Москва Сегодня: мегаполис для жизни

Одно большое или много маленьких: сколько "сердец" нужно городу

Читать на сайте realty.ria.ru
До сих пор среди приезжающих в Москву гостей бытует миф, что вся основная активность, как культурная, так и деловая, сосредоточена здесь в пределах Садового кольца, а все вокруг – это ничем не примечательные "спальники". Туристам такое простить можно, ведь для них любой город мира "сворачивается" до территории вокруг популярных достопримечательностей, того же Московского Кремля. В то время как москвичи, напротив, с гордостью отзываются о своих районах, а в центре бывают лишь наездами. Сайт "РИА Недвижимость" решил узнать, в каких городах жить лучше: в таких, где, как и в Москве, мощный центр, или там, где центров много. А главное, что лучше: одно большое сердце или сразу пять, но маленьких?

А нужен ли центр?

По своей структуре города делятся на несколько типов. Они бывают моноцентричными - с одним ядром (центром), и полицентричными – с несколькими.
По словам соучредителя группы компаний "Центр" Сергея Георгиевского, на особенности планировочной структуры населенных пунктов влияют многие факторы, такие как история и период возникновения, а также превалировавшие в это время градостроительные тенденции, природные особенности, в том числе и рельеф. "Полицентричные города, как правило, формировались при поглощении близлежащих населенных пунктов в процессе урбанизации территорий", – говорит эксперт.
Репродукция гравюры "Кремленаград" (план Москвы 1600-1605 годов). Амстердам, вторая половина XVII века
В случае же с моноцентричными городами сначала появлялось какое-то ядро в виде кремля, бора, укрепления. Постепенно оно обрастало дополнительными слободами, и в результате все формировалось вокруг него, присоединяется к обсуждению историк архитектуры ХХ века и экскурсовод Музея Москвы Денис Ромодин. Он также замечает, что локальным центром, вокруг которого формировались исторические города, могли выступать предприятия торговли, университеты, монастыри.
"Зачастую именно то, вокруг чего город образовался, определяет его структуру. В большинстве случаев она моноцентрична, так как востребованные и ликвидные предприятия и сервисы притягиваются друг к другу", - поддерживает мысль историка руководитель проектов Citymakers Мария Бирюкова.

Центр или центры – сколько лучше?

У Москвы есть четко очерченный центр – часть города, расположенная внутри и вокруг Садового кольца. Сюда входит основная историческая застройка, большое количество памятников и достопримечательностей. А дороги построены по радиальному принципу.
К главным преимуществам радиально-кольцевой планировки эксперты относят ее компактность, быстроту внутригородского перемещения и неограниченные возможности роста во всех направлениях. А основной недостаток – неизбежность транспортной перегрузки центральной части города. Похожим образом формировались Вена и Париж.
Исторический центр города Минска
"Если брать города бывших союзных республик, то Москва еще чем-то похожа на Минск – там тоже присутствует кольцевая и немного радиальная структура. Впрочем, Минск, конечно, уникален тем, что там была очень удачно проведена децентрализация. После войны город практически отстраивали заново, поэтому архитекторы очень грамотно продумали речную систему, сделав там потрясающие многокилометровые зоны отдыха вдоль рек. Там разместили большие парки с набережными, организовали место для крупных городских территорий, которые бы растягивали местонахождение горожан, чтобы не было локализации всех в одном месте", – объясняет Ромодин.
Подобную "растянутую" структуру эксперты называют линейной, то есть когда города формируются вдоль линейных объектов – речных и транспортных артерий. Но такая планировка исторически менее распространена.
Для хорошего функционирования городу совсем не обязателен ярко выраженный центр, уверен Ромодин. "Главное в городской среде – насколько она будет комфортной для таких децентрализованных городов, где, к примеру, есть несколько центральных частей", – считает он.
Удачным примером "децентрализации", а скорее даже попытки создать в небольшом городе несколько центров, по словам экспертов, является Калининград. Город был серьезно разрушен в годы Второй мировой войны, но часть с архитектурным наследием довоенного Кенигсберга достаточно неплохо сохранилась. И сегодня это один из нескольких локальных городских центров.
Площадь Калинина в городе Калининграде.
1 из 2

