https://realty.ria.ru/20230814/moskva-reka-1889502118.html
Москва-река: от потопов до круизов. Как менялась водная артерия столицы
Москва-река: от потопов до круизов. Как менялась водная артерия столицы - Недвижимость РИА Новости, 14.08.2023
Москва-река: от потопов до круизов. Как менялась водная артерия столицы
Несмотря на то, что Москва — не портовый город, река в ее жизни всегда имела важное значение. В давние времена ее ресурсов хватало для комфортной жизни горожан... Недвижимость РИА Новости, 14.08.2023
2023-08-14T10:00
2023-08-14T10:00
2023-08-14T11:13
москва-река
москва сегодня: мегаполис для жизни
москва
инфраструктура
городское хозяйство москвы
комплекс городского хозяйства москвы
россия
мосводосток
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/08/0b/1889503138_0:151:3104:1897_1920x0_80_0_0_4b48e5f9a9b17eeac3608b9ae19523d3.jpg
Несмотря на то, что Москва — не портовый город, река в ее жизни всегда имела важное значение. В давние времена ее ресурсов хватало для комфортной жизни горожан и их хозяйственных нужд, включая водоснабжение. Но по мере разрастания города менялся и функционал Москвы-реки, а также пространство вокруг нее. Сайт "РИА Недвижимость" окунулся в водный мир столицы и узнал все его особенности.Живой источникУкротить стихиюИздревле Москва-река являлась важным транспортным узлом. В прошлом она часто разливалась, и эти наводнения наносили большой ущерб жителям города. Необходимость появления гидротехнических сооружений была очевидна. Еще во времена Петра I рассматривались разные идеи, чтобы сделать стабильным водный ресурс Москвы. Однако в силу многих причин, в том числе и финансовых, проекты так и не были реализованы.Все изменилось при правлении Екатерины II. По ее указу, в конце XVIII века был сконструирован первый в Москве и в России водопровод — Мытищинский. Впоследствии его постоянно достраивали и реконструировали, чтобы удовлетворить потребность в воде постоянно растущего города: до постройки канала имени Москвы в 1937 году только по нему поставлялась питьевая вода для москвичей.Параллельно с этим в 1783–1786 годах вдоль излучины реки около Кремля был проложен Водоотводный канал, позволивший отводить избытки воды при половодьях и избегать сильных наводнений. Со временем он стал судоходным, когда в 1836–1837 годах для повышения уровня воды в реке были построены Бабьегородская плотина и Краснохолмский шлюз.Водное кольцоСледующий поворотный этап в жизни Москвы-реки произошел в уже в XX веке, когда советские власти задумали изменить столицу и увеличить ее ресурсы. Мощностей Рублевской водостанции, построенной на Москве-реке в 1903 году, не хватало. В свою очередь, потребление воды из Мытищинского водопровода достигало 4 миллионов ведер в сутки.Итогом обсуждений стал принятый в 1935 году Генеральный план реконструкции Москвы, который включал расширение городских магистралей, озеленение, обустройство новых рекреационных зон и инфраструктурных объектов для горожан. Одним из пунктов было обводнение города, организация стабильного судоходства и прямого сообщения с Волгой, а также обеспечение растущей потребности москвичей в питьевой и технической воде.Путь к морюАмбициозные планы по обводнению города скорректировала Великая Отечественная война. Идея по реконструкции не была воплощена полностью, но часть объектов удалось сделать. По задумке, река Яуза должна была войти в водное кольцо Москвы, в котором предусматривалось строительство Северного и других гидроузлов, в том числе и на Яузе. Но успели возвести только Сыромятнический гидроузел.Стратегически важным стало появление канала имени Москвы (до 1947 года — Москва–Волга), строительство которого заняло пять лет и завершилось в 1937 году. Он обеспечил прямой доступ к верховьям Волги и стабильное грузовое и пассажирское сообщение.Попутно столица получила звание порта пяти морей: Черного, Азовского, Балтийского, Белого и Каспийского. Такой статус Москве на открытии канала придал Иосиф Сталин, сказав, что, не сходя с палубы парохода, можно было буквально оказаться в пяти морях.Одновременно с прокладкой канала стартовало строительство Химкинского водохранилища, на берегу которого в дальнейшем появился Северный речной вокзал.Ресурсный тупикПараллельно с вопросами судоходства советские власти стали решать проблему водоснабжения, так как аппетиты города по потреблению технической и питьевой воды возросли. Для этого в 1937 году построили и ввели в эксплуатацию вторую водопроводную станцию — Восточную. Она была спроектирована со значительным запасом, что позволило удвоить ее производительность в будущем.В 1952 году была построена Северная водопроводная станция, которая также очищала воду из волжского водоисточника, остающимся и сегодня главным поставщиком воды в столицу. А в 1964 году возвели четвертую станцию водоподготовки — Западную.Все четыре станции осуществляют производство питьевой воды, очищая ее в несколько этапов. За контролем качества очистки следят специалисты "Мосводоканала". На каждой станции водоподготовки есть лаборатория, где вода подвергается химическому, микробиологическому и гидробиологическому анализам.Акватория под контролем"Влажная" уборкаАкватория Москвы-реки нуждается в ежедневной уборке. Этим занимается коммунальный флот ГУП "Мосводосток", чьи специалисты ежедневно собирают с воды природный и бытовой мусор. Причем работа идет круглый год, для чего задействовано около 30 судов.В случае сильных морозов и обледенения реки "Мосводосток" задействует специализированные ледоколы.Очистка реки ведется не только с поверхности, но и со дна реки, откуда достают иловой осадок. В целом преобладает природный мусор — бревна, листва, пух, ветки. Бытовых отходов на воде с каждым годом становится меньше.Для уборки некрупного мусора в труднодоступных местах, например рядом с вертикальными стенками набережной, экипаж флота пользуется ручными инструментами — баграми и сачками. Крупногабаритные предметы извлекают с помощью оборудования, установленного на палубе мусоросборных судов — это автоматический ковш с сеткой и гидравлический кран-манипулятор. Весь мусор складывают в сборный кузов, а по окончании рейса отвозят на утилизацию.Помимо этого, у "Мосводостока" есть собственная водолазная служба, чьи сотрудники отвечают за целый спектр подводных работ: обследование водоемов и русел рек, ремонт и очистку гидротехнических сооружений, подземных коллекторов. Специалисты организации отвечают за обследование открытых русел рек и водовыпусков водосточных коллекторов, осуществляют подводные работы, проверку водной зоны к купальному сезону, а также утилизацию утонувшей техники.Спасательный кругНе только коммунальщики следят за Москвой-рекой. Ее береговая линия находится в фокусе внимания Московской поисково-спасательной службы на воде, чьи специалисты контролируют также Химкинское водохранилище и внутренние водоемы столицы. Всего в городе работают 25 поисково-спасательных станций (ПСС).На вооружении МГПСС них находятся 180 плавсредств, в том числе быстроходные катера, надувные, моторные и гребные лодки, а также специализированные суда на воздушной подушке и аэролодки. Для патрулирования, профилактических работ и оказания оперативной помощи пострадавшим специалисты службы задействуют подвижные спасательные посты.Круглосуточно в Москве дежурят спасатели, в том числе водолазы. Когда температура в городе превышает отметку 25 градусов по Цельсию, специалисты МГПСС переходят на усиленный режим работы.Мониторинг ситуации на реке ведется посредством видеокамер с тепловизорами. Они позволяют обнаруживать людей, нуждающихся в помощи спасателей, даже в темное время суток.Речная фаунаЗачастую у берегов Москвы-реки можно встретить рыбаков, что вполне объяснимо, учитывая, что в реке водятся караси, плотва, окуни, подлещики, встречается даже сазан. Причиной такого буйства водной фауны стало планомерное очищение реки и повышение качества ее воды. Помимо флота "Мосводостока", по главной речной артерии города ежедневно курсирует судно "Экопатруль", экипаж которого проводит экспресс-анализ воды по десяти показателям, включая рН, кислород, железо, хлориды, аммоний, нитриты, фосфаты, а также отбирает пробы грунта.Положительно повлияло на биоценоз реки и сокращение промышленных зон и предприятий, с которых когда-то сбрасывали в реку вредные отходы. В настоящее время бывшие промзоны реорганизованы и благоустроены, на их территории разместились жилая застройка и парки.
https://realty.ria.ru/20230629/stantsiya-1881078032.html
https://realty.ria.ru/20220518/moskva-1782256400.html
https://realty.ria.ru/20230526/moskva-1873810870.html
москва
россия
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
Новости
ru-RU
https://realty.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/08/0b/1889503138_187:0:2918:2048_1920x0_80_0_0_f7a99da54193cf6c79d3d482c17f83be.jpgНедвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
москва-река, москва, инфраструктура, городское хозяйство москвы, комплекс городского хозяйства москвы, россия, мосводосток, северный речной вокзал, мосводоканал, петр i, канал имени москвы, realty-гид – риа недвижимость
Москва-река, Москва Сегодня: мегаполис для жизни, Москва, Инфраструктура, Городское хозяйство Москвы, Комплекс городского хозяйства Москвы, Россия, Мосводосток, Северный Речной вокзал, Мосводоканал, Петр I, Канал имени Москвы, Realty-гид – РИА Недвижимость
Несмотря на то, что Москва — не портовый город, река в ее жизни всегда имела важное значение. В давние времена ее ресурсов хватало для комфортной жизни горожан и их хозяйственных нужд, включая водоснабжение. Но по мере разрастания города менялся и функционал Москвы-реки, а также пространство вокруг нее. Сайт "РИА Недвижимость" окунулся в водный мир столицы и узнал все его особенности.
Издревле Москва-река являлась важным транспортным узлом. В прошлом она часто разливалась, и эти наводнения наносили большой ущерб жителям города. Необходимость появления гидротехнических сооружений была очевидна. Еще во времена
Петра I рассматривались разные идеи, чтобы сделать стабильным водный ресурс Москвы. Однако в силу многих причин, в том числе и финансовых, проекты так и не были реализованы.
Все изменилось при правлении
Екатерины II. По ее указу, в конце XVIII века был сконструирован первый в Москве и в
России водопровод — Мытищинский. Впоследствии его постоянно достраивали и реконструировали, чтобы удовлетворить потребность в воде постоянно растущего города: до постройки канала имени Москвы в 1937 году только по нему поставлялась питьевая вода для москвичей.
Параллельно с этим в 1783–1786 годах вдоль излучины реки около Кремля был проложен Водоотводный канал, позволивший отводить избытки воды при половодьях и избегать сильных наводнений. Со временем он стал судоходным, когда в 1836–1837 годах для повышения уровня воды в реке были построены Бабьегородская плотина и Краснохолмский шлюз.
Следующий поворотный этап в жизни Москвы-реки произошел в уже в XX веке, когда советские власти задумали изменить столицу и увеличить ее ресурсы. Мощностей Рублевской водостанции, построенной на Москве-реке в 1903 году, не хватало. В свою очередь, потребление воды из Мытищинского водопровода достигало 4 миллионов ведер в сутки.
Итогом обсуждений стал принятый в 1935 году Генеральный план реконструкции Москвы, который включал расширение городских магистралей, озеленение, обустройство новых рекреационных зон и инфраструктурных объектов для горожан. Одним из пунктов было обводнение города, организация стабильного судоходства и прямого сообщения с Волгой, а также обеспечение растущей потребности москвичей в питьевой и технической воде.
Амбициозные планы по обводнению города скорректировала Великая Отечественная война. Идея по реконструкции не была воплощена полностью, но часть объектов удалось сделать. По задумке, река Яуза должна была войти в водное кольцо Москвы, в котором предусматривалось строительство Северного и других гидроузлов, в том числе и на Яузе. Но успели возвести только Сыромятнический гидроузел.
Стратегически важным стало появление канала имени Москвы (до 1947 года — Москва–Волга), строительство которого заняло пять лет и завершилось в 1937 году. Он обеспечил прямой доступ к верховьям Волги и стабильное грузовое и пассажирское сообщение.
Попутно столица получила звание порта пяти морей: Черного, Азовского, Балтийского, Белого и Каспийского. Такой статус Москве на открытии канала придал
Иосиф Сталин, сказав, что, не сходя с палубы парохода, можно было буквально оказаться в пяти морях.
Одновременно с прокладкой канала стартовало строительство Химкинского водохранилища, на берегу которого в дальнейшем появился
Северный речной вокзал.
В 2020 году прошла масштабная реконструкция Северного речного вокзала, который за последние десятилетия обветшал и был в заброшенном состоянии. В итоге вокзал и окружающий его парк получили новую жизнь. Порт снова выполняет свой первоначальный функционал по приему и отправке круизных и прогулочных судов. Все 17 причалов реконструировали, дно возле причальной стенки укрепили бетонными плитами, чтобы предотвратить размытие. У каждого причала появились станции подзарядки для круизных теплоходов: стоя на якоре, им больше не приходится тратить энергию собственных генераторов на отопление и освещение, что позитивно отражается на экологии. Также у пришвартованного судна есть возможность заправиться водой — на каждом причале теперь организованы точки подключения к городскому водопроводу.
В 2023 году подобную перезагрузку пережил и Южный речной вокзал. Его возвели в 1985 году, однако по своему прямому назначению объект для речной навигации проработал недолго. В 2000-е годы на его территории открылись ярмарка детских товаров и авторынок. Здание не соответствовало современным нормативам и пришло в аварийное состояние. В ходе проведенных в 2023 году работ здание вокзала было полностью реконструировано, очищена акватория, благоустроена набережная.
РазвернутьСвернуть
Параллельно с вопросами судоходства советские власти стали решать проблему водоснабжения, так как аппетиты города по потреблению технической и питьевой воды возросли. Для этого в 1937 году построили и ввели в эксплуатацию вторую водопроводную станцию — Восточную. Она была спроектирована со значительным запасом, что позволило удвоить ее производительность в будущем.
