https://realty.ria.ru/20210721/kichikov-1742150221.html
Глава Мосжилинспекции: Важно вовлекать собственников в управление домом
Глава Мосжилинспекции: Важно вовлекать собственников в управление домом - Недвижимость РИА Новости, 29.07.2021
Глава Мосжилинспекции: Важно вовлекать собственников в управление домом
Пандемия коронавируса заметно сказалась на бытовой жизни москвичей. Значительная часть работающего населения перешла на удаленку, стала больше времени проводить Недвижимость РИА Новости, 29.07.2021
2021-07-21T10:00
2021-07-21T10:00
2021-07-29T10:04
москва
москва сегодня: мегаполис для жизни
олег кичиков
жилье
жкх
мосжилинспекция
городское хозяйство москвы
комплекс городского хозяйства москвы
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/15/1742152685_0:0:3071:1728_1920x0_80_0_0_82ac6ddc0cc86e6935ff4010508ffda6.jpg
Пандемия коронавируса заметно сказалась на бытовой жизни москвичей. Значительная часть работающего населения перешла на удаленку, стала больше времени проводить в квартирах, а значит – внимательнее следить за тем, что происходит в собственном подъезде, доме и даже за стенкой у соседей. Глава Мосжилинспекции Олег Кичиков в беседе с корреспондентом сайта "РИА Недвижимость" рассказал, как эпидемиологическая обстановка повлияла на интерес горожан к собственному имуществу, почему городу так важно вовлекать собственников жилых помещений в процессы управления многоквартирными домами и как изменилась обстановка на столичном рынке управляющих компаний за последний год.- Олег Владимирович, из-за пандемии коронавируса многие москвичи перешли на работу из дома, стали по-настоящему замечать, что происходит в их собственных домах: как работают управляющие компании (УК), как убирают подъезды, что происходит у соседей. Как эта смена перспективы отразилась на работе Мосжилинспекции? Стали ли горожане обращаться к вам чаще и по каким вопросам?- Глобальных изменений или увеличения числа жалоб не произошло, но москвичи стали чаще подавать заявки на согласование перепланировки. Для сравнения: в первом полугодии 2020 года мы получили 6,85 тысячи заявок, а за аналогичный период 2021 – без малого 16 тысяч заявлений. Сейчас еженедельно в Мосжилинспекцию поступает более 600 заявок на получение услуги. Это объясняется тем, что мы максимально упростили процедуру согласования. Теперь заявитель может сделать это дистанционно, нет необходимости заполнять какие-либо специальные формы и анкеты – достаточно загрузить на портале мэра и правительства Москвы проектную документацию и указать адрес помещения. О ходе оказания услуги его информируют в личном кабинете, там же доступна информация о принятом решении и о сроках. Они, кстати, тоже сократились.- А как повлияла пандемия на взаимодействие Мосжилинспекции с управляющими компаниями и мониторинг их работы? Пришлось ли ужесточать контроль за действиями частных и городских организаций после введения ограничений?- Первый пандемийный год показал, что система, выстроенная в городе, оправдала себя на сто процентов в плане жизнеспособности. В 2020 году мы взаимодействовали с УК и ресурсоснабжающими организациями в дистанционном формате, и это работало, с учетом того, что на УК легла дополнительная нагрузка в виде дезинфекции подъездов домов в рамках профилактики коронавируса.Пандемия научила нас не только быстро реагировать на обращения жителей, но и новому формату диалога с подконтрольными организациями. Раньше наши инспекторы приходили по заявлению в дом, фиксировали нарушение и применяли к УК штрафные санкции. Сейчас же ситуация изменилась. Во-первых, если в 2011 году порядка 65% жалоб на работу УК подтверждались, то в 2020 обоснованных заявок оказалось только 20%. Во-вторых, благодаря внедрению рискориентированного подхода сейчас управляющие компании еще до прихода нашего инспектора реагируют на жалобы жителей, устраняют проблему оперативно и, соответственно, никаких предписаний или санкций не получают. Поэтому дополнительные меры контроля мы не вводили, и при этом спада в качестве обслуживания тоже не произошло, УК и работники ЖКХ отработали достойно и внесли свой вклад в борьбу с коронавирусом.Мы планируем развивать это взаимодействие и дальше, сейчас прорабатываем вопрос, как не привлекать УК к большим штрафам, если недостатки в их работе не угрожают безопасности жителей и продиктованы объективными причинами, то есть сместить вектор в работе с наказания за совершенные нарушения в сторону их предупреждения. Другими словами, в приоритете будут профилактические мероприятия – не штрафы, а предостережения и предписания.Вот, например, выбило ветром в подъезде стекло, на следующий день в инспекцию начали поступать жалобы от жителей. Управляющая организация объясняет, что оперативно устранить нарушение не получится в силу объективных причин, поскольку сначала надо заказать раму, потом ее доставят, какое-то время займут монтажные работы. Таким образом, управляющая организация может не уложиться в срок реагирования и будет оштрафована. А ведь в Москве работают множество ответственных УК, которые за своими домами следят тщательно, но иногда складываются объективные обстоятельства. Пока эта идея в разработке, но мы ищем варианты, как применять санкции с учетом ситуации. Так, в данном случае, можно ограничиться предписанием.- Как вообще сейчас обстоят дела на московском рынке управляющих организаций? Наблюдается ли их нехватка с учетом того, что не все частные компании благополучно пережили первые волны пандемии?- Я бы сказал, что в Москве сейчас не недостаток, а даже в каком-то смысле переизбыток УК. Когда рынок лицензирования только создавался, нашей главной задачей было сделать его конкурентным. Вместо того чтобы создавать административные барьеры, мы изначально рынок насытили.На сегодняшний день в столице 3116 управляющих организаций, из них 2502 – объединения собственников жилья, 968 имеют лицензии на домоуправление. 614 компаний непосредственно управляют многоквартирными домами, из них 128 – государственных и 486 – частных. У остальных 300 с лишним есть лицензии, но нет домов – это именно те компании, которые в хорошем смысле будоражат рынок. Они предлагают людям свои услуги, повышают конкурентоспособность и в целом развивают сферу.Мы со своей стороны ввели для УК возможность получить лицензию в дистанционном формате. Если раньше, как и при согласовании перепланировки, заявителям приходилось собирать бумаги и стоять в очередях, сейчас это можно сделать через портал госуслуг. Компании активно пользуются этой услугой, в первом полугодии 2021 года было предоставлено уже 62 лицензии соискателям.- А какие дистанционные сервисы сейчас работают для москвичей? По каким вопросам, помимо согласования перепланировки, горожане могут обратиться в Мосжилинспекцию, не выходя из дома?- Ограничений по онлайн-возможностям практически нет, для этого в Москве последние годы эффективно работают порталы "Наш город" " и Активный гражданин", очень полезные сервисы. "Активный гражданин" - пример эффективной площадки для коммуникации жителей и города. Москвичи могут обсуждать предложения столичных властей, голосовать за них и предлагать свои инициативы. На портале "Наш город" житель может не только сообщить о проблемах в содержании городских объектов: от некачественной уборки в подъезде и неисправности освещения на улице до наличия ям на дороге и вопросов организации движения общественного транспорта, но и проконтролировать качество устранения проблем городскими службами.Самое главное - это работает, потому что такие обращения видят специалисты компаний и в регламентный срок оперативно все устраняют. Они понимают, что так проще и быстрее, чем ждать нашего инспектора и получить штраф.Из последних сервисов стоит выделить портал "Электронный дом", запущенный в ноябре 2020 года. Его задача – как раз предоставить горожанам эффективный инструмент для обслуживания и управления собственным жильем, взаимодействия с соседями, объявлений, общения с УК, подачи заявок на услуги. Для нас, в частности, очень важно, что там есть опция составления протоколов по итогам общего собрания собственников. К сожалению, не везде есть активное сообщество владельцев, кто-то просто не интересуется жизнью дома, кто-то придерживается позиции "я плачу взносы, остальное меня не касается", а кто-то не приходит на собрания и потом возмущается, почему вместо 27 рублей стал платить 42, пишет жалобы. А вот создание таких площадок для взаимодействия и вовлечения в жизнь дома, своего района как раз позволяют жителям самоорганизовываться и самореализовываться.- Если площадок для коммуникации в Москве достаточно, в чем, на ваш взгляд, кроется проблема вовлечения собственников в управление домом? В отсутствии интереса?- Это целый комплекс проблем, которые мы постепенно пытаемся решать с помощью принципа партисипации – как раз вовлечения или соучастия. До пандемии мы, как надзорный орган, этим особо не занимались, следили за соблюдением нормативных актов и работой УК: поступает обращение, мы приходим, отслеживаем, по необходимости применяем санкции. Однако пандемия показала, что партисипация очень важна.На мой взгляд, первое, что необходимо предпринять, чтобы добиться высокой степени вовлеченности – это пересмотреть институт общего собрания собственников. Он был введен еще в советское время и в 2004 закреплен в Жилищном кодексе, с тех пор оставался неизменным. Конечно, в советах большинства домов есть активисты, но они не обладают соответствующими полномочиями, чтобы принимать решения в диалоге с органами власти и непосредственно с УК.Я считаю, в идеале это должно выглядеть так: на общих собраниях собственников должны решать принципиальные вопросы, например, распоряжение общим имуществом, обустройство мансарды на крыше. То есть, вопросы, которые касаются непосредственно абсолютно всех владельцев жилых помещений. Отдельно выделяется совет многоквартирного дома – 10-15 активистов на 500 жителей, например, их наделяют соответствующими полномочиями по контролю за работой УК и содержанию дома. Такие уполномоченные сами живут в доме, они соседи, их все знают, к ним каждый может прийти и поинтересоваться: почему лавочки во дворе не покрашены? Почему тарифы изменились? Эти люди смогут контактировать с управляющей компанией по любым вопросам, включая профессиональные, влиять на их работу, непосредственно принимать решения. И нам со своей стороны будет проще знать, что в таком-то доме есть такой-то Иван Петрович, с которым можно взаимодействовать по вопросам домоуправления, если возникнет такая необходимость.Традиционное общее собрание, конечно, необходимый механизм принятия решений, связанных с интересами собственников. Однако сейчас далеко не все вопросы настолько важны для владельцев, что требуют решения именно на собрании. А если сжать текущие вопросы управления домом до небольшого совета, процесс станет прозрачнее и проще.- Получается, партисипация важна для эффективной работы городских служб? А что получают от активного участия в жизни дома сами москвичи?- Когда горожане видят живое воплощение своих замыслов, результаты своего труда, у них появляется мотивация к дальнейшим действиям, они понимают, что могут влиять на то, как и где они живут. Вот, например, решили жильцы поставить в подъезде москитные сетки, списались в общедомовом чате. Начали обзванивать производителей, и когда один узнал, что сетки нужны на весь подъезд, озвучил цену не в условных два рубля, а в рубль. На абсолютно маленьком и бытовом уровне сообщество жильцов не только решило общую проблему, но еще и получило бонус – сэкономило на проезд или чашку кофе.Вовлечение пробуждает стимул: сегодня мы сделали что-то маленькое, а завтра давайте поменяем входную дверь, поставим новый доводчик, а затем уже выйдем и за пределы подъезда – скажем, обустраивать двор или парк рядом с домом. Все ведь начинается с малого, а что может быть проще обустройства собственной квартиры или подъезда для начала? Так, маленькими шагами вовлекая людей в этот процесс, мы выводим их на районы, а потом они начинают менять весь город на более масштабном уровне.В этом контексте важно взаимодействие жителей, общественности и органов власти. Например, государство через софинансирование и выделение грантов может участвовать в отборе наиболее интересных идей. Такая форма партисипации, несомненно, будет мотивировать жителей и управляющие организации объединять свои усилия на решение общих задач – создание комфортных, безопасных и благополучных условий в доме, районе, округе для жизни всех и каждого.Беседовала Полина ЕРМИЛОВА
https://realty.ria.ru/20200324/1569031966.html
https://realty.ria.ru/20180411/1518387108.html
https://realty.ria.ru/20180625/1523336136.html
https://realty.ria.ru/20200923/imuschestvo-1577635432.html
москва
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
Полина Ермилова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/1c/1743316116_94:0:837:743_100x100_80_0_0_8edd2bbcc5c532404275d37760e5fcd0.jpg
