Как обезопасить себя от коммунальных мошенников

Читать на сайте realty.ria.ru
Индивидуальные приборы учета электроэнергии прочно закрепились в топе излюбленных объектов городских мошенников. Каждый москвич хотя бы раз отбивался от непрошеных посетителей, желающих заменить или проверить квартирные счетчики. Специалисты АО "Мосэнергосбыт" рассказали сайту "РИА Недвижимость", как отличить от мошенников от квалифицированных сотрудников и не стать заложником ситуации. Кстати, так называемое "поверочное рабство" в принципе может прекратиться, сейчас идет активное обсуждение инициативы Росстандарта, согласно которой за корректностью показаний приборов учета коммунальных услуг будут следить не собственники, а специалисты ресурсоснабжающих или управляющих компаний.
1. Сотрудники московских энергокомпаний вообще ходят по квартирам с какими-либо официальными проверками?
Да, официально по вопросам проверки электросчетчиков и иного электрооборудования в щитовой (либо непосредственно в квартире, если счетчик установлен внутри) к вам могут прийти представители либо управляющей компании, либо непосредственно "Мосэнергосбыта". Как правило, в обоих случаях, если только счетчик не установлен внутри квартиры, для жильца такие визиты остаются незаметными.

Однако, если в ходе такой проверки обнаружится какое-либо нарушение, может потребоваться участие хозяина квартиры. Жильца проинформируют о выявленных недостатках и попросят подписать соответствующий акт на официальном бланке, могут порекомендовать провести определенные работы.

В любом случае окончательное решение остается за собственником.
2. Ко мне пришли с проверкой/заменой счетчиков. Можно ли вычислить мошенника с порога?
Можно, главное – не терять бдительности.

Во-первых, помните, что сотрудники "Мосэнергосбыта" не обходят квартиры потребителей с целью принудить их заменить приборы учета электроэнергии. Помните, что сотрудники "Мосэнергосбыта" всегда приходят к потребителю исключительно по предварительной заявке, в заранее назначенный день и согласованное время. Если вы не уверены, что дата правильная, уточните информацию в контактном центре компании по телефону: 7 (499) 550-9550, прежде чем пускать специалистов в квартиру.

Во-вторых, обратите внимание на внешний вид гостей. Сотрудники "Мосэнергосбыта" работают в фирменной одежде, при себе имеют официальные удостоверения. Внимательно читайте предъявляемые документы: нередко мошенники используют похожие словосочетания, аббревиатуры и логотипы. Если вы сомневаетесь, а предлагаемые услуги вами не заказывались, лучше отказаться от навязываемых работ и обратиться по данному вопросу самостоятельно в обслуживающий клиентский офис либо контактный центр.

В-третьих, стоит прислушаться к названию организации, которая послала к вам сотрудников. Нередки случаи, когда мошенники представляются работниками Единого расчетного центра "ЕРЦ". Запомните: такой организации в Москве нет! В городе работает учреждение с похожим названием – ГБУ "Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ) города Москвы", и занимается оно исключительно вопросами, связанными с общедомовыми приборами учета тепловой энергии и горячего водоснабжения. Работники ГБУ также не обзванивают население и не приходят с личными визитами. Если в аббревиатуре компании в удостоверениях ваших "гостей" и иных документах не хватает одной "И" – перед вами мошенники.

В-четвертых, не стесняйтесь задавать вопросы, общаясь со "специалистами" вживую или по телефону. Задавайте наводящие вопросы: откуда сотрудникам известны ваши контактные данные, информация о вашем индивидуальном счетчике, есть ли информация об их организации в управляющей компании. Если гости уклоняются от прямых ответов или проявляют агрессию, не стоит пускать их в квартиру.
Правила безопасности: что нужно знать о проверке газового оборудования
3. На что обычно "давят" мошенники, чтобы сбить потребителя с толку?
Как правило, потенциальную жертву с порога начинают засыпать малопонятной технической и профессиональной терминологией, чтобы сбить с толку. Почти все мошенники для солидности ссылаются на те или иные законы, постановления правительства, которые якобы обязывают москвичей осуществить поверку или заменить индивидуальные приборы учета в оговоренные сроки. Если ссылка на законы не действует, жертв часто пугают финансовыми потерями: мол, если не сделать поверку или не заменить приборы на новые, потребителю придется оплачивать электроэнергию по общедомовым счетчикам. Так как немногие москвичи следят за сроками поверки и разбираются в особенностях процедуры, самозванцам часто верят и впускают в квартиру.

