https://realty.ria.ru/20210416/kovorkingi-1728596420.html
Столичные колонизаторы: кто не дает умереть региональным коворкингам
Столичные колонизаторы: кто не дает умереть региональным коворкингам - Недвижимость РИА Новости, 09.09.2021
Столичные колонизаторы: кто не дает умереть региональным коворкингам
Модный формат коворкинга, который уже стал таким привычным для Москвы и Петербурга, в регионах только-только начал развиваться, но тут пришел 2020-й год, и... Недвижимость РИА Новости, 09.09.2021
2021-04-16T15:44
2021-04-16T15:44
2021-09-09T18:59
ростов-на-дону
челябинск
уфа
втб (банк)
коммерческая недвижимость
регионы
коворкинги
renaissance construction
https://cdnn21.img.ria.ru/images/156244/96/1562449651_0:200:3286:2048_1920x0_80_0_0_f742803ca3802daef8d62a5eb4a07fcd.jpg
Модный формат коворкинга, который уже стал таким привычным для Москвы и Петербурга, в регионах только-только начал развиваться, но тут пришел 2020-й год, и разница между столицами и "остальной Россией" стала еще заметнее: если в первых гибкий график и "удаленка" спровоцировала спрос на коворкинги, то в регионах они переживают не лучшие времена. Почему так вышло, и за счет чего коворкинги в российских городах еще держатся – об этом и не только эксперты рассказали сайту "РИА Недвижимость".Бизнес – йок!Печально известный коронакризис закрыл множество небольших частных бизнесов в регионах, а именно они долгое время составляли костяк арендаторов местных коворкингов, рассказали эксперты. "В 2020 году был ощутим спад, обвал даже. По разным оценкам в Красноярске за прошлый год закрылось от 50 до 80% представителей среднего и малого бизнеса и начинающих предпринимателей", – вспоминает креативный продюсер культурного пространства "Каменка" (Красноярск) Антон Васильев. Эту тенденцию подтверждает и СЕО сети коворкингов "Практик" Владимир Дорофеев, указывая, что в Новосибирске на момент локдауна в бизнес-пространстве осталось менее 50% резидентов.При первой волне пандемии наблюдалось падение спроса на услуги коворкинга со стороны фрилансеров и предпринимателей, как основного пула арендаторов гибких офисов, констатирует операционный директор MD Facility Management Борис Мезенцев. Можно отметить, что многие коворкинги находились на грани выживания, пытаясь покрыть затраты на содержание площадок в виде арендной платы собственнику и платы за эксплуатационные услуги, добавляет он."Действительно, до 1 июля 2020 года мы не могли открыть двери, не нарушив постановления нашего губернатора. Арендодатель не пошел нам на уступки, и мы вынуждены были уйти с занимаемых площадей и запуститься уже на другой площади в другом формате", – приводит пример из своей практики владелец коворкингов CO-Place (Краснодар) Станислав Бакеев.Согласно данным Coworking Guide на 1 квартал 2021 года в регионах по городам-миллионникам количество квадратных метров коворкингов не превышает 5 тысяч на один город. Например, в Екатеринбурге 4325 "квадратов", в Казани – 3290, в Краснодаре – 2960, в Ростове-на-Дону – 2600, чуть более 1000 квадратных метров в Новосибирске, Уфе и Челябинске, рассказывает Мезенцев.Дефицит решаетОднако не во всех регионах коронакризис привел к вымиранию коворкингов. Причина проста: там, где не хватало офисных площадей, желающих, даже после коронакризисной "прополки", все равно оказалось больше, чем предложения, рассказали эксперты."Март-май прошлого года были сложными месяцами для гибких офисов. Спрос резко упал: сохранили места в основном те, кто снимал мини-офисы в коворкингах. Те же, кто предпочитал отдельные рабочие места на время пандемии, отказались от них. В июне после снятия части ограничительных мер спрос восстановился – коворкинги вышли на заполняемость 80%. На это повлияли отложенный спрос и акции, которые мы проводили для восстановления заполняемости", – вспоминает основатель сетей самарских коворкингов "Аник" и ProfitRooms (Самара) Виталий Паймуков.