https://realty.ria.ru/20200702/1573774785.html
Укрощение престижа: откуда берется мусор дома и как сократить его объем
Укрощение престижа: откуда берется мусор дома и как сократить его объем - Недвижимость РИА Новости, 28.07.2021
Укрощение престижа: откуда берется мусор дома и как сократить его объем
Одноразовая посуда для вечеринок, детские игрушки на один раз, кофе навынос – именно так, через маленькие и зачастую ненужные покупки, в наших квартирах... Недвижимость РИА Новости, 28.07.2021
2020-07-02T11:12
2020-07-02T11:12
2021-07-28T17:48
москва сегодня: мегаполис для жизни
городское хозяйство москвы
комплекс городского хозяйства москвы
мусор
realty-гид – риа недвижимость
жкх
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/07/02/1573774828_0:0:3116:1753_1920x0_80_0_0_3ee1098c112de747f788c750ea63ef04.jpg
МОСКВА, 2 июл - РИА Недвижимость. Одноразовая посуда для вечеринок, детские игрушки на один раз, кофе навынос – именно так, через маленькие и зачастую ненужные покупки, в наших квартирах накапливается мусор. Импульсивное и неосознанное потребление так давно и прочно вошло в нашу жизнь, что мы даже не замечаем, к какому объему отходов оно приводит. Сайт "РИА Недвижимость" решил разобраться, откуда берется бытовой мусор, как на его объемы влияет потребительский инстинкт и как сам город формирует экологическую сознательность. Почему и зачем мы покупаемСовременное потребление уже достаточно давно "оторвалось" от своей первичной функции – удовлетворения базовых нужд, таких как голод, жажда и необходимость согрева, констатирует социальный психолог Алексей Рощин. Потребительский инстинкт в его нынешнем проявлении в первую очередь направлен на познание окружающего мира через товары и услуги, которые могут похвастаться невиданным еще в прошлом веке разнообразием, объясняет он."Если мы достаточно сыты, согреты и находимся в безопасности, мы настроены на изучение окружающей действительности, хотим познавать новое и напитываться информацией. В современном обществе многие направляют свою познавательную активность на поиск новых товаров и услуг. То есть, удовлетворив базовые потребности, люди переходят к изучению мира через приобретение вещей и продуктов", – говорит эксперт.Со временем потребление приобрело еще и символическое значение – стало способом обозначить свое место в обществе и продемонстрировать статус. Хотя, в сущности, функции вещей и продуктов, и дорогих, и бюджетных, остаются неизменными (еда – для насыщения, одежда – для тепла и гигиены), мы зачастую уделяем больше внимания не материальным свойствам потребления, а его символике."Скажем, у вас есть выбор: купить бутылку вина урожая этого года за небольшую цену или вино урожая условного начала века за значительную сумму. Уже научно доказано, что до 90% людей не способны различать вкусы вина, однако многие из нас предпочтут приобрести второй вариант. Причем, в потребительском плане дорогой продукт – не значит хороший, а в некоторых случаях даже плохой", – объясняет Рощин.Символикой потребления грамотно манипулируют производители и маркетологи, придавая бытовым предметам и продуктам максимально привлекательный и статусный вид. Для этого в первую очередь используется упаковка. Она – первое, на что мы обращаем внимание, и первое же, что летит в мусорное ведро.Экологически безвредная и перерабатываемая упаковка – далеко не редкость в современном мире. Широкое распространение в последние годы получают "кинематографичные" пакеты из коричневой бумаги, возвращаются напитки в стеклянной таре, а в специализированных магазинах овощи и фрукты можно сразу приобрести в многоразовых авоськах.Несмотря на это, самым ходовым материалом для упаковки все еще остается неперерабатываемое сырье – и не без оснований.Привлекательность продуктаПроизводители и ритейлеры зачастую используют небутылочный ПЭТ в качестве упаковки, говорит заместитель гендиректора группы компаний "ЭкоЛайн" Елена Вишнякова. Толщина стенок у изделий из этого материала непредсказуема, упаковка содержит большое количество полимеров, а переработкой занимаются лишь немногие предприятия. Тем не менее материал пользуется большой популярностью, так как упакованная в него продукция выглядит красиво."Все дело во внешнем виде – ПЭТ более прозрачный и светлый и продукция внутри просматривается лучше, чем через более мутный полипропилен", - объясняет она.Кстати, вспоминает Вишнякова, однажды один из представителей крупной кулинарии Москвы, с которым обсуждался переход на более экологичную упаковку, сказал: "Инициатива мне нравится, но когда на прилавке стоит селедка под шубой в контейнере из небутылочного ПЭТ, покупателю видно все слои, и блюдо для него выглядит более "покупабельно".