Вид на Кёнигсбергский кафедральный собор и остров Кнайпхоф

2 из 2
"Плюс есть уже советский Калининград, который пытались создать – с новой центральной площадью, с новым Ленинским проспектом. На примере этого города можно видеть, что власти создали там несколько крупных общественных зон. Есть остров Канта, есть район Амалиенау Центрального парка. Есть район Верхнего озера, где, по сути, несколько центров. Это современные оборудованные зоны, между которыми горожане могут распределиться, и, соответственно, проводить там время. Поэтому в целом отсутствие у города четко очерченного центра – не проблема. Главное создать в каждом из этих микроцентров комфортную среду, которая стала бы местом притяжения, рекреации, досуга – как туристов, так и горожан", – уверен Ромодин.
Его коллега, историк и москвовед Павел Гнилорыбов "новой нормальностью" называет Самару. Местные жители четко различают старый и новый центр, и, назначая встречу здесь, можно обойтись без уточнений, что, несомненно, плюс. Еще один удачный пример – Нижний Новгород, районы которого находятся на значительном удалении друг от друга, но при этом вся инфраструктура – от медицинской до социальной и торговой – внутри каждого имеется. Формированием качественной инфраструктуры, по словам эксперта, сегодня занимается и Ижевск.

Курс на полицентричность

Москва тоже активно стремится к полицентричности и децентрализации, и это нашло свое отражение в генпланах 1935-го и 1971-го годов. На основании первого, в частности, были сформированы такие районы, как Сокол, Измайлово и Фили – которые, по сути, стали отдельными точками притяжения. А в "брежневский" генплан 1970-х годов была вшита идея девяти окраинных центров.
Одна из обязательных составляющих полицентричного города – связность районов. "Большие города, безусловно, должны быть полицентричными для сокращения количества перемещений, что напрямую связано с величиной свободного времени", – подчеркивает Георгиевский.
Полицентричный курс развития Москвы стал особенно выраженным в 60-е годы. "Это время появления Московской кольцевой автомобильной дороги и установки новых границ, внутри которых началась массовая индустриальная застройка и массовое переселение жителей из центра города на окраины. Там стали создаваться микроцентры с заранее проектируемыми кинотеатрами, универмагами, образовываться отдаленные районы. Не до всех сразу доходило метро и нормальный транспорт, соответственно, там стала формироваться собственная жизнь, культура и инфраструктура", – рассказывает Ромодин. В центре остались только магазины с уникальными и дефицитными товарами, а также рабочие места. И люди стали ездить туда больше по рабочим нуждам.
Главный миф, или Почему Москва уже никуда не спешит
Курс на полицентричность продолжился во второй половине 90-х годов. Постепенно отпала необходимость ездить на другой конец Москвы за теми или иными товарами, в районах появились полноценные продовольственные магазины – первые прообразы торговых центров.
Начало процесса децентрализации "делового ядра" Москвы эксперты связывают с созданием общественного-делового центра ММДЦ "Москва-Сити", который постепенно формируется уже более 20 лет. Если же говорить о включении в этот процесс периферийных районов города, то это явление последних лет.
Спальные районы на периферии Москвы, в том числе за МКАДом строятся давно, но вряд ли это можно назвать децентрализацией. Полицентричность требует комплексного развития альтернативных центров, то есть не только возведения жилья и социальной инфраструктуры, но и создания высокооплачиваемых рабочих мест, возможности выбора работы, досуга, качественных общественных пространств, рассуждает Георгиевский.
В качестве одной из обязательных и важнейших составляющих, необходимых для комфортного развития полицентричного города, эксперты называют обустройство парковых зон и зеленых каркасов. По словам лидера факультета высшей школы "Среда обучения" Александра Зальцмана, зеленый каркас должен быть мультимодальным, предлагая горожанам разный уровень социальности – от тихих дворов и "карманных" скверов до крупных парков, имеющих насыщенную программу активностей и мероприятий.
Только не у меня во дворе! Почему мы отвергаем благоустройство
В целом эксперты сходятся во мнении, что Москва в развитии своих районов с 2010 года прошла действительно большой путь.
Отказ от маршруток и некапитальных торговых объектов, развитие общественных пространств, ограничение доли продаваемых жилых площадей в пользу социальных и коммерческих площадей в новой застройке – решения, дающие явный эффект и располагающие жителей к деятельности городских властей, уверен руководитель проектов в Citymakers.

