Москва Сегодня: мегаполис для жизни

"Отнимают лопату, мол, не женское это дело!". Кто спасает Москву от снега

Читать на сайте realty.ria.ru
Семейная династия из Капотни, улыбчивая сотрудница "Гормоста", специально выучившийся на инженера сотрудник снегосплавных пунктов и уже 12 лет трудящийся в Москве житель Таджикистана – вот те люди, благодаря которым Москва после снегопадов не оказывается парализованной в снежном плену. Как проходят рабочие дни, а иногда и ночи сотрудников коммунальных служб, выходящих на борьбу со стихией, читайте в материале "РИА Недвижимость".

Вся техника "в ружье"

Братья Аверины работают на снегоуборочной технике всей семьей. Самый старший, Иван, седьмую зиму трудится на лаповом погрузчике, который в народе еще называют "золотыми ручками". Под лопастями транспортера снег разбивается в комки, становится мягким. Потом его гораздо проще растапливать на снегосплавных пунктах.
Средний брат, Евгений, управляет фронтальным погрузчиком: вычищает парковки, сгребает с площадок сухой снег. Младший, Сергей, работает на колесном тракторе МТЗ-82, чистит тротуары с плугом и щеткой. Все трое несут службу в Капотне. "Мы родились и выросли в деревне. Отец у нас тракторист, и вот мы с малых лет к железкам и притянулись. Без техники никак", – рассказывает Иван (на фото в центре).
Братья Аверины
"Рабочий день строится так: с утра мы просыпаемся, получаем путевые листы. Затем приходит таксограмма – кому куда ехать, откуда начинать. Я беру с собой самосвал и еду грузить снег. Стандартный график – с 7 до 19 часов, но в снегопады случается выходить на работу и в ночь. Иначе общественный транспорт просто встанет, да и людям будет сложно ходить по дорогам", – резонно замечает старший брат.
По его словам, даже небольшой снегопад в Москве становится поводом для ускоренной мобилизации дорожных служб. "Вся техника в ружье, как говорится, и наготове: давай все выскребать, вывозить. Я общался с одним мужчиной, автобусником, он рассказал, что обычно ездит по Каширскому шоссе. Но как попадает оттуда в Капотню, то здесь, можно сказать, как летом: асфальт везде открытый, гололеда нет", – вспоминает Иван.
При этом горожане не всегда с пониманием относятся к работе дорожных служб. "Например, был случай в прошлом месяце. Женщина с ребенком шла по тротуару, а там снег еще не успели счистить. Я стою, жду самосвал на своем лаповом погрузчике. И она начинает кричать мне: "Что здесь не чистишь, а стоишь?!" Я ей говорю, мол, как я заеду на этом погрузчике на тротуар? Ну, она меня обругала и пошла дальше", – говорит Иван и разводит руками.
Водители на дорогах тоже не всегда пропускают технику, не дают ей проехать. "Возможно, они не понимают, что грузим и стараемся мы для них, не для себя. Единственное исключение – девушки-водители, они почему-то пропускают чаще", – констатирует он.
Дорожные монстры: кто не дает Москве увязнуть в снежном плену

Фитнес отдыхает

В зоне "зимней" ответственности работников ГБУ "Гормост" – уборка снега с мостов, путепроводов, эстакад, подземных и надземных переходов. Сотрудники отвечают за чистоту пешеходных дорожек, тротуаров и лестниц.
"На мосту всегда находится работа. Помимо дорожек и тротуаров, еще есть балки жесткости, бордюрчики. С самой мостовой конструкции все выметается: чтобы снега нигде не было, только черный асфальт. Это делается для того, чтобы гостям и жителям столицы было комфортно ходить, не приходилось перешагивать через сугробы. Ну и, конечно, ради эстетичного внешнего вида Москвы!", – отмечает сотрудница "Гормоста" Елена Рябинина.
В сильный снегопад, по ее словам, работа становится конвейером: вот снег сыплет, ты счищаешь его с дорожек, следом едет трактор, он забирает снег, ты убираешь за трактором. И так по кругу. В день на парочку самосвалов снега точно набирается.
Сотрудница "Гормоста" Елена Рябинина
Собеседница агентства трудится на этой должности уже шесть лет и признается, что изначально ее привлек график работы – сутки через трое, много времени остается на себя. Да и сама работа не оставляет времени для скуки. "Сегодня ты на Третьяковском мосту, завтра на Большом Каменном, около Кремля. Тяжело, но интересно! Любимая локация – Крымский мост. Рядом Парк Горького, "Музеон", там всегда ярко, красиво подсвечено. Работа у нас на свежем воздухе, образ жизни активный. Фитнес отдыхает!" – рассказывает Елена.
Работа здесь не делится на мужскую и женскую, но прохожие иногда считают иначе. "Девушка, да на такой сложной работе, давайте мы вам поможем! Бывает, отнимают инвентарь и пытаются работать за тебя. Но на самом-то деле девушки такую работу выполняют иногда даже лучше мужчин. И в целом у нас равноправие", – со смехом замечает героиня.

