https://realty.ria.ru/20250225/azarova-2001218803.html
СТД "Петрович": Все думают, что экономика в цене, а экономика в потерях
СТД "Петрович": Все думают, что экономика в цене, а экономика в потерях - Недвижимость РИА Новости, 25.02.2025
СТД "Петрович": Все думают, что экономика в цене, а экономика в потерях
В интервью РИА Недвижимость директор B2B-департамента строительного торгового дома "Петрович" Елена Азарова рассказала об основных трендах строительного рынка и Недвижимость РИА Новости, 25.02.2025
2025-02-25T11:08:00+03:00
2025-02-25T11:08:00+03:00
2025-02-25T11:08:00+03:00
интервью – риа недвижимость
россия
москва
стройматериалы
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e9/02/18/2001217849_0:246:2048:1398_1920x0_80_0_0_a81f43765ae917c9f661bed5a4d9bc89.jpg
В интервью РИА Недвижимость директор B2B-департамента строительного торгового дома "Петрович" Елена Азарова рассказала об основных трендах строительного рынка и о том, как снизить цену квадратного метра в стройке, когда инструментов для этого уже не осталось.– Елена, расскажите, как сегодня ощущает себя рынок российских стройматериалов и что на него влияет?– В целом все достаточно стабильно, 2024 год мы прошли без товарного дефицита и инфляционных скачков. Стоимость квадратного метра в жилищном строительстве в среднем, по нашим оценкам, выросла на 5,5%. Каким будет 2025 год, сказать сложно. Дело в том, что в России довольно медленно растут мощности по производству строительных материалов. И те, что есть сейчас, рассчитаны на спокойный рынок. Если у нас произойдет какой-то пик потребления, как после ковида, мы рискуем столкнуться с дефицитом продуктов – рынок станет сумбурным и непредсказуемым.– Ощущается ли сегодня зависимость от импорта?– Производство стройматериалов на 90% локализовано в России, импортозависимость есть в отношении компонентов и химических связующих, например пигментов для красок. Но настроить процесс создания нового продукта очень непросто: производитель должен разработать технологию, наладить выпуск, отбраковать тестовые партии и так далее – колоссальный ресурс, который неизбежно переместится в итоговую стоимость товара.С 2022 года производители проделали огромную работу, чтобы оптимизировать ассортиментные линейки и более-менее выдержать рыночную цену. Но мы все равно продолжаем зависеть от компонентов и технологий. Из-за этого в том числе не растут и производственные мощности. Заводов нам хватит, а вот с оборудованием уже все сложнее.– Что сегодня происходит в строительной отрасли? С какими проблемами сталкиваются участники, как себя чувствуют поставщики?– Строительный рынок состоит из пяти крупных сегментов: жилищное строительство, социальное, коммерческое, промышленное и инфраструктурное. С инфраструктурным сегментом, дорожное строительство, объекты энергетики и так далее, мы не работаем, а вот с первыми четырьмя – достаточно плотно. Рынок жилищного строительства в прошлом году падал, и эта тенденция пока продолжается. При этом растет социальная стройка, а также промышленное строительство. Это в свою очередь приводит к востребованности новых складских помещений. Ну и коммерция чувствует себя неплохо, потому что в основном инвестиционный капитал сохраняется в стране. Это стимулирует рост строительства в коммерческом сегменте: отелей, бизнес-центров.Поставщики стройматериалов предоставляют две ключевые услуги: отгрузку последней мили и товарные кредиты, потому что если вы храните товарный запас, то вкладываете в это деньги. Эти две вещи требуют серьезных инвестиций. И инвестиции, безусловно, учитывают рост стоимости трудового ресурса, поэтому услуги поставщиков выросли в цене.При этом застройщики сейчас сфокусированы на снижении стоимости своего продукта – квадратного метра. Им важно уменьшить стоимость материалов, которые в этом метре использованы. Их позиция: мы морозим деньги в проектах, медленнее продаем, деньги возвращаются позже, поэтому себестоимость нужно снижать, чтобы поддерживать финансовый цикл. У всех выросла себестоимость, но при этом все хотят снизить цену, такая вот нелинейная задача. Но цена не может падать бесконечно, верно? Уверена, проблема кроется в самом подходе: все думают, что экономика в цене на товар, а экономика – в потерях. Работать с себестоимостью нужно не через цену продукта, а с помощью других инструментов.