В Самаре по уровню развития рынок офисов сильно отстает, продолжает он. Качественных площадей не хватает. До пандемии небольшое исследование рынка – обзвон бизнес-центров высокого класса в городе – показал, что практически везде был лист ожидания."В целом, нельзя сказать, что офисная недвижимость в регионе сильно пострадала. Рынок быстро восстановился за счет арендаторов, которые заняли пустующие вакантные помещения", – добавляет Паймуков.Похожая ситуация и в Нижнем Новгороде. "Приличных маленьких офисов очень мало в центре города, поэтому все больше индивидуальных предпринимателей и фрилансеров узнают про коворкинги и начинают ими пользоваться", – объясняет основатель коворкинга "Vместе" (Нижний Новгород) Карапет Даниелян. Офисных площадей, например, класса "А" в Нижнем Новгороде практически нет – в центре нереально найти хороший офис даже за серьезные деньги. Большие площади имеют устаревший ремонт или вообще его не имеют, продолжает он.В целом, на рынке нижегородских коворкингов, по словам Даниэляна, наблюдается растущая динамика. Компании, которые расформировали свой штат и отправили всех на удаленку, сейчас понимают, что нужно опять собирать сотрудников в одном месте, формировать команды.Что касается выхода из пандемии, июль был неплохим месяцем благодаря отложенному спросу. Однако август и сентябрь показали, что люди совершенно не готовы к тому, чтобы так быстро возвращаться в офисы. А вот конец года, по данным эксперта, стал прибыльным, в связи с тем, что организации, предприниматели, фрилансеры пытаются доделать срочные дела, повышают деловую активность, а из дома это сделать тяжеловато.Корпоративный ПетербургЕсли в остальных регионах "все не так однозначно", то Санкт-Петербург, вслед за Москвой, переживает подъем сегмента. Причина здесь в том, что местные коворкинги уже успели "эволюционировать" в новый формат. Сегмент подразделяется на несколько видов: это могут быть как классические коворкинги, так и сервисные офисы, объясняет директор направления бизнес-аналитики CBRE Клавдия Чистова. "В классических коворкингах могут быть маленькие кабинеты для работы нескольких человек, а также open space, где случайные люди работают за одним столом. Либо второе решение – это офисы под конкретного корпоративного клиента. Это то, что делает Space 1, например, в этом направлении сейчас хотят развиваться и другие коворкинги. С точки зрения поддержания низкой вакансии второе решение проще. В модели классического коворкинга необходимо постоянно привлекать трафик, люди часто меняются, и нужно иметь сильный маркетинг, чтобы получать новых клиентов", – говорит она.И если в регионах еще довольно много именно классических коворкингов, то Петербург уверенно переходит на сервисные офисы."Действительно, основные резиденты коворкингов (более 80%) – это корпоративные клиенты. Они выбирают такой формат по критерию удобства для сотрудников и возможности оперативного старта, оперативного расширения или сжатия", – отмечает заместитель генерального директора Knight Frank St Petersburg Михаил Тюнин.Его слова подтверждают и примеры из практики операторов рынка."Осенью мы подписали несколько крупных контрактов – компании пересмотрели расходы на офис и приняли решение арендовать рабочие места в гибком пространстве. На данный момент в действующих петербургских локациях вакансия закрыта на 100%, а в локациях, которые откроются в ближайшие месяцы, осталось не более 40% свободных мест – все продано на пресейле", – отмечает СЕО компании "Практик" Владимир Дорофеев.Сейчас основными резидентами сети "Практик" и других коворкингов класса "А" являются представители крупных компаний и технологичных стартапов – "Яндекс", "Газпром нефть", "Иннотех", ВТБ, BNP Paribas и других холдингов, уточняет он. Похожая ситуация и у других операторов. Для петербургского рынка коворкингов год оказался очень успешным и очень важным – были заключены первые крупные корпоративные сделки. Спрос не только не упал, он резко вырос, и его структура радикально изменилась – большинство новых рабочих мест поглощается крупными корпорациями. Качественных сетевых проектов просто не хватает – действующие сетевые коворкинги заполнены на 90-95%, рассказывает партнер, генеральный директор "МТЛ. Управление недвижимостью" (компания управляет сетью коворкингов Page, входит в инвестиционно-девелоперскую группу "БестЪ") Николай Антонов."