Полина Ермилова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/1c/1743316116_94:0:837:743_100x100_80_0_0_8edd2bbcc5c532404275d37760e5fcd0.jpg
Новости
ru-RU
https://realty.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/15/1742152685_0:0:2729:2047_1920x0_80_0_0_2b4706b378054c23ea8beb827e91c9cc.jpgНедвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Полина Ермилова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/1c/1743316116_94:0:837:743_100x100_80_0_0_8edd2bbcc5c532404275d37760e5fcd0.jpg
москва, олег кичиков, жилье, жкх, мосжилинспекция, городское хозяйство москвы, комплекс городского хозяйства москвы, управляющие компании, коронавирус в россии, интервью – риа недвижимость
Москва, Москва Сегодня: мегаполис для жизни, Олег Кичиков, Жилье, ЖКХ, Мосжилинспекция, Городское хозяйство Москвы, Комплекс городского хозяйства Москвы, Управляющие компании, Коронавирус в России, Интервью – РИА Недвижимость
Пандемия коронавируса заметно сказалась на бытовой жизни москвичей. Значительная часть работающего населения перешла на удаленку, стала больше времени проводить в квартирах, а значит – внимательнее следить за тем, что происходит в собственном подъезде, доме и даже за стенкой у соседей. Глава Мосжилинспекции Олег Кичиков в беседе с корреспондентом сайта "РИА Недвижимость" рассказал, как эпидемиологическая обстановка повлияла на интерес горожан к собственному имуществу, почему городу так важно вовлекать собственников жилых помещений в процессы управления многоквартирными домами и как изменилась обстановка на столичном рынке управляющих компаний за последний год. - Олег Владимирович, из-за пандемии коронавируса многие москвичи перешли на работу из дома, стали по-настоящему замечать, что происходит в их собственных домах: как работают управляющие компании (УК), как убирают подъезды, что происходит у соседей. Как эта смена перспективы отразилась на работе Мосжилинспекции? Стали ли горожане обращаться к вам чаще и по каким вопросам?
- Глобальных изменений или увеличения числа жалоб не произошло, но москвичи стали чаще подавать заявки на согласование перепланировки. Для сравнения: в первом полугодии 2020 года мы получили 6,85 тысячи заявок, а за аналогичный период 2021 – без малого 16 тысяч заявлений. Сейчас еженедельно в Мосжилинспекцию поступает более 600 заявок на получение услуги. Это объясняется тем, что мы максимально упростили процедуру согласования. Теперь заявитель может сделать это дистанционно, нет необходимости заполнять какие-либо специальные формы и анкеты – достаточно загрузить на портале мэра и правительства
Москвы проектную документацию и указать адрес помещения. О ходе оказания услуги его информируют в личном кабинете, там же доступна информация о принятом решении и о сроках. Они, кстати, тоже сократились.
- А как повлияла пандемия на взаимодействие Мосжилинспекции с управляющими компаниями и мониторинг их работы? Пришлось ли ужесточать контроль за действиями частных и городских организаций после введения ограничений?
«
- Первый пандемийный год показал, что система, выстроенная в городе, оправдала себя на сто процентов в плане жизнеспособности. В 2020 году мы взаимодействовали с УК и ресурсоснабжающими организациями в дистанционном формате, и это работало, с учетом того, что на УК легла дополнительная нагрузка в виде дезинфекции подъездов домов в рамках профилактики коронавируса.
Пандемия научила нас не только быстро реагировать на обращения жителей, но и новому формату диалога с подконтрольными организациями. Раньше наши инспекторы приходили по заявлению в дом, фиксировали нарушение и применяли к УК штрафные санкции. Сейчас же ситуация изменилась. Во-первых, если в 2011 году порядка 65% жалоб на работу УК подтверждались, то в 2020 обоснованных заявок оказалось только 20%. Во-вторых, благодаря внедрению рискориентированного подхода сейчас управляющие компании еще до прихода нашего инспектора реагируют на жалобы жителей, устраняют проблему оперативно и, соответственно, никаких предписаний или санкций не получают. Поэтому дополнительные меры контроля мы не вводили, и при этом спада в качестве обслуживания тоже не произошло, УК и работники ЖКХ отработали достойно и внесли свой вклад в борьбу с коронавирусом.
В рамках рискориентированного подхода жилой фонд Москвы поделен на три зоны. В "красной зоне" находятся дома с очагом регулярных жалоб на УК. Инспекторы Мосжилинспекции выходят на проверку таких домов раз в неделю. "Желтая зона" – дома, в которых ежемесячное количество жалоб от жителей не превышает одной-двух в месяц. "Зеленая" – так называемая беспроблемная зона, объекты в которой Мосжилинспекция инспектирует раз в полгода в рамках приемки дома к осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации.
РазвернутьСвернуть
Мы планируем развивать это взаимодействие и дальше, сейчас прорабатываем вопрос, как не привлекать УК к большим штрафам, если недостатки в их работе не угрожают безопасности жителей и продиктованы объективными причинами, то есть сместить вектор в работе с наказания за совершенные нарушения в сторону их предупреждения. Другими словами, в приоритете будут профилактические мероприятия – не штрафы, а предостережения и предписания.
Вот, например, выбило ветром в подъезде стекло, на следующий день в инспекцию начали поступать жалобы от жителей. Управляющая организация объясняет, что оперативно устранить нарушение не получится в силу объективных причин, поскольку сначала надо заказать раму, потом ее доставят, какое-то время займут монтажные работы. Таким образом, управляющая организация может не уложиться в срок реагирования и будет оштрафована. А ведь в Москве работают множество ответственных УК, которые за своими домами следят тщательно, но иногда складываются объективные обстоятельства. Пока эта идея в разработке, но мы ищем варианты, как применять санкции с учетом ситуации. Так, в данном случае, можно ограничиться предписанием.
- Как вообще сейчас обстоят дела на московском рынке управляющих организаций? Наблюдается ли их нехватка с учетом того, что не все частные компании благополучно пережили первые волны пандемии?
«
- Я бы сказал, что в Москве сейчас не недостаток, а даже в каком-то смысле переизбыток УК. Когда рынок лицензирования только создавался, нашей главной задачей было сделать его конкурентным. Вместо того чтобы создавать административные барьеры, мы изначально рынок насытили.
На сегодняшний день в столице 3116 управляющих организаций, из них 2502 – объединения собственников жилья, 968 имеют лицензии на домоуправление. 614 компаний непосредственно управляют многоквартирными домами, из них 128 – государственных и 486 – частных. У остальных 300 с лишним есть лицензии, но нет домов – это именно те компании, которые в хорошем смысле будоражат рынок. Они предлагают людям свои услуги, повышают конкурентоспособность и в целом развивают сферу.
Мы со своей стороны ввели для УК возможность получить лицензию в дистанционном формате. Если раньше, как и при согласовании перепланировки, заявителям приходилось собирать бумаги и стоять в очередях, сейчас это можно сделать через портал госуслуг. Компании активно пользуются этой услугой, в первом полугодии 2021 года было предоставлено уже 62 лицензии соискателям.
- А какие дистанционные сервисы сейчас работают для москвичей? По каким вопросам, помимо согласования перепланировки, горожане могут обратиться в Мосжилинспекцию, не выходя из дома?
- Ограничений по онлайн-возможностям практически нет, для этого в Москве последние годы эффективно работают порталы "Наш город" " и Активный гражданин", очень полезные сервисы. "Активный гражданин" - пример эффективной площадки для коммуникации жителей и города. Москвичи могут обсуждать предложения столичных властей, голосовать за них и предлагать свои инициативы. На портале "Наш город" житель может не только сообщить о проблемах в содержании городских объектов: от некачественной уборки в подъезде и неисправности освещения на улице до наличия ям на дороге и вопросов организации движения общественного транспорта, но и проконтролировать качество устранения проблем городскими службами.
Самое главное - это работает, потому что такие обращения видят специалисты компаний и в регламентный срок оперативно все устраняют. Они понимают, что так проще и быстрее, чем ждать нашего инспектора и получить штраф.
Из последних сервисов стоит выделить портал "Электронный дом", запущенный в ноябре 2020 года. Его задача – как раз предоставить горожанам эффективный инструмент для обслуживания и управления собственным жильем, взаимодействия с соседями, объявлений, общения с УК, подачи заявок на услуги. Для нас, в частности, очень важно, что там есть опция составления протоколов по итогам общего собрания собственников. К сожалению, не везде есть активное сообщество владельцев, кто-то просто не интересуется жизнью дома, кто-то придерживается позиции "я плачу взносы, остальное меня не касается", а кто-то не приходит на собрания и потом возмущается, почему вместо 27 рублей стал платить 42, пишет жалобы. А вот создание таких площадок для взаимодействия и вовлечения в жизнь дома, своего района как раз позволяют жителям самоорганизовываться и самореализовываться.
- Если площадок для коммуникации в Москве достаточно, в чем, на ваш взгляд, кроется проблема вовлечения собственников в управление домом? В отсутствии интереса?
«
- Это целый комплекс проблем, которые мы постепенно пытаемся решать с помощью принципа партисипации – как раз вовлечения или соучастия. До пандемии мы, как надзорный орган, этим особо не занимались, следили за соблюдением нормативных актов и работой УК: поступает обращение, мы приходим, отслеживаем, по необходимости применяем санкции. Однако пандемия показала, что партисипация очень важна.
На мой взгляд, первое, что необходимо предпринять, чтобы добиться высокой степени вовлеченности – это пересмотреть институт общего собрания собственников. Он был введен еще в советское время и в 2004 закреплен в Жилищном кодексе, с тех пор оставался неизменным. Конечно, в советах большинства домов есть активисты, но они не обладают соответствующими полномочиями, чтобы принимать решения в диалоге с органами власти и непосредственно с УК.
Я считаю, в идеале это должно выглядеть так: на общих собраниях собственников должны решать принципиальные вопросы, например, распоряжение общим имуществом, обустройство мансарды на крыше. То есть, вопросы, которые касаются непосредственно абсолютно всех владельцев жилых помещений. Отдельно выделяется совет многоквартирного дома – 10-15 активистов на 500 жителей, например, их наделяют соответствующими полномочиями по контролю за работой УК и содержанию дома. Такие уполномоченные сами живут в доме, они соседи, их все знают, к ним каждый может прийти и поинтересоваться: почему лавочки во дворе не покрашены? Почему тарифы изменились? Эти люди смогут контактировать с управляющей компанией по любым вопросам, включая профессиональные, влиять на их работу, непосредственно принимать решения. И нам со своей стороны будет проще знать, что в таком-то доме есть такой-то Иван Петрович, с которым можно взаимодействовать по вопросам домоуправления, если возникнет такая необходимость.
Традиционное общее собрание, конечно, необходимый механизм принятия решений, связанных с интересами собственников. Однако сейчас далеко не все вопросы настолько важны для владельцев, что требуют решения именно на собрании. А если сжать текущие вопросы управления домом до небольшого совета, процесс станет прозрачнее и проще.
- Получается, партисипация важна для эффективной работы городских служб? А что получают от активного участия в жизни дома сами москвичи?
«
- Когда горожане видят живое воплощение своих замыслов, результаты своего труда, у них появляется мотивация к дальнейшим действиям, они понимают, что могут влиять на то, как и где они живут. Вот, например, решили жильцы поставить в подъезде москитные сетки, списались в общедомовом чате. Начали обзванивать производителей, и когда один узнал, что сетки нужны на весь подъезд, озвучил цену не в условных два рубля, а в рубль. На абсолютно маленьком и бытовом уровне сообщество жильцов не только решило общую проблему, но еще и получило бонус – сэкономило на проезд или чашку кофе.
Вовлечение пробуждает стимул: сегодня мы сделали что-то маленькое, а завтра давайте поменяем входную дверь, поставим новый доводчик, а затем уже выйдем и за пределы подъезда – скажем, обустраивать двор или парк рядом с домом. Все ведь начинается с малого, а что может быть проще обустройства собственной квартиры или подъезда для начала? Так, маленькими шагами вовлекая людей в этот процесс, мы выводим их на районы, а потом они начинают менять весь город на более масштабном уровне.
В этом контексте важно взаимодействие жителей, общественности и органов власти. Например, государство через софинансирование и выделение грантов может участвовать в отборе наиболее интересных идей. Такая форма партисипации, несомненно, будет мотивировать жителей и управляющие организации объединять свои усилия на решение общих задач – создание комфортных, безопасных и благополучных условий в доме, районе, округе для жизни всех и каждого.
Беседовала Полина ЕРМИЛОВА