Москва много лет входит в пятерку самых освещенных городов мира. Количество фонарей постоянно увеличивается, растет также и число абонентов, которым нужно электричество. Чтобы в деталях изучить, как работает система управления освещением столицы, корреспондент РИА Недвижимость отправился в центр управления сетями Объединенной энергетической компании (ОЭК).
Энергетика – это искусство
Оранжевое здание на востоке Москвы, включающее в себя два корпуса, является своеобразной "нервной системой" четверти электросетевого хозяйства города. От энергии, поставляемой ОЭК, питаются в том числе Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры, а также стадионы и социальные объекты. Кроме того, компания отвечает и за все уличное освещение в городе, включая фонари, светильники вдоль улиц и трасс, а также архитектурную подсветку более 2 тысяч зданий.
В течение года время работы освещения в городе меняется, так как на смену режима влияет продолжительность светового дня. Осенью и зимой фонари в Москве включаются раньше, а выключаются позже, весной и летом – наоборот.
Центр управления сетями ОЭК
За уличное освещение и архитектурно-художественную подсветку (АХП) Москвы отвечают сотрудники департамента диспетчерского управления ОЭК по сетям освещения. По словам замруководителя департамента Ивана Долгова, система видеонаблюдения позволяет осмотреть практически всю Москву, а контролирует режим работы освещения диспетчер. Он отвечает за наличие напряжения, за включение и отключение освещения либо по графику, либо по команде старшего диспетчера. Во втором случае все зависит от естественной освещенности.
"Диспетчер контролирует, все ли включилось посредством телемеханики, а также следит за появлением аварийных сигналов. Электросетевые устройства (пункты питания освещения) выведены на пульт управления, поэтому, если в друг случается авария – например, короткое замыкание, то сразу реагируем и вызываем бригаду. Если что-то серьезное, то направляем передвижные дизель-генераторные установки и организуем временную схему электроснабжения", – поясняет нюансы работы Долгов.
Центр управления сетями ОЭК
В течение 12-часовой смены за светящейся столицей следят 7 диспетчеров, а также старший диспетчер и инженер-информатор. Последний отвечает за передачу информации руководству компании и города.
За архитектурно-художественной подсветкой следят еще два диспетчера и несколько аварийных бригад.
"Также у нас есть инспекция, которая постоянно объезжает по определенному маршруту улицы и смотрит, все ли корректно работает", – отмечает Долгов.
Быстрый отклик
Алгоритм действий в случае неполадок отточен, как и вся работа в целом. Например, диспетчеру приходит оповещение о том, что перегорел фонарь. В течение 5 минут он должен направить на место происшествия аварийно-восстановительную бригаду. Диспетчер по карте видит, какая бригада ближе к месту происшествия. В каждом округе у ОЭК круглосуточно дежурят аварийно-восстановительные бригады, а в дневную смену есть и ремонтные бригады.
"Согласно нормативам, мы должны ликвидировать аварийную ситуацию и вернуть электричество за 1,5 часа. Бывают, что и люди обращаются по поводу нарушения режима работы спортивных площадок. Согласно закону о тишине, они должны освещаться до 23.00, чтобы никто не шумел на ней. Иногда бывает, что режим работы спортплощадки нарушается, свет горит, люди там шумят, мы выезжаем, меняем режим работы освещения", – рассказывает Долгов.
Центр управления сетями ОЭК
По словам эксперта, бывают самые разные обращения жителей. Кто-то жалуется, что ему ярко фонарь в окно светит, а кому-то кажется, что на улице тускло. Для таких обращений в ГУП "Моссвет" есть световая лаборатория, она приезжает на место, замеряет уровень освещенности и дает заключение, которое предоставляют потом жителю.
Также в ОЭК по линии департамента жилищно-коммунального хозяйства приходят заявки на основе постов в соцсетях. "У нас масштабный сбор информации, и мы оперативно реагируем на все", – заключает замруководителя департамента.
Разделяй и поставляй
Соседствуют с диспетчерами наружного освещения коллеги из управления сетями высоковольтного напряжения. Именно они "раздают" электричество потребителям. В их ведении 28 подстанций напряжением 110-220 киловольт, 83 линии напряжением 220 кВ, и 38 линий по 110 кВ.
"Глазами и ушами диспетчера здесь является обзорная схема высоковольтных сетей, на которой он видит в реальном времени отображение всех объектов и сигналы, которые приходят к нам и обрабатываются на мощных серверах. Любые происшествия, события, отклонения от нормативов диспетчер видит в режиме онлайн. Есть и звуковые оповещения", – рассказывает начальник группы по оперативному управлению Роман Грибков.
Сети высоковольтного напряжения – это важный промежуточный этап. Здесь напряжение 110-220 кВ трансформируется на подстанциях и распределяется по классам напряжения 20 кВ, 10 кВ и 6 кВ и уже с 28 подстанций это напряжение идет в распределительные сети, а из них в трансформаторные подстанции и распределительные пункты у жилых домов – те самые маленькие будочки, которые вы можете видеть около дома.
Центр управления сетями ОЭК
"Нашими абонентами, кроме распределительных сетей, являются и другие сетевые компании, которые обеспечивают снабжение энергией жилищных комплексов. Мы для них поставщики. В число прямых наших абонентов входят транспортные артерии города – РЖД, МЦД и метро", – поясняет Грибков.
По его словам, вся система настолько надежна, что простой потребитель в случае какой-либо неполадки на высоковольтных сетях даже не узнает об этом.
"Все наши подстанции имеют надежную схему электроснабжения, так как их питают всегда как минимум две линии по 110 кВ и 220 кВ. Отключение одной для потребителя совершенно не будет заметно, мы имеем достаточно резервов для обеспечения надежного и бесперебойного электроснабжения потребителей", – уверяет Грибков.
Контроль за работой распределительных сетей по всем округам столицы обеспечивает центр управления сетями АО "ОЭК". По словам заместителя технического директора по оперативной работе Сергея Ильина, функционал этой диспетчерской схож с работой коллег, отвечающих за наружное освещение.
"Здесь 10 человек ведут мониторинг, реагируют на аварийные сигналы и отправляют при необходимости бригады. Также специалисты взаимодействуют с коллегами из других организаций и ведомств. Есть еще инженер-информатор, он формирует смс-рассылку для руководства компании в случае неполадок. В частности, им указывается вид технологического нарушения, причины и ход ликвидации. Все описывается кратко и понятно", – заключает Ильин.