– Каких?– В первую очередь с помощью правильного планирования и грамотного использования строительных материалов на стройплощадке. Мы проводили эксперимент: забрали объект одного B2B-клиента на полную комплектацию, настроили поставку нужного количества материалов без потери товара на месте из-за неправильного хранения, четко контролировали расход на площадке. В итоге экономия составила порядка 30%. Учет в стройке, увы, пока оставляет желать лучшего. Зачастую он поверхностный, без должного внимания к деталям. Здесь, с моей точки зрения, большое поле для оптимизации, ведь какой смысл проводить тендер по цене, если потом 20% материалов убиты на объекте? Мы стремимся помочь клиенту найти выгоду за счет грамотной работы со строительными материалами, а не в цене на конкретный продукт.– То есть, кроме комплектации объектов, "Петрович B2B" решает задачи по оптимизации процессов на стороне клиентов?– Вся экосистема сервисов (заказ товаров, хранение, экспедирование грузов и так далее), которые мы предлагаем партнерам, нацелена на то, чтобы сделать процессы быстрее, проще и эффективнее. Но в стройке вывод на рынок нового продукта всегда проблематичен, потому что сама отрасль консервативна. Даже с таким легким рабочим инструментом как электронный документооборот готовы работать только 20-25% клиентов. Еще медленнее происходит внедрение EDI (дистанционное оформление заказов): мы вывели на рынок собственную разработку по автоматическому сопоставлению номенклатур, которая позволяет заказчику работать в своей учетной системе, заказывать строительные материалы за минуты без ошибок. Но пока с инструментом готовы работать только 5% клиентов. Работаем плотно с государством, в феврале будем пилотировать историю с электронной транспортной накладной.– А каковы ваши прогнозы роста цен на стройматериалы в ближайшее время?– По итогам 2024 года и по прогнозам на первый квартал 2025 года мы не видим угрозы их серьезного подорожания. За первый квартал строительные материалы могут вырасти в цене в среднем на 3-5%. Кроме того, для первого квартала характерен спад спроса, и многие поставщики сейчас держат низкие цены на свои товары.– В 2023 году гендиректор компании Евгений Мовчан прогнозировал, что рынок ждет дефицит по некоторым товарным группам, особенно по изоляционным материалам. Сбылся ли прогноз? Какие товарные группы были в дефиците и достаточно ли было на рынке той же изоляции?– В 2024 году мы ожидали дефицита не только по изоляции, но и газобетону, сухим смесям, которые очень востребованы на стройплощадках. Наши прогнозы сбывались до лета, когда началось закрытие льготных ипотечных программ. В июне кардинально изменился спрос. Мы получили тренд на его спад, и остаток года прошел без дефицита, потому что начало серьезно ощущаться падение в жилищном строительстве. Также выросли сроки строительства: если раньше дом возводился за год-полтора, то сейчас в два раза дольше. Поэтому дефицита в прошлом году не случилось, и сейчас его нет.– Как вы оцениваете риск дефицита в дальнейшем?– Будет ли он в этом году – неясно. По моему мнению, его вероятность 50%. Запросто может возникнуть ситуация 2020-2021 годов, когда стройки встали, а производители заходили в 2021 год с пессимизмом. Но со второй половины 2021 года из-за отложенного спроса началось безумие: резко вырос спрос на загородку, на жилье в городе и стройматериалов не хватало. Этого никто не предвидел. Сейчас живем без долгосрочных прогнозов. Если начнет падать ключевая ставка, то это, безусловно, повлечет разморозку проектов девелоперами, ускорение строительных циклов и рост спроса.– В 2023 году вы также прогнозировали вспышку в сегменте ИЖС в России. Сбылся ли прогноз?– Мы не прогнозировали вспышку, и на B2B-рынке ее однозначно нет, потому что это централизованная застройка. Многие девелоперы пошли в малоэтажное строительство и развивают проекты в спокойном темпе. Я скорее говорила о том, что спрос на ИЖС будет расти в будущем, потому что у человека есть желание жить в собственном доме. Но для полноценного развития сегмента требуется инфраструктура: семьям нужны дороги, больницы, садики, школы. И если рядом нет школы, то нужен социальный автобус, который довезет ребенка до места и обратно. А такой развитой инфраструктуры пока нет.