Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Полный провал, или Охота на самые распространенные страхи горожан

Среди москвичей ходит вечная "шутка-страшилка", что город рано или поздно провалится под землю. Впрочем, жителями других мегаполисов мира тоже есть, чем нервы пощекотать. Сайт "РИА Недвижимость" вспоминает самые распространенные страхи, связанные с городским строительством, и пытается выяснить, нужно ли начинать паниковать, или у страха все-таки глаза велики.

Гиганты на ножках

В процессе развития и разрастания городов любые архитектурные и инженерные новшества вызывают у горожан массу страхов, причем иногда весьма анекдотических. Так, например, первые эскалаторы пугали пассажиров. Говорят, что в лондонском метро был нанят одноногий человек, который катался по эскалатору туда и обратно, показывая, что механизм не опасен.
А знаменитый Флэтайрон-билдинг (дом-утюг) в Нью-Йорке вообще вызвал ужас у горожан, которые считали, что из-за его формы он будет разрезать воздушные потоки, тем самым способствуя появлению ураганных ветров. Впрочем, некоторые молодые джентльмены смекнули, что ветра будут задирать дамам юбки, и даже стали дежурить у здания в надежде "запретных видов". Какое-то время полиции приходилось разгонять их. Теперь же, все мифы развеяны, и возле здания обустроена зона для отдыха.
Но, разумеется, с разрастанием городом вверх за счет небоскребостроения людей охватывал новый страх – а не провалятся ли города под землю из-за веса гигантов. Не обошел этот страх и москвичей.
"Действительно, высотные здания – это объекты с большим собственным весом, которые еще и аккумулируют в себе серьезную нагрузку, складывающуюся из массы предметов обстановки квартир и людей, которые находятся в них", – констатирует руководитель центра технического обследования зданий и сооружений АО "КТБ ЖБ" Игорь Румянцев.
Но опасаться этого не стоит, успокаивает эксперт, ведь сбор и расчет нагрузок, которые будут передаваться от фундамента здания на грунты основания, и анализ результатов инженерно-геологических изысканий проводятся на самой ранней стадии проектирования. "В результате выбираются наиболее безопасные и оптимальные конструктивные решения, полностью исключающие "перегрузку" грунтов основания", – говорит Румянцев.
Руководитель центра технического обследования зданий и сооружений АО КТБ ЖБ Игорь Румянцев
Игорь Румянцев
Руководитель центра технического обследования зданий и сооружений АО "КТБ ЖБ"
Любой высотный проект предусматривает перераспределение нагрузок таким образом, чтобы давление на единицу площади грунтового основания не превышало допустимых значений, добавляет он.
© РИА Новости / Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкТурист смотрит на самый большой небоскреб Бурдж-Халифа в Дубае
Города мира. Дубай
Турист смотрит на самый большой небоскреб Бурдж-Халифа в Дубае
Действительно, в мире существует немало примеров высотного строительства в условиях крайне сложных для возведения таких зданий.
Так, 163-этажная высотка "Бурдж-Халифа" в Дубае высотой более 800 метров стоит на песках и давит на них всей своей массой, которая составляет 500 тысяч тонн. В фундаменте дубайской башни для закрепления конструкции применялись специальные висячие сваи в количестве 200 штук – длиной 45 метров и диаметром 1,5 метра. А для железобетонного каркаса небоскреба была разработана специальная марка бетона, который легко выдерживает температуру более +50оC, что исключает его деформацию.
Опасения, что небоскреб может провалиться или рухнуть даже в зоне высокой сейсмической активности, отлично развеивает башня "Тайбэй 101" в столице Тайваня. Упасть 500-метровому (включая шпиль) гиганту не дает огромный "маятник" – он же инерционный демпфер весом в 660 тонн, подвешенный внутри здания с 87-го по 91-й этаж.
CC BY 2.0 / Ray Terrill / Taipei 101 Damper BallКрупнейший инерционный демпфер башни Тайбэй 101
Крупнейший инерционный демпфер башни Тайбэй 101
Крупнейший инерционный демпфер башни Тайбэй 101

