Москва Сегодня: мегаполис для жизни

Туда не ходи, сюда ходи: зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Читать на сайте realty.ria.ru
В эпоху обилия онлайн-сервисов для навигации городские указатели, таблички и стелы могут показаться рудиментом в инфраструктуре современного мегаполиса. И действительно – зачем смотреть по сторонам в поисках ориентира, если все отображается на экране мобильного телефона? Тем не менее, города мира, в том числе Москва, продолжают совершенствовать свои навигационные системы. Сайт "РИА Недвижимость" решил разузнать, смотрят ли горожане на указатели и зачем продвинутой столице таблички на улицах.

Каждый по-своему

Спрос, как известно, рождает предложение – это утверждение в равной степени относится как к продукции на полках магазинов, так и к элементам городской инфраструктуры. Будь традиционные навигационные стелы не востребованы в век онлайн-карт, москвичи бы вряд ли ими пользовались. Тем не менее, будним утром к "кругляшам" с картами рядом со станцией метро "Парк культуры" периодически стягиваются горожане. Цели, впрочем, у каждого свои.
"В первый раз в Никольскую церковь иду, а на телефоне шрифт маленький, вижу плохо, – говорит пожилая москвичка Екатерина Васильевна. – В этой части города редко бываю, подошла проверить, правильно ли из метро вышла. Вроде на карте понятно. Комсомольский проспект же направо?"
Маршрут Б
Студентка Ирина несколько раз обходит навигационную стелу по кругу, параллельно нажимая что-то в телефоне. На вопрос корреспондента "РИА Недвижимость", не заблудилась ли она, девушка смеется и отвечает, что выросла в Хамовниках и знает район, как свои пять пальцев.
"Я вообще не обращала внимание, что тут карта есть, – признается она. – Хожу по памяти. Онлайн-картами тоже редко пользуюсь. Сейчас просто подругу жду, а эта штука – удобное место для встречи, от метро хорошо видно".
"Кругляш" действительно неплохая точка для сбора – буквально через несколько минут к нему из метро подтягивается группа русских туристов и, пересчитавшись, отправляется к Крымскому мосту.
Еще один горожанин, офисный работник Валерий, говорит, что на уличные карты смотрит пару раз в полгода, когда добирается до работы на общественном транспорте, а не на автомобиле.
"Просто проверяю, куда сворачивать. На машине город по-другому воспринимается, я неопытный пешеход. Телефон с картами лень доставать, там музыка", – объясняет он.
За непродолжительное время, проведенное у стелы, корреспондент "РИА Недвижимость" насчитал не менее 10 человек, которые так или иначе взаимодействовали с элементом навигации, а значит – определенный спрос все-таки есть.
Красота в глазах гуляющего: что обновили в Москве за год

Незаменимая часть

Если убрать из города абсолютно все элементы навигации, он, конечно, не потеряет лицо, но в значительной мере перестанет быть понятным. Таблички, указатели, номерные знаки на домах буквально делают мегаполис читаемым, а значит – доступным и дружелюбным как к своим жителям, так и к гостям.
Даже в самых продвинутых мегаполисах мира навигационные стелы и указатели являются незаменимой частью городской инфраструктуры. Технологический прогресс и распространение навигаторов не изгнали их с улиц, наоборот – способствовали их совершенствованию, например, появлению сенсорных карт.
"Без "материальных" элементов навигации городу не обойтись. Это обязательная часть городского ландшафта", – считает руководитель архитектурной мастерской № 7 Градостроительного института пространственного моделирования и развития "Мирпроект" Алексей Темников.
В мегаполисе живут разные люди: кому-то удобнее воспринимать информацию на цифровых носителях, кому-то – на физических, поэтому указатели и стелы должны оставаться в городе, несмотря на глобальный переход на онлайн-карты и навигаторы, уверен он.
Маршрут перестроен: три "кита" московской навигации
Не стоит забывать о том, что даже в цифровом веке технологии могут подводить. Телефоны разряжаются, в работе навигаторов происходят сбои, в отдельных частях мегаполисов работают специальные "глушилки", которые сбивают сигнал GPS. Физические карты и указатели такому влиянию не подвержены и не требуют подзарядки, а значит – всегда доступны.
Доступность, кстати, одна из обязательных составляющих грамотной навигационной системы. Городские указатели и стелы должны быть понятны даже тем пользователям, которые не ходили в детстве на спортивное ориентирование. Кроме того, подчеркивает Темников, в крупных мегаполисах не обойтись без многоязычных информационных табличек.
«

"На мой взгляд, на любом знаке, размещенном в центре города, должна быть информация на нескольких языках: на родном языке горожан, на одном европейском и одном азиатском языке. Такая система существует, например, в Гонконге", – отмечает эксперт.