Также стоит обратить внимание на поступающую к вам корреспонденцию. Мошенники не только звонят и ходят по квартирам, но и оставляют в почтовых ящиках и в дверях "уведомления" о необходимости поверки или замены счетчиков. Бланки внешне похожи на документы "Мосэнергосбыта", но их фальшивость выдают несколько признаков: устаревший логотип компании, неактуальный или недействующий номер телефона, "левые" реквизиты. Поэтому всегда сверяйте указанные данные с информацией, содержащейся в квитанциях за электроэнергию.
4. Как мошенники "разводят" потребителей на деньги?
Стоимость услуг фальшивых специалистов, как правило, выше официальных расценок "Мосэнергосбыта". Чтобы уберечь себя от финансовых потерь, лучше заранее свериться с прайс-листом компании по телефону контактного центра или на сайте. Помните, что все работы по замене приборов учета электроэнергии производятся работниками "Мосэнергосбыта" только по предварительной заявке и после ее оплаты.

Если вы предпочитаете оплатить работы на месте, то это указывается при оформлении заявки. Тогда специалист обязан прийти к вам с кассовым аппаратом и выдать чек, подтверждающий платеж. Ни в коем случае не соглашайтесь, если вам предлагают оплатить работы без заявки и "на руки" – скорее всего, перед вами мошенник.

Помните, что чаще всего жертвами мошенников становятся пенсионеры и домохозяйки. Предупредите всех членов вашей семьи о потенциальных действиях самозванцев и по возможности контролируйте поверку и замену счетчиков в квартире самостоятельно.

Узнать дату поверки или замены счетчиков в вашей квартире можно несколькими способами:
- позвонить с вопросом в контактный центр "Мосэнергосбыта";
- свериться со сведениями о дате поверки в квитанции за электроэнергию – дата поверки напечатана в верхней части документа;
- посмотреть соответствующую информацию в паспорте электросчетчика или на сайте завода-изготовителя;
- проверить дату в личном кабинете "Мосэнергосбыта" или на портале правительства Москвы.
Связанные одной цепью: за что отвечает управляющая компания дома
5. Чем еще, помимо финансовых потерь, грозит принудительная замена счетчиков мошенниками?
Если потребитель соглашается на замену счетчика "здесь и сейчас" неизвестными лицами, он, к сожалению, по незнанию нарушает закон. Мошенники проводят работы без предварительного оповещения исполнителя коммунальных услуг, а значит, установленные пломбы демонтируются самовольно.

Если такая замена фиксируется, в отношении собственника квартиры составляется акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. Это влечет за собой перерасчет объема и стоимости потребленной и ранее оплаченной энергии. Затем собственника обязуют оплатить доначисленную стоимость.
6. Как вести себя при общении с мошенниками, чтобы не вызвать агрессию?
Важно сохранять бдительность и не паниковать. Во время разговора по телефону или вживую лучше всего вежливо отказаться от предлагаемых услуг и сообщить об инциденте в правоохранительные органы, указав номер телефона, с которого вам звонили, и название организации, представители которой вас навестили.

Помните, что поверка и замена индивидуальных приборов учета – сфера ответственности жителя, а подлинную информацию о счетчиках может предоставлять только "Мосэнергосбыт", в отдельных случаях - управляющая компания. А поверкой электросчетчиков в Москве занимается только ФБУ "Ростест-Москва" и тоже только по предварительной заявке.
Обсудить
Рекомендуем