Комфортное передвижение москвичей по городским дорогам складывается из многих факторов. Это и грамотно нанесенная дорожная разметка, и безопасные барьеры-разделители, и вовремя отремонтированные мосты. Как модернизируют и эксплуатируют столичную дорожную инфраструктуру, читайте в материале сайта "РИА Недвижимость".
Дороги для машин
Дорожная одежда
Несмотря на то, что Москва с каждым годом становится все уютнее для пеших прогулок, все равно автомобильный трафик мегаполиса колоссальный. Городские трассы похожи на сосуды, по которым мчат потоки машин, задавая городу тот самый знаменитый бешеный ритм. Именно поэтому хорошее состояние дорожного полотна – одна из приоритетных задач городских коммунальщиков.
За состоянием дорог следят круглогодично. У ГБУ "Автомобильные дороги" есть собственная служба линейного контроля, которая постоянно мониторит дорожную сеть Москвы. Она и выявляет большую часть повреждений.
Текущий ремонт проводится по истечении срока эксплуатации дорожного покрытия на основе его диагностики с учетом показателей износа и поврежденности. Его выполняют в весенне-летний период. Локальный ремонт, направленный на устранение отдельных повреждений полотна, проводится круглый год, вне зависимости от сезона.
В этом году в Москве отремонтировали около 2,8 тысячи дорожных объектов, общей площадью более 23 миллионов квадратных метров. Работы велись преимущественно ночью, с частичным ограничением движения, и завершились в октябре. Среди главных задач дорожников было убрать колейность, которая образуется из-за интенсивного движения.
В 2021 году выполнили работы по ремонту участков Садового кольца, 1-й Тверской-Ямской улицы, ключевых вылетных магистралей: Ленинградского проспекта, Ленинградского, Варшавского, Каширского, Щелковского, Осташковского, Киевского и Новорязанского шоссе.
Разделители потоков
Барьерные металлические ограждения ("отбойники") – необходимый элемент безопасности на московских трассах. Сегодня общая протяженность барьерных ограждений в Москве превышает 1,4 тысячи километров и продолжает расти.
В 2014-2017 годах в Москве реализовали программу по замене барьерных ограждений на высокоскоростных трассах (МКАД, ТТК) и вылетных магистралях. До реформы на этих дорогах использовались металлические одноярусные ограждения типа "Волна". Чтобы барьеры соответствовали требованиям безопасности дорожного движения, в течение четырех лет их заменили на тип "Трансбарьер". В сравнении с "Волной" их удерживающая способность вдвое выше – 350 килоджоулей.
Обслуживанием и ремонтом отбойников в Москве занимается ГБУ "Автомобильные дороги". Зимой барьеры чистит уборочная техника со специальным навесным оборудованием в виде щеток. Чтобы ограждения не повредились во время механической уборки снега, их устанавливают на расстоянии 0,05-0,1 метра от бортового камня.
Поглотители шума
Поскольку автомобильные дороги являются источником интенсивного шума, то городские службы позаботились о том, чтобы оградить жителей домов, которые находятся вблизи крупных развязок и трасс, от звуковой нагрузки с помощью шумозащитных экранов. Установка таких конструкций экономически обоснована в густонаселенных районах, где трассирование дороги на комфортном расстоянии от жилых и офисных зданий невозможно.
К концу года в рамках комплексной программы по замене шумозащитных экранов в городе планируется заменить 100 тысяч квадратных метров конструкций, протяженностью около 22 километров.
Новые экраны уже установлены на Новорижской эстакаде на ТТК, шоссе Энтузиастов, Профсоюзной улице, улице Мневники и ряде других дорожных объектов.
Открытие участка дороги Северо-Восточной хорды в Москве
По словам заместителя мэра столицы Петра Бирюкова, при замене экранов учитывается общая городская стилистика. Используются панели единого цвета и формы, что позволяет упростить будущий ремонт конструкций и сократить расходы на их обслуживание. Новые панели соответствуют всем требованиям ГОСТа и позволяют добиться максимального поглощения шума для обеспечения комфорта и безопасности горожан.
«
"Высота ограждения зависит от уровня звукового воздействия, учитываются такие параметры, как расстояние до жилых домов, рельеф местности, загруженность трассы. Например, высота конструкции на участках вдоль МКАД составляет около восьми метров", – объяснил Бирюков.
Обслуживанием и ремонтом шумозащитных экранов в Москве занимается ГБУ "Автомобильные дороги". Городские службы регулярно моют шумозащитные экраны и ремонтируют конструкции, поврежденные в результате ДТП или других происшествий.
Путепроводы и мосты
Мосты и путепроводы – это особые элементы дорожной сети города, которые испытывают дополнительно вибрационную нагрузку. За порядком на них круглый год следят специалисты ГБУ "Гормост", при необходимости осуществляя ремонт поврежденных элементов.
Всего на балансе организации находится более 2 тысяч объектов по всей Москве. Гарантийный срок службы мостов составляет 50 лет, после этого им может потребоваться капитальный ремонт, иначе могут начаться необратимые разрушения.
В этом году в Москве отремонтировали 21 мост, эстакады и путепроводы. На них поменяли асфальтобетонное покрытие, частично или полностью заменили гидроизоляцию, устранили протечки под эстакадами.
