова.
Если навести смартфон на QR-код, можно узнать, где жил маршал Константин Константинович Рокоссовский, где находится музей маршала Георгия Константиновича Жукова. Указатели помогают пробудить интерес к истории у всех возрастных категорий горожан.
Продуманная система навигации также помогает ориентироваться пожилым людям. Пенсионерам привычнее и проще найти дорогу к нотариусу, храму, музею или МФЦ по табличкам.
При дальнейшем развитии система навигации не только значительно облегчит ориентирование в городе, но и станет полноценным пластом культурного кода столицы.
— Как именно МАЦ планирует в дальнейшем развивать систему навигации? Стоит ли ожидать, например, внедрения новых технологий?
— Развитие навигации в Москве только начинается, QR-коды — это только начало. В МАЦ отличная и очень прогрессивная команда навигации во главе с Наталией Ремезовой, Мариной Соловьевой.
На данный момент прорабатывается вопрос о модернизации и применении современных технологий в системе навигации Москвы. В перспективе возможно внедрение гибкой электроники, которую можно использовать при изготовлении навигационных плашек – тонких, как лист бумаги, с запрограммированной на них нужной информацией.
У меня также есть большая личная мечта, которая касается развития единой системы навигации. К сожалению, множество москвичей, которые живут, например, на улицах Мусы Джалиля, Маршала Захарова, бульваре Генерала Карбышева или Зои Космодемьянской недостаточно проинформированы, что это за люди и какую роль они сыграли в истории Москвы и целой страны. Мне бы хотелось, чтобы наша навигация в перспективе стала играть роль полноценного информационного ресурса для москвичей, помогала им в изучении истории собственного города и улицы в первую очередь.
Беседовала Полина ЕРМИЛОВА