Москва Сегодня: мегаполис для жизни

Вас тут не плавало: что вылавливают из Москвы-реки в сезон навигации

Читать на сайте realty.ria.ru
Присказка о кислоте вместо воды в Москве-реке уже давно потеряла свою актуальность. Состояние воды в столичной водной артерии такое, что здесь находят "краснокнижников", а также раков и медуз. Специалисты коммунального флота занимаются уборкой поверхности реки круглый год. Причем в этом судоходном сезоне собрали на 13% меньше мусора, чем обычно, что говорит о росте экологической культуры горожан. И, разумеется, огромную лепту в состояние воды вносят современные очистные сооружения. Как именно Москву-реку приводят в порядок, в том числе в зимний сезон, читайте в материале сайта "РИА Недвижимость".

Флотилия чистоты

В конце октября в Москве официально закрылся сезон навигации коммунального флота. В этом году специалисты собрали с водной поверхности Москвы-реки и судоходной части Яузы около 600 тонн плавающего мусора и устранили около 80 загрязнений. Объем плавающего мусора снизился на 13% к прошлому году, а случаи появления пятен в акватории рек – на 23%.
"Снижение интенсивности загрязнений, безусловно, свидетельствует о повышении экологической культуры горожан", – подчеркнул заместитель мэра Петр Бирюков.
Работа ГУП "Мосводосток" по очистке реки
Больше всего мусора традиционно собирают в акватории в верховьях Москвы-реки, что позволяет обеспечить чистоту основного русла ниже по течению. На северо-западе Москвы выше процент уборки крупногабаритного мусора – веток, стволов деревьев, строительных отходов. В центральных районах столицы в основном извлекали мелкий плавающий мусор – бутылки, пенопласт, пластик, автомобильные покрышки.

От сачка до баржи

Чистоту городского участка реки контролируют специалисты ГУП "Мосводосток". В их зоне ответственности вылов мусора на всем протяжении Москвы-реки – от Спасского до Бесединского моста. Общая протяженность всего маршрута достигает почти 90 километров.
Йо-хо-хо и бутылка, и пакет, и гитара: кто и как убирает Москву-реку
В распоряжении Мосводостока находится около 30 единиц флота. В зонах с небольшой глубиной работают маломерные суда, для донных наносов песка и грунта задействуют плавкраны и несамоходные шаланды с буксирами. Ежедневно на уборку плавающего мусора выходят пять-шесть судов, их смена длится 12 часов.
Рабочий сезон всех судов флота длится вместе с летней речной навигацией на реках Москвы. Летом и осенью основную часть собираемого мусора составляет листва, скошенная трава и бревна, которые приносит с верховий. В труднодоступных местах, таких как закутки у причалов, используется ручная уборка. Оттуда матросы выгребают мусор сачком прямо с судна.
Работа ГУП "Мосводосток" по очистке реки
Длительность ежедневного маршрута туда-обратно всегда разная и зависит от количества остановок для уборки мусора. Больше всего работы у специалистов обычно после дождей, когда мусор с набережных и улиц смывает в воду. Также много мусора специалистам приходится собирать по весне, когда тает снег, открывают плотины и шлюзы.
Понятия "генеральная уборка перед зимой" здесь не существует. Такой уборкой для экипажей Мосводостока становится каждый выезд на очистительный рейд. Все отходы, которые флот собирает в акватории Москвы-реки, на теплоходах отвозят на базу флота Мосводостока, а затем – на полигон для дальнейшей утилизации.

До кристальной чистоты

С 2001 года по Москве-реке курсирует специализированное судно "Экопатруль", которое в период навигации ежедневно отслеживает качество воды. Экипаж обследует нижнее и верхнее течения реки, полностью обходя ее в черте города.
В лаборатории, оборудованной на "Экопатруле", в пробах определяют содержание аммония, нитритов, хлоридов, фосфатов и марганца. Анализом воды на судне дело не ограничивается: пробы из Москвы-реки также регулярно передают в стационарную лабораторию ГПБУ "Мосэкомониторинг", где воду проверяют по 41 показателю, включая содержание нефтепродуктов и тяжелых металлов.
Носовое погружное устройство на борту корабля "Экопатруль"
По словам специалистов, для участков Москвы-реки в последние годы характерна динамика улучшения качества воды. Этому во многом способствуют работы по реконструкции столичных очистных сооружений.
Напомним, большая часть атмосферных осадков, выпадающих на улицы, жилые кварталы и территории предприятий, сначала попадает в водосточную сеть, состоящую из самотечных трубопроводов и коллекторов. Из коллекторов сточная вода приходит на очистные сооружения города, где проходит очистку.
Очистные сооружения Мосводоканала
Пройдя механическую очистку (решетки, песколовки и первичное отстаивание), вода проходит несколько ступеней фильтрации с помощью специальных связующих веществ - флокулянтов и коагулянтов – которые образуют из мелких частиц легкоудаляемые крупные хлопья грязи. Только после этого полностью очищенную и обеззараженную воду выпускают в природный источник.
Кстати, фауна Москвы-реки иногда преподносит горожанам настоящие сюрпризы: например, во время аномально жаркого лета 2010 года в воде были замечены медузы, а в 2016-м на значительном протяжении реки появились раки. Основными же видами, проживающими в Москве-реке в границах МКАД, сегодня являются плотва, лещ, окунь и уклея. Водятся тут и редкие виды: внесенный в Красную книгу "вюьн обыкновенный" считается утраченным на стационарном обитании, но может единично встречаться в верховьях реки.
Вода 2.0

Зимний режим

Закрытие летней навигации для речных судов не означает, что акватория Москвы-реки и судоходный участок Яузы остаются без наблюдения. Коммунальный флот столицы трудится круглый год.
Из-за холодной погоды на набережных становится меньше жителей, количество мусора по сравнению с летним периодом тоже уменьшается, так что нескольких теплоходов и катеров для поддержания чистоты вполне хватает.
Очистка воды в Москве-реке от масляной пленки
Зимой на воде остаются два судна Мосводостока с ледовым классом до 20 сантиметров льда, а также быстроходные катера, которые работают на открытой воде в экстренных случаях – например, разлив нефтепродуктов.
Основная часть флота в межнавигационный период перемещается на берег для прохождения обслуживания и ремонта. Специалисты красят и меняют обшивку судов, заменяют трубопроводы топливных систем, ремонтируют подруливающие устройства.
Сканируем зиму, или Как роботы помогают плавить снег
В полном составе технический флот "Мосводостока" выйдет на воду с открытием речной навигации, и кроме уборки плавающего мусора и пятен на воде займется дноуглублением – с помощью плавкранов и несамоходных шаланд вывозить песок и грунт, которые своим течением наносят в Москву-реку ее притоки.
Обсудить
Рекомендуем