В августе в Москве закончился ремонт Большого Каменного моста. В числе отремонтированных объектов также Дорогобужский и Химкинский мосты, Ленинградская, Савеловская, Велозаводская, Звенигородская эстакады, эстакада Хамовнический Вал, путепровод Косино над МКАД.
Также в этом году на северо-западе Москвы начались работы по капитальному ремонту Строгинского моста. Решение о проведении капитального ремонта было принято из-за многочисленных дефектов, которые снижали грузоподъемность и долговечность конструкций, а также мешали комфортному перемещению по сооружениям
Зимой сотрудники предприятия обеспечивают своевременную очистку мостов от снега, причем на отдельных объектах, например на Парящем мосту, такая уборка проводится только вручную, чтобы не повредить конструкцию и декоративные элементы.
Также в зоне ответственности специалистов "Гормоста" 156 остекленных путепроводов и 531 пешеходный тоннель.
Дороги для пешеходов
В городе происходит постоянное обновление пешеходных зон – появляются новые, перезагружаются старые. Какие-то улицы за последние годы стали полностью пешеходными, а на каких-то поменяли покрытие и расширили их, сделав гораздо комфортнее.
Одним из самых крупных проектов по созданию качественного пешеходного пространства в центре Москвы стало благоустройство острова Балчуг, долгое время находившегося в запустении. Работы, начиная с мая, велись на Софийской, Раушской, Садовнической и Космодамианской набережных, в двух Раушских, Комиссариатском и Фалеевском переулках, а также в Репинском сквере. Пешеходную зону на территории острова привели в порядок и добавили места отдыха с классическими московскими лавочками.
По обновленным зонам на набережных гуляют пешеходы, а также с комфортом передвигаются любители покататься на самокатах. Причем вечером здесь не менее уютно, чем днем, так как обновилась и система освещения: часть новых фонарей на острове выполнена в современном стиле, другие напоминают старинные газовые светильники. Парапеты набережных акцентировали с помощью специальной подсветки.
Изюминкой проекта благоустройства острова Балчуг стал Репинский сквер, созданный к 800-летию Москвы в 1947 году. Здесь максимально сохранили уже существующие растения, высадили цветы и кустарники, добавили новые деревья.
В Пресненском районе появилось 13 современных остановок общественного транспорта, оборудованных Wi-Fi и зарядными устройствами, девять станций велопроката и пять станций аренды самокатов.
Благоустроили и Ленинский проспект – пока на участке от улицы Кравченко до МКАД. Здесь обустроили островки безопасности для пешеходов, убрали под землю воздушные линии электропередачи, обновили остановочные павильоны, обустроили велодорожку длиной 4,3 километра, разбили 30 гектаров газона, отремонтировали тротуары.
"Зебры" и подземки
Комфорт пешеходов обеспечивается и под землей. Так, в подземных переходах меняют покрытие стен и обновляют гранитные плиты площадок между лестницами и ступенями. Здесь также ремонтируют системы электрооборудования, водоотведения, отопления и вентиляции.
До конца года в столице отремонтируют 14 подземных пешеходных переходов. В их числе – переход на Пролетарском проспекте, в Каширском проезде, на проспектах Андропова и Ленинском. За эксплуатацию этих объектов отвечают специалисты ГБУ "Гормост".
Повседневная жизнь
Еще один гарант безопасности автомобильного и пешеходного движения – дорожная разметка. За ее нанесение отвечают специалисты-разметчики ГБУ "Автомобильные дороги".
Обновление пешеходного перехода – обязательное мероприятие после замены асфальтобетонного покрытия. После укладки нового полотна разметчики выжидают от 10 до 14 дней – столько времени требуется, чтобы асфальт, уложенный при температуре 170 градусов, как следует "пропотел".
В конце октября-начале ноября специалисты активно "закрывают" рабочие участки – в холодное время годы такие работы стараются не проводить. Чтобы разметка закрепилась, температура воздуха и асфальта не должна быть ниже пяти градусов. Впрочем, на локальных участках восстановительные работы возможны: если разметка смоется, например из-за прорыва канализации, нанести ее снова специалисты смогут при температуре до минус десяти градусов.
В этом году обновление разметки на пешеходных переходах Москвы продолжилось. В общей сложности разметку нанесли на 4,2 тысячи дорожных объектов, а общая протяженность линий превысила 15 тысяч километров.
Новый вид в этом году также обрели 37 диагональных пешеходных переходов – теперь вместо сплошной заливки линиями они обозначены пунктиром по контуру перехода.
Чистота – залог комфорта
Чистоту и порядок на улицах, в пешеходных зонах и на остановках Москвы круглый год обеспечивают дорожные рабочие ГБУ "Автомобильные дороги" и районных ГБУ "Жилищник". Специалисты регулярно прометают и чистят пешеходные дорожки и тротуары, обрабатывают их противогололедными материалами. Больше всего внимания при обработке уделяется местам вблизи социальных объектов.
Если случается снегопад, сразу после его окончания дорожные рабочие приступают к очистке тротуаров и остановок общественного транспорта.
Всего зимой в уборке задействуют более 30 тысяч единиц средств малой механизации и 19 тысяч единиц дорожно-уборочной техники, включая 7,5 тысяч единиц сопутствующей техники. Кроме того, в распоряжении города имеется 56 стационарных и 38 мобильных снегосплавных пунктов, работающих круглосуточно.