Ситуативное ускорение

Эпидемиологическая обстановка в последние два года обострила актуальность программы районного благоустройства – поток людей за последние два года заметно сместился из центра на окраины.
"Пандемия изменила "центростремительность" офисной жизни, так как на удаленку в основном ушли "белые воротнички" – те, кто находился в центре города днем. Это существенно сократило спрос на услуги кафе и салонов красоты в центре и увеличило его в спальных районах", – обращает внимание руководитель центра экономической экспертизы КБ "Стрелка" Елена Короткова.
Сложившаяся ситуация делает концепцию "15-минутного города" тем более актуальной. Она предполагает создание такой функциональной структуры района, при которой большинство ежедневных потребностей (работа, учеба, еда, услуги) горожане могут удовлетворить в радиусе нескольких минут ходьбы.
От курятников до памп-треков: как эволюционировал московский двор
Под влиянием пандемии в ЖК на окраинах стали открываться такие операторы, которые ранее рассматривали только центр Москвы и дорогие районы. Люди стали гораздо реже ездить в центр, и бизнесу стало ясно, что для того, чтобы продавать им свои товары и услуги, им самим нужно прийти к людям фактически под дверь.

Город говорит

Отдельной точкой роста окраинной части города эксперты называют стартовавшую в 2019 году программу "Мой район". Если до этого основной акцент городские власти делали на развитие центральных районов города, то особенностью новой программы стало то, что она призвана дойти до каждого района столицы. В каждом из 146 районов Москвы городские службы обустраивают свой центр и свои пешеходные зоны. По необходимости на местах открываются новые поликлиники, спортивные и культурные центры.
Показательна в этом плане Капотня – ранее не самый экологически благополучный район Москвы, в котором проживают всего 32 тысячи жителей. Летом 2019 года весь микрорайон превратился в строительную площадку, на которой ежедневно работали более 3,5 тысяч специалистов. Работы велись на всей территории района, а это примерно 300 гектаров территории. Из них более 200 гектаров – жилой массив и чуть более 50 гектаров – новая парковая территория.
Капотня. Перезагрузка
Парк стал естественным продолжением ранее благоустроенного парка 850-летия Москвы в Марьине. Общая длина единого вело-пешеходного маршрута вдоль левого берега Москвы-реки от МКАД до крайней точки парка 850-летия Москвы составила более десяти километров. В парке на набережной Капотни построили семь спортивных и восемь детских площадок, две из них необычные – многоуровневые, а также туалеты, кафе, площадки для отдыха и загара.
Девушка гуляет с собакой на благоустроенной территории около набережной Москвы-реки в Капотне
"Качество ритейла, качество городской среды, качество парков, доступность образовательных учреждений в принципе городом более-менее мониторится, и в этом смысле, конечно, никакой сегрегации в Москве не существует. Все скверы и все благоустройство, которое делается в Капотне и в Братееве, — абсолютно такое же, как в районе Щукино, Крылатском и на Мичуринском проспекте", – обращает внимание Гнилорыбов.
Важно отметить, что благоустройство дворов проходит с применением метода соучаствующего проектирования, когда к планированию приглашаются родители с маленькими детьми, подростки, люди старшего возраста, любители спорта и активного образа жизни, владельцы домашних животных, велосипедисты и автомобилисты – в общем, все группы жителей района.
Редакция "РИА Недвижимость" решила спросить самих москвичей, дошло ли благоустройство до их районов и как их видоизменило. Опрос мы проводили в нескольких локациях: в парке "Зарядье", на Красной Площади и у Крымского моста.

Николай Ужегов, живущий в районе Черкизово: "У нас хороший и красивый район, рядом Измайлово, Измайловский парк. Недавно благоустроили Черкизовский пруд, вышло неплохо". В центр Николай регулярно приезжает по работе, а в выходные с культурной и досуговой целью: увидеться с друзьями, пройтись по музеям и барам.

1 из 7

Валерия Макарова, живущая в районе Ясенево: "В рамках программы "Мой район" у нас наконец убрали долгострой, существовавший около десяти лет. На его месте построили две площадки: спортивную и детскую. С другой стороны, на месте гаражей, построили целый комплекс спортивных площадок, с бесплатной арендой спортинвентаря. Отдельно футбольная площадка, отдельно баскетбольная, волейбольная, столы для настольного тенниса. Все это сделали около года назад, а три года назад построили большой сквер в районе Ясенево. В общем, смотрим и радуемся". Девушка добавляет, что центр города для нее выполняет деловую и развлекательную функции: сюда она приезжает на учебу и встречи с друзьями, живущими в разных концах Москвы.

