Строим просто: сокращение админбарьеров в строительстве

Мосгоргеотрест: Случаи провала грунтов в Москве единичны

Читать на сайте realty.ria.ru
Вопрос о возможности строительства на той или иной территории - скорее экономический, чем инженерный, так как современные технологии позволяют строить везде, утверждает управляющий ГБУ "Мосгоргеотрест" Александр Серов. В интервью РИА Недвижимость он рассказал о том, как его ведомство относится к диггерам, есть ли тайны у московского подземелья, и почему в Москве случаются провалы грунтов.
— Александр Юрьевич, ваше ведомство существует с 1944 года, расскажите вкратце, чем занимается "Мосгоргеотрест" сегодня?
— Мы занимаемся работами, которые в совокупности составляют понятие "инженерные изыскания". Это разностороннее обследование строительных площадок, зданий и сооружений. Инженерные изыскания проводятся не только перед проектированием и строительством, но и сопровождают эти процессы, а также используются для оценки и прогноза возможных изменений по окончании строительства.
— А имеются ли сегодня в Москве неисследованные места?
«
— Территория Москвы в старых границах хорошо изучена - как в части геологии, так и геодезии. Но есть территории новой Москвы, ее мы будем изучать по мере необходимости, так как изучение конкретных участков выполняется не просто так, а под заказ. В действительности, значительная доля присоединенных территорий - это леса. Сейчас на этой территории мы в основном участвуем в проведении геологических изысканий в районах развития новых линий метрополитена, предоставляем инженерно-топографические планы для проектов планировки новых районов. В прошлом году мы завершили работу по созданию крупномасштабной геологической карты перспективных зон развития территории новой Москвы.
Расскажите об этой карте, какую площадь вы обследовали, какие зоны наиболее перспективны?
— Гидрогеологическая карта создана на территорию 508 квадратных километров, а карта карстово-суффозионных процессов - на 168 квадратных километров. В целом эта карта показала, что за исключением нескольких мест, где требуется более серьезная инженерная подготовка, различные градостроительные проекты в Троицком и Новомосковском округах имеют хорошие перспективы.
— Можно ли вообще говорить, что какие-то места в городе наиболее чувствительны к строительству, а другие - менее?
— Принятие решений о возможности строительства – это не наша компетенция, мы даем исходную информацию, которую уже потом интерпретируют проектировщики и решают, что и как строить. Но могу сказать, что строить можно везде – даже в океане и в пустыне, что доказано на примере Объединенных Арабских Эмиратов. Это совсем не инженерный вопрос, а экономический - насколько выгодно вкладывать деньги в разработку технологии строительства на Марсе, и как скоро это может окупиться.
— О каких именно технологиях вы говорите, и чем ваша работа сегодня отличается от ваших предшественников, к примеру, советского времени?
— Произошедшие изменения не просто впечатляют, они вызывают законное чувство гордости. Сегодня для геодезических работ и других видов изысканий у нас есть технологии создания электронных карт и планов, высокоточные приборы - геодезические и фотограмметрические. Вычислительная техника, парк современных буровых установок, с лабораторным оборудованием и другой специальной техникой, современные средства связи, глобальные спутниковые системы навигации, материалы аэрокосмической съёмки.
Правда и вымысел о секретном подземелье Москвы
— Как в вашей сфере дела с кадрами?
— Сегодня в ГБУ "Мосгоргеотрест" работает немногим меньше двух тысяч человек, средний возраст работников около 40 лет. У нас существует преемственность традиций: многие семьи работают в третьем-четвертом поколениях. При этом сегодня в отрасли необходимы специалисты, обладающие профессиональными знаниями, умением и навыками работы с цифровыми методами обработки информации и электронными устройствами. Что касается невостребованных профессий, то, конечно, ушли в прошлое чертежники в прямом понимании этого слова, то есть люди, которые вычерчивали карты рейсфедером. Теперь наши картографы и геодезисты используют для создания планов высокие компьютерные технологии и мощную полиграфическую технику.
— Сегодня Москва гораздо больше и быстрее, чем раньше, растёт вглубь. Какие здесь риски, и как вы помогаете строителям минимизировать их?
«
— Оптимальное использование территории мегаполиса невозможно без освоения подземного пространства. Минимизировать риски можно только при высокой согласованности действий всех участников строительства - изыскателей, проектировщиков (архитекторов и конструкторов) и строителей. Цель инженеров-геологов - обеспечить проектировщиков и строителей информацией об инженерно-геологических условиях площадки будущего строительства в пределах значительных глубин, достигающих 80-100 метров и более. Собственно, предоставляя им эту информацию, мы помогаем избежать рисков.
— Вы как никто знаете подземную часть города, и, должно быть, слышали знаменитый миф о "подземной" Москве – миф о так называемом "метро-2", городе под городом. Действительно ли оно существует?
— У любого мифа есть какие-то свои предпосылки, в каждой шутке, как говорится, доля правды. Столичный метрополитен характеризуется сильной разветвленностью, и при его строительстве, конечно же, создавались и какие-то дополнительные служебные и обслуживающие помещения - депо и так далее. Когда говорят о "метро-2", я думаю, что именно эти помещения люди и имеют в виду. Исследовать это с профессиональной точки зрения нам не приходилось.
Полный провал, или Охота на самые распространенные страхи горожан
— Невозможно не спросить, как вы относитесь к диггерам, которые, по сути, иногда пытаются заниматься вашей работой?
— Я бы не сказал, что мы как-то к ним относимся. Диггер – человек, увлекающийся исследованием подземных объектов. Инженер-геолог, работающий в Мосгоргеотресте – человек, профессионально изучающий свойства грунтов с целью дальнейшего строительства. Геодезисты, обследующие подземные коммуникации с целью их правильного нанесения на планы, тоже по роду своей деятельности никак не пересекаются с диггерами.
— О подземной части поговорили, а если говорить о росте города вверх, с точки зрения геологии, насколько "Москва-Сити" удачное место для расположения небоскребов?
«
— "Москва-Сити", несмотря на близость к реке, опирается на очень хорошие грунты, в основе которых известняк, поэтому там все хорошо. Наши геологи и геофизики непосредственно участвовали в изысканиях данного участка. И ещё один плюс "Москва-Сити" – здесь заложены достаточно хорошие фундаменты.
— С вами согласовывают не только масштабные градостроительные проекты, но и проекты благоустройства. Зачем?
— Все просто: территория Москвы насыщена подземными коммуникациями, и даже такой на первый взгляд незначительный процесс, как посадка деревьев, может привести к нежелательным вмешательствам, а то и к аварийной ситуации. Поэтому при проектировании зеленых насаждений требуется обязательное рассмотрение на соответствие проекта Сводному плану подземных коммуникаций. И у нас были случаи, когда указывалось, что в этом конкретном месте сажать нельзя из-за риска возможных повреждений коммуникаций.
Благоустройство дворов в РФ не будет выведено из госпрограммы после 2019 г
— Расскажите, для чего городу нужен этот Сводный план подземных коммуникаций и сооружений?
— Расширение городов ведет к росту потребности развития инженерных сетей и коммуникаций (газоснабжение, электросети, водоснабжение, телекоммуникации и другое). Кроме того, проектирование и строительство новых подземных коммуникаций требует наличия информации о существующей подземной инфраструктуре. Сводный план подземных коммуникаций и сооружений города – это кадастр подземного пространства Москвы, для его создания было оцифровано более 300 тысяч документов, накопленных с 1944 года.
— Какова сегодня протяженность сетей в Москве?