Мы как оператор сети Page не увидели даже временного снижения спроса в острый период пандемии. Наш флагман – коворкинг-центр Avenue-Page площадью 5 тысяч "квадратов" был введен в марте 2020 года. Практически сразу три этажа здания – примерно 200 рабочих мест – сняла Почта России под свой IT-хаб. В течение года в Avenue-Page открыл офис Почта Банк – под сотрудников макрорегиона "Северо-Запад". Также у нас разместился крупный IT-разработчик программных продуктов для компаний финансового сектора. К концу года коворкинг оказался заполнен целиком", – делится успехами он. Таким образом, крупный бизнес стал залогом успеха сегмента коворкингов в Петербурге. Короли периферииЕсли говорить о крупных корпоративных клиентах коворкингов в разрезе регионов, то ситуация сведется к такому тезису: хорошо там, где они есть. Например, в Красноярске основными клиентами коворкингов являются малый бизнес и стартапы, индивидуальные мейкеры, мастера, предприниматели. Крупные и давно существующие компании предпочитают снимать офисы и отдельные помещения, объясняет Васильев. Интересно выглядит картина соотношения местных и иногородних арендаторов коворкингов в регионах. "Самая очевидная тенденция для Краснодара – это доли местного и приезжего населения: на момент открытия у нас было 70% местных клиентов и 30% приезжих или переехавших из других регионов или стран. На 2020 это соотношение кардинально изменилось 80% приезжих и 20% местных клиентов. Основные направления, которые пользуются нашими услугами – IT, дизайн, услуги по автоматизации бизнеса, разработчики игр, архитекторы и так далее", – делится наблюдениями Бакеев. А вот самые крупные работодатели региона, как правило, используют традиционные офисы, отчасти потому что 99% из них имеют большие площади в собственности, добавляет он. Про "варягов" – то есть приход крупных иногородних или федеральных компаний – говорят и представители других городов.К примеру, раньше коворкингами в Нижнем Новгороде интересовались стартапы, которые не уверены в завтрашнем дне и не хотели бы долгосрочных договоров аренды, либо фрилансеры, вспоминает Даниелян. Им коворкинг подходил с точки зрения быстрого открытия и закрытия офиса. Теперь же этот формат рассматривают местные компании со штатом от 5 до 50 человек, а также большие иногородние компании (причем из сфер, не связанных с IT), которые находятся в другом регионе и здесь имеют удаленных сотрудников. Опять же, причина в быстром размещении штата без головной боли, делится наблюдениями эксперт."Рынок коворкингов в Нижнем Новгороде пока не обласкан местными большими компаниями. Системообразующие компании имеют здесь свои здания. Средние и маленькие нижегородские компании тоже цепляются за классические офисы. Однако отмечу, что коворкингами пользуются большие компании из Москвы либо из других городов, которые имеют удаленных сотрудников", – поясняет эксперт.Похожая ситуация и в Новосибирске, где крупные сделки заключают федеральные компании. " На данный момент мы закрываем сделки крупными игроками, например, ВТБ и Renaissance Construction", – отмечает Дорофеев.В Самаре несколько другая ситуация – здесь коворкинги пока справляются и без "варягов".В городе есть крупные IT-компании, много заводов, которые в перспективе могут стать резидентами коворкингов, рассуждает Паймуков. "К нам уже поступал запрос от одного крупного завода по поводу размещения одного из отделов в нашем коворкинге второй сети ProfitRooms. Кроме того, в коворкинге "Аник" у нас снимало рабочие места руководство хлебозавода", – добавляет он. Самарские крупные предприятия готовы рассматривать коворкинги для размещения сотрудников. Но им важны те площадки, которые готовы предоставить безопасность IT-систем и решение всех "бытовых" вопросов – именно на это мы делаем упор в новом проекте. Однако, основная их часть пока что предпочитает классические офисы и не рассматривают удаленку, констатирует Паймуков.Впрочем, пока рано говорить о формировании тренда на изменение портрета арендатора коворкинга в регионах, так как корпоративных клиентов здесь в разы меньше, полагает директор департамента коммерческой недвижимости "Профис Недвижимость" Евгений Попов. Кроме того, большинство региональных компаний вернуло основную часть своих сотрудников в офисы еще летом прошлого года и пока не задумывается о частичном или постоянном переходе на "удаленку". Да и коворкинги во многих городах – пока новый и не очень понятный для многих компаний формат офисной недвижимости. Да и предложение гибких рабочих пространств в регионах невелико. Поэтому пока "периферийные" коворкинги – это больше прерогатива фрилансеров, рассуждает он. И все же, с "федералами" или без них, коворкинги процветают там, где смогли привлечь к себе крупный бизнес.Туманное будущееЭксперты офисного рынка достаточно оптимистичны в прогнозах относительно будущего коворкингов в России, но с оговоркой: в Москве и Петербурге все будет расти и развиваться, а в остальных регионах – как пойдет.Основными рынками коворкингов в России по-прежнему будут оставаться Москва и Санкт-Петербург. Очевидно, что количество объектов подобного формата, также, как и концептуальная направленность, с учетом роста спроса в ближайшие годы будет динамично увеличиваться. Более активно могут начать развиваться коворкинги и в крупных федеральных центрах и городах-миллионниках, прогнозирует Попов.В остальных регионах – это нишевый продукт, который пока не может конкурировать с классической офисной недвижимостью, соглашается старший руководитель проектов, направление "Недвижимость" Группы компаний SRG Константин Гнездилов.Другие эксперты более оптимистичны относительно регионов.Так, по мнению партнера, руководителя департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield Натальи Никитиной, сегмент гибких офисов развивается в крупных городах России – Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске. В ряде городов присутствуют международные игроки. Например, офисы под управлением Regus есть в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Челябинске. Однако в регионах сегмент преимущественно представлен локальными операторами, такими как Names в Екатеринбурге, Тюмени и Ижевске, COWO в Новосибирске, Alliance Business Centers в Казани. Некоторые из этих компаний постепенно расширяют свое присутствие в РФ. Наиболее яркими примерами являются GrowUp и "Практик" – после успешного открытия площадок в Казани и Санкт-Петербурге компании открыли коворкинги в столице, рассказывает она.Региональный рынок коворкингов не насыщен, поэтому потенциально интересен сетевым игрокам в плане расширения и развития бизнеса, уверена генеральный директор сети премиальных коворкингов Meeting Point Лариса Афанасьева. Со стороны девелоперов и собственников помещений в регионах интерес к гибкому формату также заметно усилился. Возможно, отчасти по причине высокой вакантности в пандемию. "По данным нашего исследования, помимо столичного региона, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Казани, потенциалом обладают еще ряд городов, и это не только миллионники. Например, в топ вышли Калининград, Сочи, Пенза, Краснодар. В этих городах довольно активная бизнес-аудитория при этом интересных проектов в формате коворкинг и/или сервисный офис практически нет, сетевые игроки не представлены", – подчеркивает она.С другой стороны, сама концепция и идея коворкинга как эффективного формата организации рабочего пространства, становится ближе и понятнее для местного бизнеса, заключает эксперт.
https://ria.ru/20210909/kovorking-1749405896.html
https://realty.ria.ru/20201118/kovorkingi-1585043282.html
https://realty.ria.ru/20210304/biznes-1599896156.html
https://realty.ria.ru/20200423/1570464780.html
https://realty.ria.ru/20210108/biznes-1591257544.html
https://realty.ria.ru/20200619/1573172153.html
ростов-на-дону
челябинск
уфа
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://realty.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/156244/96/1562449651_555:0:3286:2048_1920x0_80_0_0_2be6eed5dbf83e43d4bfc7a5bb0ad54b.jpgНедвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
ростов-на-дону, челябинск, уфа, втб (банк), коммерческая недвижимость, регионы, коворкинги, renaissance construction, аналитика – риа недвижимость
Ростов-на-Дону, Челябинск, Уфа, ВТБ (банк), Коммерческая недвижимость, Регионы, Коворкинги, Renaissance Construction, Аналитика – РИА Недвижимость
Модный формат коворкинга, который уже стал таким привычным для
Москвы и Петербурга, в регионах только-только начал развиваться, но тут пришел 2020-й год, и разница между столицами и "остальной Россией" стала еще заметнее: если в первых гибкий график и "удаленка" спровоцировала спрос на коворкинги, то в регионах они переживают не лучшие времена. Почему так вышло, и за счет чего коворкинги в российских городах еще держатся – об этом и не только эксперты рассказали сайту "РИА Недвижимость".
Печально известный коронакризис закрыл множество небольших частных бизнесов в регионах, а именно они долгое время составляли костяк арендаторов местных коворкингов, рассказали эксперты.
"В 2020 году был ощутим спад, обвал даже. По разным оценкам в
Красноярске за прошлый год закрылось от 50 до 80% представителей среднего и малого бизнеса и начинающих предпринимателей", – вспоминает креативный продюсер культурного пространства "Каменка" (Красноярск) Антон Васильев.
Эту тенденцию подтверждает и СЕО сети коворкингов "Практик" Владимир Дорофеев, указывая, что в
Новосибирске на момент локдауна в бизнес-пространстве осталось менее 50% резидентов.
При первой волне пандемии наблюдалось падение спроса на услуги коворкинга со стороны фрилансеров и предпринимателей, как основного пула арендаторов гибких офисов, констатирует операционный директор MD Facility Management Борис Мезенцев.
Можно отметить, что многие коворкинги находились на грани выживания, пытаясь покрыть затраты на содержание площадок в виде арендной платы собственнику и платы за эксплуатационные услуги, добавляет он.
«
"Действительно, до 1 июля 2020 года мы не могли открыть двери, не нарушив постановления нашего губернатора. Арендодатель не пошел нам на уступки, и мы вынуждены были уйти с занимаемых площадей и запуститься уже на другой площади в другом формате", – приводит пример из своей практики владелец коворкингов CO-Place (Краснодар) Станислав Бакеев.
Согласно данным Coworking Guide на 1 квартал 2021 года в регионах по городам-миллионникам количество квадратных метров коворкингов не превышает 5 тысяч на один город. Например, в
Екатеринбурге 4325 "квадратов", в
Казани – 3290, в Краснодаре – 2960, в
Ростове-на-Дону – 2600, чуть более 1000 квадратных метров в Новосибирске,
Уфе и
Челябинске, рассказывает Мезенцев.
Однако не во всех регионах коронакризис привел к вымиранию коворкингов. Причина проста: там, где не хватало офисных площадей, желающих, даже после коронакризисной "прополки", все равно оказалось больше, чем предложения, рассказали эксперты.
«
"Март-май прошлого года были сложными месяцами для гибких офисов. Спрос резко упал: сохранили места в основном те, кто снимал мини-офисы в коворкингах. Те же, кто предпочитал отдельные рабочие места на время пандемии, отказались от них. В июне после снятия части ограничительных мер спрос восстановился – коворкинги вышли на заполняемость 80%. На это повлияли отложенный спрос и акции, которые мы проводили для восстановления заполняемости", – вспоминает основатель сетей самарских коворкингов "Аник" и ProfitRooms (Самара) Виталий Паймуков.
В
Самаре по уровню развития рынок офисов сильно отстает, продолжает он. Качественных площадей не хватает. До пандемии небольшое исследование рынка – обзвон бизнес-центров высокого класса в городе – показал, что практически везде был лист ожидания.
"В целом, нельзя сказать, что офисная недвижимость в регионе сильно пострадала. Рынок быстро восстановился за счет арендаторов, которые заняли пустующие вакантные помещения", – добавляет Паймуков.
Похожая ситуация и в
Нижнем Новгороде.
"Приличных маленьких офисов очень мало в центре города, поэтому все больше индивидуальных предпринимателей и фрилансеров узнают про коворкинги и начинают ими пользоваться", – объясняет основатель коворкинга "Vместе" (Нижний Новгород) Карапет Даниелян.
Офисных площадей, например, класса "А" в Нижнем Новгороде практически нет – в центре нереально найти хороший офис даже за серьезные деньги. Большие площади имеют устаревший ремонт или вообще его не имеют, продолжает он.
«
В целом, на рынке нижегородских коворкингов, по словам Даниэляна, наблюдается растущая динамика. Компании, которые расформировали свой штат и отправили всех на удаленку, сейчас понимают, что нужно опять собирать сотрудников в одном месте, формировать команды.
Что касается выхода из пандемии, июль был неплохим месяцем благодаря отложенному спросу. Однако август и сентябрь показали, что люди совершенно не готовы к тому, чтобы так быстро возвращаться в офисы. А вот конец года, по данным эксперта, стал прибыльным, в связи с тем, что организации, предприниматели, фрилансеры пытаются доделать срочные дела, повышают деловую активность, а из дома это сделать тяжеловато.
Если в остальных регионах "все не так однозначно", то
Санкт-Петербург, вслед за Москвой, переживает подъем сегмента.
Причина здесь в том, что местные коворкинги уже успели "эволюционировать" в новый формат. Сегмент подразделяется на несколько видов: это могут быть как классические коворкинги, так и сервисные офисы, объясняет директор направления бизнес-аналитики
CBRE Клавдия Чистова.
"В классических коворкингах могут быть маленькие кабинеты для работы нескольких человек, а также open space, где случайные люди работают за одним столом. Либо второе решение – это офисы под конкретного корпоративного клиента. Это то, что делает Space 1, например, в этом направлении сейчас хотят развиваться и другие коворкинги. С точки зрения поддержания низкой вакансии второе решение проще. В модели классического коворкинга необходимо постоянно привлекать трафик, люди часто меняются, и нужно иметь сильный маркетинг, чтобы получать новых клиентов", – говорит она.
И если в регионах еще довольно много именно классических коворкингов, то Петербург уверенно переходит на сервисные офисы.
«
"Действительно, основные резиденты коворкингов (более 80%) – это корпоративные клиенты. Они выбирают такой формат по критерию удобства для сотрудников и возможности оперативного старта, оперативного расширения или сжатия", – отмечает заместитель генерального директора Knight Frank St Petersburg Михаил Тюнин.
Его слова подтверждают и примеры из практики операторов рынка.
"Осенью мы подписали несколько крупных контрактов – компании пересмотрели расходы на офис и приняли решение арендовать рабочие места в гибком пространстве. На данный момент в действующих петербургских локациях вакансия закрыта на 100%, а в локациях, которые откроются в ближайшие месяцы, осталось не более 40% свободных мест – все продано на пресейле", – отмечает СЕО компании "Практик" Владимир Дорофеев.
Сейчас основными резидентами сети "Практик" и других коворкингов класса "А" являются представители крупных компаний и технологичных стартапов – "
Яндекс", "
Газпром нефть", "Иннотех",
ВТБ,
BNP Paribas и других холдингов, уточняет он.
Похожая ситуация и у других операторов.
Для петербургского рынка коворкингов год оказался очень успешным и очень важным – были заключены первые крупные корпоративные сделки. Спрос не только не упал, он резко вырос, и его структура радикально изменилась – большинство новых рабочих мест поглощается крупными корпорациями. Качественных сетевых проектов просто не хватает – действующие сетевые коворкинги заполнены на 90-95%, рассказывает партнер, генеральный директор "МТЛ. Управление недвижимостью" (компания управляет сетью коворкингов Page, входит в инвестиционно-девелоперскую группу "БестЪ") Николай Антонов.
«
"Мы как оператор сети Page не увидели даже временного снижения спроса в острый период пандемии. Наш флагман – коворкинг-центр Avenue-Page площадью 5 тысяч "квадратов" был введен в марте 2020 года. Практически сразу три этажа здания – примерно 200 рабочих мест – сняла Почта России под свой IT-хаб. В течение года в Avenue-Page открыл офис Почта Банк – под сотрудников макрорегиона "Северо-Запад". Также у нас разместился крупный IT-разработчик программных продуктов для компаний финансового сектора. К концу года коворкинг оказался заполнен целиком", – делится успехами он.
Таким образом, крупный бизнес стал залогом успеха сегмента коворкингов в Петербурге.
Если говорить о крупных корпоративных клиентах коворкингов в разрезе регионов, то ситуация сведется к такому тезису: хорошо там, где они есть.
Например, в Красноярске основными клиентами коворкингов являются малый бизнес и стартапы, индивидуальные мейкеры, мастера, предприниматели. Крупные и давно существующие компании предпочитают снимать офисы и отдельные помещения, объясняет Васильев.
Интересно выглядит картина соотношения местных и иногородних арендаторов коворкингов в регионах.
«
"Самая очевидная тенденция для Краснодара – это доли местного и приезжего населения: на момент открытия у нас было 70% местных клиентов и 30% приезжих или переехавших из других регионов или стран. На 2020 это соотношение кардинально изменилось 80% приезжих и 20% местных клиентов. Основные направления, которые пользуются нашими услугами – IT, дизайн, услуги по автоматизации бизнеса, разработчики игр, архитекторы и так далее", – делится наблюдениями Бакеев.
А вот самые крупные работодатели региона, как правило, используют традиционные офисы, отчасти потому что 99% из них имеют большие площади в собственности, добавляет он.
Про "варягов" – то есть приход крупных иногородних или федеральных компаний – говорят и представители других городов.
К примеру, раньше коворкингами в Нижнем Новгороде интересовались стартапы, которые не уверены в завтрашнем дне и не хотели бы долгосрочных договоров аренды, либо фрилансеры, вспоминает Даниелян. Им коворкинг подходил с точки зрения быстрого открытия и закрытия офиса.
Теперь же этот формат рассматривают местные компании со штатом от 5 до 50 человек, а также большие иногородние компании (причем из сфер, не связанных с IT), которые находятся в другом регионе и здесь имеют удаленных сотрудников. Опять же, причина в быстром размещении штата без головной боли, делится наблюдениями эксперт.
"Рынок коворкингов в Нижнем Новгороде пока не обласкан местными большими компаниями. Системообразующие компании имеют здесь свои здания. Средние и маленькие нижегородские компании тоже цепляются за классические офисы. Однако отмечу, что коворкингами пользуются большие компании из Москвы либо из других городов, которые имеют удаленных сотрудников", – поясняет эксперт.
Похожая ситуация и в Новосибирске, где крупные сделки заключают федеральные компании. " На данный момент мы закрываем сделки крупными игроками, например, ВТБ и
Renaissance Construction", – отмечает Дорофеев.
В Самаре несколько другая ситуация – здесь коворкинги пока справляются и без "варягов".
В городе есть крупные IT-компании, много заводов, которые в перспективе могут стать резидентами коворкингов, рассуждает Паймуков.