2 из 7

Владимир Ларионов, проживающий в районе проспекта Маршала Жукова, считает свой район достаточно наполненным. "Торговых центров и парков на периферии хватает, а разные министерства и ведомства пока все находятся здесь. Например, я сейчас приехал в министерство финансов". Собеседник агентства отмечает, что центр Москвы для него не какая-то одна точка или локация, а целый ряд улиц.

3 из 7

Вячеслав Суровцев, живущий в районе Отрадное, говорит, что благоустройством своего района доволен. Здесь, по его словам, хватает магазинов, есть центры досуга, торговые центры, храмовый комплекс Новый Иерусалим. "Центр Москвы воспринимаю, скорее, как место для прогулок. Сам я работаю немного за центром, поэтому в центре только гуляю, что и делаю сейчас, пока выдались несколько свободных часов", – объясняет молодой человек.

4 из 7

Павел Кумарев, живущий в районе Бабушкинский. "Район у нас хороший, парки благоустроены. Бабушкинский парк очень комфортный, вдоль Яузы сделали отличную парковую зону. Там и пешеходные зоны, и зоны отдыха, и сцены, и места для барбекю. В общем, вся инфраструктура для прогулок. Сам я там гуляю обычно летом, но, если выберешься, можно несколько часов идти в одну сторону". Собеседник агентства признается, что ему не хватает ярмарок выходного дня со свежей сельскохозяйственной продукцией в шаговой доступности от дома. Центр города наш собеседник обычно посещает по работе, реже – с культурно-досуговой функцией: посетить театр или какой-нибудь парк.

5 из 7

Айзат Дыйканбаева, живущая в Люблине, любит свой район за большое количество благоустроенных парков. "В парке Кузьминки летом можно прокатиться на велосипеде. Можно просто прогуляться, побыть наедине с природой. Есть парк 850-летия Москвы, есть парк "Борисовские пруды", рядом Москва-река". Собеседница агентства говорит, что хорошей идеей было бы наличие рядом доступного фитнеса – например, бассейна. Какой-нибудь хороший торговый центр, по ее словам, здесь бы также не помешал. В центр девушка выбирается редко, исключением стал приезд брата, которому захотелось показать и Красную площадь, и Третьяковскую галерею, и "Москву-Сити", и ВДНХ.

6 из 7

Анастасия Давыдова, живущая в Молжаниновском районе. "До нашего района благоустройство пока не дошло. Сделали один небольшой парк, но до него не очень удобно идти, качество дорог оставляет лучшего. Не хватает социальной инфраструктуры – есть одна школа и детский сад, но нет поликлиники. Хотелось бы увидеть в нашем районе большой парк и полноценное благоустройство".

7 из 7
Работы по программе "Мой район" продолжатся в 2022 году. Они развернутся на 55 знаковых окружных объектах и парковых территориях общей площадью около 550 гектаров. Также в планах на этот год – привести в порядок 66 парковых территорий. Работы по реабилитации и восстановлению проведут в Покровском-Стрешневе, Битцевском лесу, Кускове (включая прилегающий сквер вдоль улицы Юности), Щукинском парке, Всехсвятской роще, долине реки Химки вдоль Волоколамского шоссе.
Цветущий Балчуг и кордегардия на Пресне: как обновили исторический центр
Отдельная тема – культурный досуг. В центре Москвы сегодня, действительно, сосредоточена основная масса музеев, театров, студий, арт-центров. Да и с архитектурной составляющей периферийные зоны города не сравнятся. В этом плане у исторического города всегда будут свои преференции, уверен Ромодин. По его словам, люди – причем как туристы, так и сами москвичи – выбираются в центр города именно ради исторической среды. Но это не значит, что им не нравится свой район.
"Важно понимать, что жители любого района в городе "прикипают" к нему и настраивают там свою систему логистики. По исследованиям Citymakers, не менее 65% покупателей квартир ищут себе квартиру в том же районе. О чем это говорит? О том, что люди большую часть жизни живут в одном и том же месте. Поэтому идеальный город должен быть комфортным в каждой своей точке – хорошая и красивая кофейня, модный барбершоп, винный бар, озелененный променад, собачья площадка – все городские функции в удобном пешеходном доступе нужны в одинаковой степени и на Патриарших, и в Бирюлеве", – заключает Зальцман.
Обсудить
Рекомендуем