Понятная навигационная система также отличается понятными условными обозначениями, четким масштабом и ориентацией на пешехода. Говоря по-простому, горожанин, стоя перед картой, должен понимать, что находится по ходу его движения и сколько времени займет путь до конкретной точки.
Столичный гид: как ориентироваться в Москве без карт и навигаторов
Указатели и таблички – это еще и составляющая внешнего облика города, добавляет Темников.
"Уличная навигация в современном мегаполисе должна объединять в себе две функции – эстетическую и информационную. Уйти от обилия вывесок не получится, но можно объединить таблички и указатели единым дизайн-кодом и создать единую систему", – считает собеседник агентства.
Унификация навигационных элементов позволяет снизить уровень визуального шума в городе, повышает удобство их использования и, конечно, положительно влияет на внешний вид мегаполиса.

Как у нас

Московская система навигации не отличалась ни структурностью, ни лаконичным дизайном до 2013 года, пока городские власти не привели ее в порядок в соответствии со стандартами информативности и внешнего вида.
Единую концепцию создали на основании результатов научно-исследовательской работы, в рамках которой специалисты тщательно проанализировали предложения органов исполнительной власти о размещении, количестве и содержании навигационных табличек. В результате на столичных улицах появились унифицированные адресные указатели с наименованием улиц, проспектов, переулков и номерами домов, а также конструкции с информацией о наиболее значимых культурных и социальных объектах (театрах, школах, музеях, парках, больницах, достопримечательностях).
Язык города: как навигация Москвы меняется вместе с ней
Отличительной чертой адресной навигации Москвы стал сине-белый цвет. Такую гамму выбрали специально: она отличается от расцветки знаков дорожного движения, деликатно встраивается в архитектурно-пространственную среду города, не оказывает негативного влияния на уровень визуального шума.
К тому же темный фон панелей световых коробов, которые монтируют на стены домов, не мешает смотреть на текст. Раньше, когда указатели были белые, а буквы темные, подсветка зачастую мешала увидеть надпись. А еще синий цвет напоминает об истории Москвы – согласно историческим данным, именно в такой гамме оформлялись домовые указатели в городе в XIX-XX веках.

В 2021 году специалисты комплекса городского хозяйства Москвы установили в городе более 200 новых указателей и свыше 3,1 тысячи дополнительных информационных полей. Таблички, в частности, появились на столбах по пути к станциям МЦД-1 и МЦД-2, а также у недавно открывшихся 10 станций Большой кольцевой линии Московского метрополитена. Также навигацию обновили у железнодорожных вокзалов, автовокзалов и автостанций.

Дополнительно к 80-й годовщине начала Великой Отечественной войны в городе установили 94 навигационных указателя и 752 таблички с QR-кодами возле домов героев и зданий, связанных с историческими военными событиями.

Помимо бело-синих указателей и домовых табличек, в Москве продолжают устанавливать современные навигационные стелы, в том числе те самые "кругляши" с картами.На них отмечены достопримечательности в радиусе от одного до трех километров, общественные туалеты, крупные торговые центры, а также указано время, необходимое на дорогу от точки А до точки Б. Карты легко читаются, интуитивно понятны, оснащены необходимыми условными обозначениями, а названия улиц переведены как минимум на английский язык.
«

"К сильным сторонам навигационной системы Москвы можно отнести элементы транспортной инфраструктуры: информационные табло и электронные карты на остановках наземного городского транспорта, указатели внутри станций метрополитена, навигация в зонах транспортно-пересадочных узлов и так далее. Все эти элементы исполнены на высоком уровне", – добавляет Темников.

Обилие информации в совокупности с лаконичным дизайном и доступностью делает навигационную систему столицы "читабельной" и понятной, а значит – горожане и туристы не останутся без навигационной поддержки, даже если телефон с онлайн-картами сядет в самый неподходящий момент.
Направо пойдешь – музей найдешь: как навигация Москвы стала единой системой
Обсудить
Рекомендуем