– Каким был 2024 год для "Петровича" в финансовом плане?– Несмотря на падение спроса во втором полугодии, мы сумели вырасти на 17% к 2023 году. Выручка группы компаний составила 181 миллиардов рублей с НДС. Доля B2B в структуре выручки – 45%, среднегодовой темп роста – 22%. В портфеле B2B сейчас более 3,5 тысяч крупных объектов в разных сегментах строительства.– Как в 2024 году изменился ассортимент компании?– Мы по-прежнему развиваем четыре товарных направления: строительные материалы (сухие смеси, гипсокартон, газобетон и так далее), изоляцию, то есть все, что связано с утеплением контура, отделочные материалы и инженерию. Инженерия – это электрика и сантехника, у этой товарной группы есть серьезный потенциал для роста. Рынок инженерии большой, и мы нацелены постепенно увеличивать на нем свою долю.– Планируете ли вы выходить в новые для себя регионы?– Пока готовим к открытию два новых СТЦ общей площадью 41 тысяча квадратных метров на Боровском и Можайском шоссе в Москве, а также распределительный центр на 108 тысяч квадратных метров в логопарке "PNK парк "Домодедово-2". Планируем развитие на Урале и юге России.– Каковы планы компании на будущее? Как будет развиваться бизнес и отдельно B2B-направление?– У "Петровича" всегда была и остается амбиция быть растущей компанией на рынке, но не любой ценой. Мы не болеем инновациями, потому что новые продукты в B2B должны состояться, а также получить готового потребителя. Будем развивать технологии, которые действительно нужны рынку. Мы всегда были прибыльными и развивались крайне аккуратно и равновесно в рознице и корпоративных продажах. Время доказывает, что это самая верная стратегия. Мы будем оставаться профильными в товарах и сервисах. И, конечно, стремиться сохранять и беречь те вещи, за которые нас всегда выбирал клиент.Беседовал Алексей ВОЛОБУЕВ
https://realty.ria.ru/20250109/sobytiya-1991427530.html
https://realty.ria.ru/20241030/regiony-1980851479.html
https://realty.ria.ru/20250204/rossija-1997308013.html
https://realty.ria.ru/20250217/vvod-1999759318.html
https://realty.ria.ru/20250220/husnullin-2000537598.html
https://realty.ria.ru/20250115/birzha-1993852211.html
россия
москва
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2025
Алексей Волобуев
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/0c/02/1986862981_0:39:480:519_100x100_80_0_0_8f1bef572469c11be6b7470fadc7fae0.jpg
Алексей Волобуев
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/0c/02/1986862981_0:39:480:519_100x100_80_0_0_8f1bef572469c11be6b7470fadc7fae0.jpg
Новости
ru-RU
https://realty.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e9/02/18/2001217849_0:54:2048:1590_1920x0_80_0_0_91e13279e16ffd544e179c9f5ab3703f.jpgНедвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Алексей Волобуев
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/0c/02/1986862981_0:39:480:519_100x100_80_0_0_8f1bef572469c11be6b7470fadc7fae0.jpg
интервью – риа недвижимость, россия, москва, стройматериалы
Интервью – РИА Недвижимость, Россия, Москва, Стройматериалы
В интервью РИА Недвижимость директор B2B-департамента строительного торгового дома "Петрович" Елена Азарова рассказала об основных трендах строительного рынка и о том, как снизить цену квадратного метра в стройке, когда инструментов для этого уже не осталось.
– Елена, расскажите, как сегодня ощущает себя рынок российских стройматериалов и что на него влияет?
– В целом все достаточно стабильно, 2024 год мы прошли без товарного дефицита и инфляционных скачков. Стоимость квадратного метра в жилищном строительстве в среднем, по нашим оценкам, выросла на 5,5%. Каким будет 2025 год, сказать сложно. Дело в том, что в
России довольно медленно растут мощности по производству строительных материалов. И те, что есть сейчас, рассчитаны на спокойный рынок. Если у нас произойдет какой-то пик потребления, как после ковида, мы рискуем столкнуться с дефицитом продуктов – рынок станет сумбурным и непредсказуемым.
– Ощущается ли сегодня зависимость от импорта?
«
– Производство стройматериалов на 90% локализовано в России, импортозависимость есть в отношении компонентов и химических связующих, например пигментов для красок. Но настроить процесс создания нового продукта очень непросто: производитель должен разработать технологию, наладить выпуск, отбраковать тестовые партии и так далее – колоссальный ресурс, который неизбежно переместится в итоговую стоимость товара.
С 2022 года производители проделали огромную работу, чтобы оптимизировать ассортиментные линейки и более-менее выдержать рыночную цену. Но мы все равно продолжаем зависеть от компонентов и технологий. Из-за этого в том числе не растут и производственные мощности. Заводов нам хватит, а вот с оборудованием уже все сложнее.
– Что сегодня происходит в строительной отрасли? С какими проблемами сталкиваются участники, как себя чувствуют поставщики?
«
– Строительный рынок состоит из пяти крупных сегментов: жилищное строительство, социальное, коммерческое, промышленное и инфраструктурное. С инфраструктурным сегментом, дорожное строительство, объекты энергетики и так далее, мы не работаем, а вот с первыми четырьмя – достаточно плотно. Рынок жилищного строительства в прошлом году падал, и эта тенденция пока продолжается. При этом растет социальная стройка, а также промышленное строительство. Это в свою очередь приводит к востребованности новых складских помещений. Ну и коммерция чувствует себя неплохо, потому что в основном инвестиционный капитал сохраняется в стране. Это стимулирует рост строительства в коммерческом сегменте: отелей, бизнес-центров.
Поставщики стройматериалов предоставляют две ключевые услуги: отгрузку последней мили и товарные кредиты, потому что если вы храните товарный запас, то вкладываете в это деньги. Эти две вещи требуют серьезных инвестиций. И инвестиции, безусловно, учитывают рост стоимости трудового ресурса, поэтому услуги поставщиков выросли в цене.
При этом застройщики сейчас сфокусированы на снижении стоимости своего продукта – квадратного метра. Им важно уменьшить стоимость материалов, которые в этом метре использованы. Их позиция: мы морозим деньги в проектах, медленнее продаем, деньги возвращаются позже, поэтому себестоимость нужно снижать, чтобы поддерживать финансовый цикл. У всех выросла себестоимость, но при этом все хотят снизить цену, такая вот нелинейная задача. Но цена не может падать бесконечно, верно? Уверена, проблема кроется в самом подходе: все думают, что экономика в цене на товар, а экономика – в потерях. Работать с себестоимостью нужно не через цену продукта, а с помощью других инструментов.
– В первую очередь с помощью правильного планирования и грамотного использования строительных материалов на стройплощадке. Мы проводили эксперимент: забрали объект одного B2B-клиента на полную комплектацию, настроили поставку нужного количества материалов без потери товара на месте из-за неправильного хранения, четко контролировали расход на площадке. В итоге экономия составила порядка 30%. Учет в стройке, увы, пока оставляет желать лучшего. Зачастую он поверхностный, без должного внимания к деталям. Здесь, с моей точки зрения, большое поле для оптимизации, ведь какой смысл проводить тендер по цене, если потом 20% материалов убиты на объекте? Мы стремимся помочь клиенту найти выгоду за счет грамотной работы со строительными материалами, а не в цене на конкретный продукт.
– То есть, кроме комплектации объектов, "Петрович B2B" решает задачи по оптимизации процессов на стороне клиентов?
– Вся экосистема сервисов (заказ товаров, хранение, экспедирование грузов и так далее), которые мы предлагаем партнерам, нацелена на то, чтобы сделать процессы быстрее, проще и эффективнее. Но в стройке вывод на рынок нового продукта всегда проблематичен, потому что сама отрасль консервативна. Даже с таким легким рабочим инструментом как электронный документооборот готовы работать только 20-25% клиентов. Еще медленнее происходит внедрение EDI (дистанционное оформление заказов): мы вывели на рынок собственную разработку по автоматическому сопоставлению номенклатур, которая позволяет заказчику работать в своей учетной системе, заказывать строительные материалы за минуты без ошибок. Но пока с инструментом готовы работать только 5% клиентов. Работаем плотно с государством, в феврале будем пилотировать историю с электронной транспортной накладной.
– А каковы ваши прогнозы роста цен на стройматериалы в ближайшее время?
«
– По итогам 2024 года и по прогнозам на первый квартал 2025 года мы не видим угрозы их серьезного подорожания. За первый квартал строительные материалы могут вырасти в цене в среднем на 3-5%. Кроме того, для первого квартала характерен спад спроса, и многие поставщики сейчас держат низкие цены на свои товары.