Подземная жизнь

Впрочем, все крупнейшие мегаполисы мира растут не только вверх, но и вниз. Самое известное подтверждение тому – Канада, где под землей есть целые улицы с фонтанами и магазинами и даже автострады.
Широко известен и является одной из туристических достопримечательностей подземный город Монреаля (La ville souterraine). На сегодняшний день подземная сеть этого города связывает 10 станций метро, 2 автобусных терминала, 1200 офисов, более 2 тысяч магазинов, около 1,5 тысяч жилых домов, 200 ресторанов, 40 банков, 40 кинотеатров, там даже расположены отели, художественные галереи и выставочные центры.
CC BY 2.0 / chriainphilly5448 / Place Monreal TrustПодземный город RESO в Монреале
Подземный город RESO в Монреале
Подземный город RESO в Монреале
Еще один пример – это американский Бостон, который был специально переустроен при помощи проекта создания подземных дорог. Перед началом строительства проводилась оценка грунтов, которая показала, что с ними могут возникнуть проблемы, но строить дороги все равно пришлось. В итоге подземные магистрали соединили запад и восток города, подземная трасса также связала районы Бостона с аэропортом. Причем все подземные проекты были реализованы весьма успешно.
Очень активно осваивают подземелья в Китае – план подземной застройки городов был разработан в масштабах целой страны. В частности, первые этажи офисов в китайских городах часто расположены ниже нулевого уровня. Также в стране есть, например, подземная электроподстанция.
Но, несмотря на то, что подземное строительство – далеко не новинка во всем мире, горожане по-прежнему опасаются, что это приведет к обрушениям. К слову, основания для страхов все-таки имеются.
Так, например, в 70-е годы во Флориде, в парке Винтер, несколько зданий обрушились в результате провала, хотя до этого ученые предупреждали власти города о том, что застраивать этот район небезопасно. В 2010 году в Гватемале образовалась 70-метровая воронка, которая поглотила сразу несколько районов. В американском Орегоне в 2016 году пришлось полностью закрыть шоссе 101, на котором образовалась воронка глубиной в 10 метров.
Однако эксперты указывают, что даже подтвержденный статус повышенной карстовой опасности не означает полного запрета на строительство. "В этом случае речь идет о необходимости выполнять комплекс защитных мероприятий – и опасность образования карстовых воронок сводится к минимуму", – подчеркивает Румянцев.
© РИА Новости / Владимир Сергеев / Перейти в фотобанкСтанция "Савеловская" Большой кольцевой линии
Станция Савеловская Большой кольцевой линии
Станция "Савеловская" Большой кольцевой линии

Мифология по незнанию

Многие распространенные представления о происходящем под землей так и остаются мифами, как, например, "страшилка" об опасности московского "Метро-2".
"Это всего лишь часть общей подземной инфраструктуры города, которая построена и эксплуатируется наравне с действующей системой метрополитена. Ни о какой повышенной опасности здесь речь не идет, вся таинственность связана лишь с тем, что большинство москвичей не пересекается с этой системой", – поясняет Румянцев.
Руководитель центра технического обследования зданий и сооружений АО КТБ ЖБ Игорь Румянцев
Игорь Румянцев
Руководитель центра технического обследования зданий и сооружений АО "КТБ ЖБ"
Если же говорить о строительстве нового метро, скажем, веток, идущих в новую Москву или Большой кольцевой линии – можно быть уверенными, что еще на этапе инженерных изысканий и проектирования была сделана полная оценка влияния строительства на окружающую застройку, добавляет он.
Много опасений москвичей связано в том числе с грунтовыми водами.
Случаи проблем с ними при строительстве подземных объектов нередки. Так, например, в Харькове после прокладки метрополитена в прилегающих к его трассе городских кварталах во многих домах и котельных начали подтопляться подвалы. Как оказалось, тоннели метро, построенные поперек потока подземных вод, сыграли роль своеобразной плотины, что привело к повышению уровня подземных вод. Подобные случаи наблюдались и в других городах.
© РИА Новости / В. ПавловЦентральный зал станции метро "Спортивная" в Харькове
Центральный зал станции метро Спортивная в Харькове
Центральный зал станции метро "Спортивная" в Харькове
Однако москвичам опасаться подтопления грунтовыми водами не стоит. По словам Румянцева, оценка возможности строительства подземного объекта в том или ином месте выполняется путем построения модели грунтового массива и моделирования на нем объектов "окружающей застройки". После чего моделируется строящийся объект и производится высокоточный анализ воздействий, которые он оказывает на окружение.
"В случае если факторы влияния превышают допустимые значения, обязательно предусматриваются защитные мероприятия и дополнительные конструктивные решения. И такие меры принимаются до запуска любого транспортного проекта и вообще при любом строительстве в городе", – заключает эксперт.
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала