Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Йо-хо-хо и бутылка, и пакет, и гитара: кто и как убирает Москву-реку

За величавыми теплоходами, вальяжно курсирующими по Москве-реке, едва ли кто замечает скромные суда ГУП "Мосводосток". А ведь их работа важнее, чем перевозка туристов. Флот предприятия следит за чистотой главной городской реки. Один из капитанов рассказал РИА Недвижимость, каково работать на флоте и что можно найти у набережных после выходных.
МОСКВА, 6 ноя — РИА Недвижимость. За величавыми теплоходами, вальяжно курсирующими по Москве-реке, едва ли кто замечает скромные суда ГУП "Мосводосток". А ведь их работа важнее, чем перевозка туристов. Флот предприятия следит за чистотой главной городской реки. Один из капитанов рассказал РИА Недвижимость, каково работать на флоте и что можно найти у набережных после выходных.
Все на борт
Капитан флота ГУП "Мосводосток" Сергей Потехин даже внешне напоминает командира корабля из старых романов о пиратах и сокровищах. Волосы собраны в хвост, в ухе серьга и даже деревянная трубка при себе. Для полного сходства с литературным образом не хватает, пожалуй, только моряцкого камзола. Вместо него — простой и практичный рабочий комбинезон, да и судно — не деревянный корабль, а суровый и проверенный временем МС-3.
По крутой лесенке, ведущей в капитанскую рубку, Потехин забирается с недоступной сухопутным горожанам легкостью — сказывается многолетний опыт. На мусоросборном теплоходе капитан курсирует по Москве-реке с 2002 года.
"Сначала работал мотористом, потом отучился и стал капитаном", — сухо и по делу рассказывает Потехин. Деревянный штурвал он держит одной рукой, уверенно направляя судно от причала на Краснопресненской набережной вверх по Москве-реке. "Помимо меня, в экипаже два человека: матрос и моторист. Мы отвечаем за один участок реки. Наша ежедневная задача — пройти его и очистить".
Для флота Мосводостока Москва-река делится на четыре сектора. Экипаж МС-3 курсирует от Карамышевской плотины до Крымского моста — около 20 километров по водной глади. Длительность ежедневного маршрута туда-обратно всегда разная, отмечает Потехин, и зависит от количества остановок для уборки мусора.
"Больше всего работы обычно после дождей, когда мусор с набережных и улиц смывает в воду. Вот сейчас в реке много листвы, которую тоже нельзя оставлять. Есть механизированная и ручная уборка. Сейчас нам сюда", — капитан кивает на левый берег Москвы-реки.
В небольшом закутке под Новоарбатским мостом ярким пятном плавают осенние листья и бытовой мусор: пластиковые бутылки, воздушные шарики и даже детский надувной мячик. Потехин ловко подводит судно к скоплению мусора и приводит в действие автоматизированный ковш — широкую сетчатую "лопату" на носу МС-3, которую используют как раз для механизированной уборки.
Чтобы опустить ковш в воду и при этом не потерять управление теплоходом, Потехин занимает место между штурвалом и пультом с кнопками. Его руки движутся независимо друг от друга: одна контролирует руль, вторая — приводит в действие механизм "клюва". Огромная конструкция погружается в воду, проходит под грязным островком и с очередным нажатием кнопки поднимается вверх, наполненная листвой и мусором. Еще один щелчок — и ковш поднимается еще выше, сгружая отходы в наполовину заполненный контейнер на палубе. С едва различимым писком падает в бак и детский мячик. "Клюв" возвращается в исходное положение, а Потехин — за штурвал. Вся операция заняла не больше 15 минут.
"Ручная уборка — для труднодоступных мест, это, как правило, закутки у причалов. Там наши матросы выгребают мусор сачком, моя задача — максимально близко подвести судно. Управлять несложно, все приходит с опытом. Главное, уметь рассчитывать скорость и габариты судна, ну и глазомер хороший иметь", — говорит капитан.
Повинуясь его командам, МС-3 с утробным рычанием отправляется дальше, к мосту Богдана Хмельницкого.
На страже экологии
Рабочий сезон флота Мосводостока начинается 1 мая и заканчивается 1 ноября. Летом и осенью основную часть собираемого мусора составляет листва, скошенная трава и бревна, которые приносит с верховий. Помимо автоматизированного ковша на носу мусоросборщиков, на палубе служебных теплоходов установлены краны-манипуляторы.
"Такими кранами мы собираем, например, бревна", — рассказывает руководитель группы эксплуатации ГТС Мосводостока Владимир Лапенков, указывая на массивную металлическую клешню по правому борту судна. "Бывает, вытаскиваем и машины, которые улетают с набережных при ДТП. Летом работа особенно напряженная: много туристов, отдыхающих, много бытовых отходов. Во время Чемпионата мира по футболу мы уже в три часа утра выходили на работу, чтобы к девяти закончить уборку полностью".
В зимний сезон от флота Мосводостока в акватории реки остаются только несколько дежурных теплоходов и ледокол, которые работают в экстренных случаях — например, разлив нефтепродуктов.
Понятия "генеральная уборка перед зимой" здесь не существует. Генеральным для экипажей Мосводостока становится каждый выезд на очистительный рейд, отмечает Лапенков.
"В 90-е годы, до того, как на службу Мосводостока поступили мусоросборные судна, Москва-река была серого цвета, она была очень загрязнена", — вспоминает представитель предприятия. "А теперь посмотрите, какая вода чистая, рыба водится — те же судаки. А один раз в Марьино мы даже случайно выловили ковшом угря. Потом, конечно, отпустили обратно — вдруг приживется", — добавляет он.
"На моей памяти угрей не было. Но гитару я как-то из воды вылавливал, может, уличный музыкант разнервничался", — с улыбкой добавляет капитан Потехин.
Все отходы, которые флот собирает в акватории Москвы-реки, на теплоходах отвозят на базу Мосводостока, а затем — на полигон для дальнейшей утилизации.
Речные санитары
По словам Лапенкова, все работники флота Мосводостока изначально поступают на службу с профильным образованием. Уже в предприятии им помогают повышать квалификацию, объясняют особенности работы на промышленных судах и стажируют на действующих теплоходах.
Сами судна тоже не забывают обновлять. Раз в год, как и любая сухопутная машина, теплоходы проходят техосмотр. А каждые пять лет их отгоняют на комплексный ремонт и замену износившихся деталей. МС-3, на котором плавает капитан Потехин, собрали и сдали в эксплуатацию еще в 1999 году. Спустя почти двадцать лет судно, благодаря своевременному обслуживанию, на прекрасном ходу.
Щурясь на проникающее сквозь окно рубки солнце, Потехин вспоминает: бывает, приходится не только мусор собирать, но и оказывать помощь людям.
"Был случай, когда недалеко от Павелецкой в воде оказалась девушка и не могла выбраться — сходов там нет. Выловили, помогли, как не помочь?" — говорит капитан.
Капитан Сергей ПотехинКапитан Сергей Потехин
После 16 лет на службе речной романтики, конечно, осталось немного, признается Потехин. К видам на город с реки капитан давно привык. Но все-таки меняющемуся мегаполису удалось вернуть закаленному капитану свежесть впечатлений.
"Ко всему привыкаешь, но вот район Воробьевых гор, который оборудовали подсветкой, очень красивый. Вот когда мимо него проезжаешь, то да, часть романтики, наверное, возвращается", — заключает Потехин.
Оценить 4
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала