Крошка моя: чем и зачем посыпают улицы Москвы зимой
Обработка автомобильных трасс и тротуаров с помощью ПГМ необходима для обеспечения безопасность передвижения водителей и пешеходов по городу. В противном случае в столице с большой вероятностью произойдет настоящий транспортный коллапс – для современного мегаполиса это недопустимо. Аргумент применения вполне очевидный – при отрицательных температурах тонкий слой влаги на дорогах превращается в ледяную пленку – это явление называется "черный лед". Он практически незаметен, но представляет большую опасность для участников движения, особенно на транспортных участках вблизи рек и водоемов. Своевременная обработка дорог с помощью ПГМ предотвращает образование ледяной корки и гарантирует безопасность жителей при перемещении по городу.
Все зависит от погоды. Специалисты ГБУ "Автомобильные дороги" сначала получают информацию от собственной метеослужбы, которая в режиме реального времени мониторит условия на автомагистралях, анализирует полученные данные и дает точные краткие и долгосрочные прогнозы. В случае, если появляется информация о приближающемся снегопаде, то в городе начинается превентивная обработка проезжей части и тротуаров противогололедными материалами – как раз чтобы избежать образования "черного льда".
Так как московская зима бывает переменчива, то ГБУ "Автомобильные дороги" используют четыре вида противогололедных материалов (ПГМ): жидкие, твердые, комбинированные и фрикционные (гранитный щебень фракции 2-5 мм). Каждый тип применяют в столице в соответствии с погодными условиями, при которых они максимально эффективны. Например, жидкие материалы актуальны до наступления сильных заморозков – в самом начале зимы и во время снегопадов. Твердые ПГМ распределяют по дорожному полотну при стабильно низких температурах. Что касается комбинированного типа, он лучше всего подходит для обработки тротуаров, дворовых территорий и пешеходных зон. Щебень применяется как на проезжей части, так и на тротуарах в период снегопада, ледяного дождя или при температуре ниже -20 °C,
Многие путают ПГМ с маленькими камушками, но на самом деле это мраморная крошка. За счет абразивности она усиливает сцепление с дорожным покрытием. Крошка безвредна для окружающей среды, человека и животных, ее можно применять повторно, материал отличается высокой прочностью и морозостойкостью.
Основными компонентами материалов являются натрий и хлористый кальций – то есть обычная соль, которая не считается токсичным веществом, а еще безопасна для людей, животных и окружающей среды. Все ПГМ, которые закупает Москва, проходят обязательный многоступенчатый контроль на соответствие техническим, экологическим и химическим стандартам. Если хотя бы по одному из параметров показатели не соответствуют нормам, город возвращает партию поставщику.
Материалы на основе соли могут оставлять белые разводы на обуви, но это не значит, что сапоги или ботинки безнадежно испорчены. В зимний сезон за обувью необходимо следить тщательнее, чем в дождливые осенние месяцы – в частности, наносить специальные водоотталкивающие и защитные средства, которые помогут и от брызг грязи, и от действия соли. Также желательно регулярно протирать обувь по возвращении домой и периодически полностью мыть, чтобы она прослужила дольше.
В первую очередь этим занимается спецтехника и бригады ручного труда, обрабатывая ПГМ крупные и оживленные магистрали, подходы к социальным и транспортным объектам, медицинским учреждениям, остановкам общественного транспорта. Однако при необходимости горожане могут воспользоваться ПГМ самостоятельно – например, если автомобиль забуксовал на подъеме или на остановке образовался гололед, до которого еще не добрался дворник. Для этого на потенциально опасных участках Москвы ежегодно размещают ярко-рыжие контейнеры с ПГМ (гранитным щебнем фракции 2-5 мм). Ими свободно может воспользоваться любой горожанин, чтобы бросить горсть крошки либо себе под ноги, либо под колеса машины.