"К нам уже поступал запрос от одного крупного завода по поводу размещения одного из отделов в нашем коворкинге второй сети ProfitRooms. Кроме того, в коворкинге "Аник" у нас снимало рабочие места руководство хлебозавода", – добавляет он.
«
Самарские крупные предприятия готовы рассматривать коворкинги для размещения сотрудников. Но им важны те площадки, которые готовы предоставить безопасность IT-систем и решение всех "бытовых" вопросов – именно на это мы делаем упор в новом проекте. Однако, основная их часть пока что предпочитает классические офисы и не рассматривают удаленку, констатирует Паймуков.
Впрочем, пока рано говорить о формировании тренда на изменение портрета арендатора коворкинга в регионах, так как корпоративных клиентов здесь в разы меньше, полагает директор департамента коммерческой недвижимости "Профис Недвижимость" Евгений Попов.
Кроме того, большинство региональных компаний вернуло основную часть своих сотрудников в офисы еще летом прошлого года и пока не задумывается о частичном или постоянном переходе на "удаленку". Да и коворкинги во многих городах – пока новый и не очень понятный для многих компаний формат офисной недвижимости. Да и предложение гибких рабочих пространств в регионах невелико. Поэтому пока "периферийные" коворкинги – это больше прерогатива фрилансеров, рассуждает он.
И все же, с "федералами" или без них, коворкинги процветают там, где смогли привлечь к себе крупный бизнес.
Эксперты офисного рынка достаточно оптимистичны в прогнозах относительно будущего коворкингов в
России, но с оговоркой: в Москве и Петербурге все будет расти и развиваться, а в остальных регионах – как пойдет.
Основными рынками коворкингов в России по-прежнему будут оставаться Москва и Санкт-Петербург. Очевидно, что количество объектов подобного формата, также, как и концептуальная направленность, с учетом роста спроса в ближайшие годы будет динамично увеличиваться. Более активно могут начать развиваться коворкинги и в крупных федеральных центрах и городах-миллионниках, прогнозирует Попов.
В остальных регионах – это нишевый продукт, который пока не может конкурировать с классической офисной недвижимостью, соглашается старший руководитель проектов, направление "Недвижимость" Группы компаний SRG Константин Гнездилов.
Другие эксперты более оптимистичны относительно регионов.
Так, по мнению партнера, руководителя департамента офисной недвижимости
Cushman & Wakefield Натальи Никитиной, сегмент гибких офисов развивается в крупных городах России – Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске. В ряде городов присутствуют международные игроки. Например, офисы под управлением Regus есть в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Челябинске.
Однако в регионах сегмент преимущественно представлен локальными операторами, такими как Names в Екатеринбурге, Тюмени и Ижевске, COWO в Новосибирске, Alliance Business Centers в Казани. Некоторые из этих компаний постепенно расширяют свое присутствие в РФ. Наиболее яркими примерами являются GrowUp и "Практик" – после успешного открытия площадок в Казани и Санкт-Петербурге компании открыли коворкинги в столице, рассказывает она.
Региональный рынок коворкингов не насыщен, поэтому потенциально интересен сетевым игрокам в плане расширения и развития бизнеса, уверена генеральный директор сети премиальных коворкингов Meeting Point Лариса Афанасьева. Со стороны девелоперов и собственников помещений в регионах интерес к гибкому формату также заметно усилился. Возможно, отчасти по причине высокой вакантности в пандемию.
«
"По данным нашего исследования, помимо столичного региона, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Казани, потенциалом обладают еще ряд городов, и это не только миллионники. Например, в топ вышли Калининград, Сочи, Пенза, Краснодар. В этих городах довольно активная бизнес-аудитория при этом интересных проектов в формате коворкинг и/или сервисный офис практически нет, сетевые игроки не представлены", – подчеркивает она.
С другой стороны, сама концепция и идея коворкинга как эффективного формата организации рабочего пространства, становится ближе и понятнее для местного бизнеса, заключает эксперт.