— Мы ради интереса пытались подсчитать, сколько километров сетей опутывает столицу, но довольно быстро отказались от этой идеи, поскольку изменения в Сводном плане происходят в ежедневном режиме. После того, как информация была сведена в единый информационный ресурс, она постоянно обновляется: мы наносим на Сводный план сведения о согласованных проектах строительства подземных сетей и сооружений, а также показываем коммуникации, исполнительные документы на которые приняла Москомархитектура после завершения стройки.
— Работа над этим планом окончательно завершена или предполагается его как-то модифицировать?
— Работа по созданию Сводного плана завершена, но информация постоянно актуализируется. Стоит также отметить, что Сводный план способствует существенному сокращению сроков на проведение инженерных изысканий для застройщиков и получение технических заключений. Он позволяет оптимизировать процессы подключения новых объектов к инженерным сетям и тем самым способствует снижению административных барьеров. Эти услуги реализованы в электронной форме – то есть, заявитель может подать документы и получить результат, не покидая своего рабочего места или даже из дома – через официальный портал мэра и правительства Москвы. Это существенно экономит время городских застройщиков и проектировщиков, являющихся основными потребителями этих услуг.
Слои эпох: какие тайны ищут археологи в ходе благоустройства Москвы
— Также сейчас вы участвуете в создании 3D-визуализации Москвы вообще, и в частности кварталов реновации. Для чего это нужно?
— Требования наших потребителей к форме представления информации возрастают, в связи с чем Мосгоргеотрест при поддержке Москомархитектуры начал внедрять территориальные информационные модели, позволяющие визуализировать геопространственные данные в 3D-формате. Эта карта представит собой уже не двухмерное, а трехмерное изображение объекта. Сейчас делается только наземная часть, но в перспективе ставится задача дополнить ее и подземной составляющей. Сегодня уже созданы реалистичные модели примерно половины кварталов, подлежащих реновации. Это позволяет более наглядно демонстрировать изменения, которые происходят, и принимать правильные градостроительные решения.
— А кто главный "клиент"? Кому нужна эта 3D-карта?
— Не секрет, что читать строительные чертежи и проекты умеет далеко не каждый, а вот 3D-модель понятна всем. Да и профессиональные проектировщики сегодня уже переходят на технологии информационного моделирования (так называемое BIM-проектирование), и результаты инженерных изысканий Мосгоргеотреста в трехмерном формате становятся все более востребованными в городе. Первыми потребителями, конечно, стали наши коллеги – градостроительные проектировщики из Москомархитектуры.
— Александр Юрьевич, периодически в Москве случаются провалы грунтов. Если сравнивать с другими городами, насколько город в этом смысле находится в "зоне риска"?
«
— Почему-то принято считать, что это частое явление. Но для такого города, как Москва, это единичные случаи. В основном провалы происходят на дорогах. Так исторически сложилось, что все коммуникации проходят как раз под дорогами. Коммуникации иногда могут прохудиться, соответственно, вода уходит вниз и размывает грунт, после может случиться просадка. Вторая причина заключается в том, что строительство дорог - это, в основном, насыпные грунты - гравий, песок и сверху асфальт. Иногда из-за больших осадков вода протекает внутрь, как бы под асфальт или под землю, тем самым она уплотняет грунт, и верхнее покрытие может просесть. Получается, что для предотвращения таких инцидентов основной вопрос - это водоотведение.
— А ведется ли статистика по случаям провалов грунта в Москве?
— Если нас куда-то вызывают на место, то да, конечно, фиксируем. И при том количестве существующих в мегаполисе коммуникаций случаи эти единичны.
— Правда ли, что в столице стоит остро проблема карстово-суффозионных процессов и существует целая карта карстовой опасности Москвы?
— Карта карстовой опасности есть, она ведется в актуальном режиме. Насколько нам известно, карстовые провалы были отмечены в Москве в последний раз в конце 70-х или начале 80-х годов. За счет того, что гидрогеологическое состояние грунтов четко отслеживают, таких ситуаций больше не наблюдается.
Беседовала Ольга ГАХОКИДЗЕ
Обсудить
Рекомендуем