– В 2023 году гендиректор компании Евгений Мовчан прогнозировал, что рынок ждет дефицит по некоторым товарным группам, особенно по изоляционным материалам. Сбылся ли прогноз? Какие товарные группы были в дефиците и достаточно ли было на рынке той же изоляции?
– В 2024 году мы ожидали дефицита не только по изоляции, но и газобетону, сухим смесям, которые очень востребованы на стройплощадках. Наши прогнозы сбывались до лета, когда началось закрытие льготных ипотечных программ. В июне кардинально изменился спрос. Мы получили тренд на его спад, и остаток года прошел без дефицита, потому что начало серьезно ощущаться падение в жилищном строительстве. Также выросли сроки строительства: если раньше дом возводился за год-полтора, то сейчас в два раза дольше. Поэтому дефицита в прошлом году не случилось, и сейчас его нет.
– Как вы оцениваете риск дефицита в дальнейшем?
«
– Будет ли он в этом году – неясно. По моему мнению, его вероятность 50%. Запросто может возникнуть ситуация 2020-2021 годов, когда стройки встали, а производители заходили в 2021 год с пессимизмом. Но со второй половины 2021 года из-за отложенного спроса началось безумие: резко вырос спрос на загородку, на жилье в городе и стройматериалов не хватало. Этого никто не предвидел. Сейчас живем без долгосрочных прогнозов. Если начнет падать ключевая ставка, то это, безусловно, повлечет разморозку проектов девелоперами, ускорение строительных циклов и рост спроса.
– В 2023 году вы также прогнозировали вспышку в сегменте ИЖС в России. Сбылся ли прогноз?
– Мы не прогнозировали вспышку, и на B2B-рынке ее однозначно нет, потому что это централизованная застройка. Многие девелоперы пошли в малоэтажное строительство и развивают проекты в спокойном темпе. Я скорее говорила о том, что спрос на ИЖС будет расти в будущем, потому что у человека есть желание жить в собственном доме. Но для полноценного развития сегмента требуется инфраструктура: семьям нужны дороги, больницы, садики, школы. И если рядом нет школы, то нужен социальный автобус, который довезет ребенка до места и обратно. А такой развитой инфраструктуры пока нет.
– Каким был 2024 год для "Петровича" в финансовом плане?
«
– Несмотря на падение спроса во втором полугодии, мы сумели вырасти на 17% к 2023 году. Выручка группы компаний составила 181 миллиардов рублей с НДС. Доля B2B в структуре выручки – 45%, среднегодовой темп роста – 22%. В портфеле B2B сейчас более 3,5 тысяч крупных объектов в разных сегментах строительства.
– Как в 2024 году изменился ассортимент компании?
– Мы по-прежнему развиваем четыре товарных направления: строительные материалы (сухие смеси, гипсокартон, газобетон и так далее), изоляцию, то есть все, что связано с утеплением контура, отделочные материалы и инженерию. Инженерия – это электрика и сантехника, у этой товарной группы есть серьезный потенциал для роста. Рынок инженерии большой, и мы нацелены постепенно увеличивать на нем свою долю.
– Планируете ли вы выходить в новые для себя регионы?
– Пока готовим к открытию два новых СТЦ общей площадью 41 тысяча квадратных метров на Боровском и Можайском шоссе в
Москве, а также распределительный центр на 108 тысяч квадратных метров в логопарке "PNK парк "Домодедово-2". Планируем развитие на Урале и юге России.
– Каковы планы компании на будущее? Как будет развиваться бизнес и отдельно B2B-направление?
– У "Петровича" всегда была и остается амбиция быть растущей компанией на рынке, но не любой ценой. Мы не болеем инновациями, потому что новые продукты в B2B должны состояться, а также получить готового потребителя. Будем развивать технологии, которые действительно нужны рынку. Мы всегда были прибыльными и развивались крайне аккуратно и равновесно в рознице и корпоративных продажах. Время доказывает, что это самая верная стратегия. Мы будем оставаться профильными в товарах и сервисах. И, конечно, стремиться сохранять и беречь те вещи, за которые нас всегда выбирал клиент.
Беседовал Алексей ВОЛОБУЕВ