Почаще смотрите наверх

Еще одна важная и часто незаметная глазу работа – уборка и очистка городских крыш. Главным приоритетом в своей деятельности кровельщики называют безопасность москвичей, поэтому в первую очередь стараются сбивать опасные сосульки, которые за два дня могут дорастать до двух метров. Появляются они зачастую не в самых доступных местах, и на этот случай в состав каждой бригады обязательно включаются альпинисты, объясняет руководитель кровельной бригады Алихон Почохонов. В Лефортове он трудится уже двенадцатый год.
"В 8 часов утра мы все собираемся в конторе. Получаем наряд допуска, ключи от крыши и начинаем работу. Обязательно проверяем страховку, громкоговоритель, ремни. В основном мы обслуживаем жилые дома и, выйдя на объект, в первую очередь стараемся сбить большие сосульки. Бывает, расчистишь пять-шесть крыш, и снова начинается снегопад. И все надо делать заново", – рассказывает он.
После сильных снегопадов одним самосвалом для вывоза снега с крыши не обходится: иногда на одном объекте технику задействуют по два-три раза. Как и другие его коллеги из коммунальных служб, после сильных снегопадов Алихон порой трудится без выходных.
Кровельщик Алихом Почахонов
Работа кровельщика требует большой бдительности и хорошей подготовки, поэтому несколько раз в год сотрудники проходят курс подтверждения квалификации и обязательный медосмотр.
"Без страховки не лезем, все проверяем –крепления, ремни. Если кровля мягкая, там работать не сложно. А если крыша металлическая, приходится действовать очень аккуратно. Когда снег мокрый, бывает скользко. При ветре и сильном снегопаде работать нельзя, нужно ждать, пока все закончится. В это время важно обеспечить безопасность прохожих – установить и проверить заградительные ленты, обратить на опасные участки внимание горожан", – рассказывает Алихон.
Иногда люди сами невзначай чинят препятствия кровельщикам. Например, оставляют машины под домом, а на кровле в это время вырастают большие сосульки или накапливается снег. "Просишь убрать автомобиль – ругаются. Начнешь чистить снег и случайно попадешь в машину –ругаются еще сильнее", – сетует собеседник агентства.
Москвичей он призывает быть добрее и терпимее к коммунальщикам. "Бывает, в 9 часов начинают кричать на нас с балконов, что мешаем им спать, или еще что-то такое. Хотелось бы, чтобы к нашей работе относились с пониманием. А еще чтобы почаще смотрели наверх и по возможности чистили свои балконы от снега", – замечает собеседник агентства.

Круговорот снега

Пройдя сквозь лопаты, "золотые ручки" и снегоуборочные ковши, снег с крыш, мостов и тротуаров попадает на снегосплавные пункты. В Москве таких 56, а их бесперебойную работу обеспечивает целая команда специалистов – диспетчеры, мастера, инженеры и слесари.
"У нас в городе в каждом округе по три-четыре снегосплава. Конкретно я отвечаю за то, чтобы все они работали как часы. Чтобы полностью работало оборудование, сепаратор дробилки. Я заключаю договоры с подрядными организациями, проверяю акты выполненных работ", – объясняет инженер службы эксплуатации снегосплавных пунктов "Мосводоканала" Андрей Клубов. Чтобы работать на этой должности, нужно иметь высшее образование, поэтому он специально выучился на энергетика, хотя изначально начинал слесарем-ремонтником.
Инженер службы эксплуатации снегосплавных пунктов "Мосводоканала" Андрей Клубов
Если загруженность большая и снега много, сотрудники снегосплавных пунктов трудятся по ночам. "Помимо меня и диспетчеров, на каждом пункте работают два слесаря и мастер. В снегопады мы все выходим дежурить, распределяем автотранспорт по разным снегосплавам, чтобы не было очередей, не скапливалось по 20-30 машин. Следим, чтобы все функционировало, принималось", – поясняет нюансы процесса Андрей.
Он также замечает, что работа по растопке снега производится вплоть до апреля. Даже если в городе снег уже не лежит, он остается на сухих "свалках", откуда его по мере высвобождения техники начинают вывозить и тоже растапливать.
Роботы и ультрафиолет: как технологии делают город чище
Обсудить
Рекомендуем