В 1952 году была построена Северная водопроводная станция, которая также очищала воду из волжского водоисточника, остающимся и сегодня главным поставщиком воды в столицу. А в 1964 году возвели четвертую станцию водоподготовки — Западную.
Все четыре станции осуществляют производство питьевой воды, очищая ее в несколько этапов. За контролем качества очистки следят специалисты "
Мосводоканала". На каждой станции водоподготовки есть лаборатория, где вода подвергается химическому, микробиологическому и гидробиологическому анализам.
Проверка качества воды происходит на всех этапах очистки. Пробы берут каждые четыре часа, чтобы в случае необходимости реагировать на меняющиеся показатели. Специалисты постоянно контролируют мутность, цветность, остаточный хлор, алюминий, температуру и другие показатели. Каждый день специалисты делают вручную около 1 тысячи анализов.
Чистота воды — это не только лабораторная работа, но и качественная инфраструктура. Поэтому с 2010 по 2022 год специалисты "Мосводоканала" реконструировали более 1,2 тысячи километров московского водопровода. Ежегодно в городе обновляют около 100 километров сетей. Все это позволяет уменьшать потери воды в городском масштабе, более эффективно проводить диагностику водопровода, минимизировать количество внештатных ситуаций на сетях.
РазвернутьСвернуть
Акватория Москвы-реки нуждается в ежедневной уборке. Этим занимается коммунальный флот ГУП "
Мосводосток", чьи специалисты ежедневно собирают с воды природный и бытовой мусор. Причем работа идет круглый год, для чего задействовано около 30 судов.
В случае сильных морозов и обледенения реки "Мосводосток" задействует специализированные ледоколы.
Очистка реки ведется не только с поверхности, но и со дна реки, откуда достают иловой осадок. В целом преобладает природный мусор — бревна, листва, пух, ветки. Бытовых отходов на воде с каждым годом становится меньше.
Для уборки некрупного мусора в труднодоступных местах, например рядом с вертикальными стенками набережной, экипаж флота пользуется ручными инструментами — баграми и сачками. Крупногабаритные предметы извлекают с помощью оборудования, установленного на палубе мусоросборных судов — это автоматический ковш с сеткой и гидравлический кран-манипулятор. Весь мусор складывают в сборный кузов, а по окончании рейса отвозят на утилизацию.
Помимо этого, у "Мосводостока" есть собственная водолазная служба, чьи сотрудники отвечают за целый спектр подводных работ: обследование водоемов и русел рек, ремонт и очистку гидротехнических сооружений, подземных коллекторов. Специалисты организации отвечают за обследование открытых русел рек и водовыпусков водосточных коллекторов, осуществляют подводные работы, проверку водной зоны к купальному сезону, а также утилизацию утонувшей техники.
Не только коммунальщики следят за Москвой-рекой. Ее береговая линия находится в фокусе внимания Московской поисково-спасательной службы на воде, чьи специалисты контролируют также Химкинское водохранилище и внутренние водоемы столицы. Всего в городе работают 25 поисково-спасательных станций (ПСС).
На вооружении МГПСС них находятся 180 плавсредств, в том числе быстроходные катера, надувные, моторные и гребные лодки, а также специализированные суда на воздушной подушке и аэролодки. Для патрулирования, профилактических работ и оказания оперативной помощи пострадавшим специалисты службы задействуют подвижные спасательные посты.
Круглосуточно в Москве дежурят спасатели, в том числе водолазы. Когда температура в городе превышает отметку 25 градусов по Цельсию, специалисты МГПСС переходят на усиленный режим работы.
Мониторинг ситуации на реке ведется посредством видеокамер с тепловизорами. Они позволяют обнаруживать людей, нуждающихся в помощи спасателей, даже в темное время суток.
Зачастую у берегов Москвы-реки можно встретить рыбаков, что вполне объяснимо, учитывая, что в реке водятся караси, плотва, окуни, подлещики, встречается даже сазан. Причиной такого буйства водной фауны стало планомерное очищение реки и повышение качества ее воды. Помимо флота "Мосводостока", по главной речной артерии города ежедневно курсирует судно "Экопатруль", экипаж которого проводит экспресс-анализ воды по десяти показателям, включая рН, кислород, железо, хлориды, аммоний, нитриты, фосфаты, а также отбирает пробы грунта.
Положительно повлияло на биоценоз реки и сокращение промышленных зон и предприятий, с которых когда-то сбрасывали в реку вредные отходы. В настоящее время бывшие промзоны реорганизованы и благоустроены, на их территории разместились жилая застройка и парки.