В перечень маркетинговых ходов, которые стимулируют нас покупать, также входят яркие цвета на упаковке, ее необычная фактура, небольшие украшения или подарки, вроде бесплатных брелков и фигурок, и акции в духе "два по цене одного". Последние часто приводят к избыточному потреблению, даже когда в этом нет необходимости. Это, как правило, приводит к быстрой порче продуктов и увеличению объемов мусора.Доставка на домВклад в увеличение количества сложно перерабатываемых отходов приносят и сервисы доставки продуктов и готовой еды на дом. Конечно, для нас это удобно: все привозят быстро, блюда остаются горячими, нет необходимости готовить и мыть посуду. Однако объемы доставочного мусора растут с каждым годом. Особенно заметно это стало во время режима самоизоляции в Москве, отмечает Вишнякова."Даже масок и перчаток на лентах сортировки в какой-то момент оказалось не так много, как упаковок от доставки еды. Речь не про коричневые бумажные пакеты, а про целлофановые "маечки", пластиковые контейнеры и стаканчики из-под кофе. Кстати, даже если сама емкость для напитков бумажная или картонная, внутри у нее – прослойка из пластика, который не дает горячей жидкости протечь", – объясняет она.Детские капризыВ больших семьях дополнительным источником неперерабатываемых отходов становятся, как ни странно, дети. Если взрослый в какой-то момент самостоятельно приходит к осознанному потреблению, то объяснить его необходимость ребенку – задача не из простых.Семейный психолог Татьяна Балашова объясняет: образ жизни современного общества во многом детоцентричен, дети становятся во главу управления семьей, которая старается обеспечивать максимум их потребностей, в том числе сиюминутных."Такова природа ребенка: он растет, впитывает информацию, активно работает познавательная функция. Если он видит что-то новое и интересное – это ему сразу необходимо. Плюс, и самим родителям часто бывает проще купить ребенку очередную машинку или десерт, чтобы он замолчал, вместо того чтобы переключить внимание, поиграть или порисовать с ним. В некоторых случаях работают родительские амбиции: у других детей что-то есть, значит, и у моего должно быть. Таким образом у ребенка может сформироваться неоправданная потребительская позиция", – говорит Балашова.Разумеется, периодически радовать детей случайными покупками необходимо – так они в том числе понимают любовь и накапливают энергию радости. Однако откуп с помощью одноразовых пластмассовых игрушек или очередного мороженого не должен становиться единственным проявлением родительских чувств и удовлетворения потребности ребенка во внимании, подчеркивает Балашова."Детей можно учить осознанному потреблению. Например, направлять фокус внимания не только на материальные ценности, но и эстетические, в частности на красоту и важность природы. С детьми необходимо разговаривать и объяснять. Ценность очередной машинки из магазина вырастет, если ребенок получит ее за хорошо выполненное задание, например, заправит постель. Постоянное же потакание капризам не только скажется на объеме отходов семьи, но и на качестве формирования зрелой личности в ребенке", – рассуждает эксперт.Из чего состоят отходыУважение к окружающей среде действительно формируется в нас с самого детства: родителями, воспитателями, учителями и даже городом, в котором мы живем. Когда на улицах чисто, цветники радуют яркими красками, а через каждые десять метров стоят урны, мало кому захочется портить облик города оберткой, брошенной в траву.На пути формирования экологической сознательности горожан Москва зашла дальше уборки улиц. С 1 января 2020 года в столице стартовала программа раздельного сбора мусора. В жилых дворах обновили контейнерные площадки – на них появились разноцветные емкости для двух видов отходов и памятки с правилами сортировки. В городе организовали двухпоточный вывоз мусора, теперь смешанные отходы и вторсырье вывозят отдельные спецмашины, обращают внимание в комплексе городского хозяйства Москвы. Впрочем, несмотря на создание соответствующей инфраструктуры, далеко не все москвичи стали приверженцами раздельного сбора и осознанного потребления. Кто-то продолжил выбрасывать отходы, как получится, не обращая внимания на пометки на баках. Другие уверены, что раздельный сбор – это сложно, дорого и отнимает слишком много времени. А третьи настолько привыкли покупать и выбрасывать в режиме "как получится", что даже не задумываются о том, почему и как растут объемы бытового мусора. Кстати, основная часть бытовых отходов московских семей – это пластик, его объемы (20-50% которых – неперерабатываемые виды) значительно превышают количество других видов сдаваемого вторсырья: бумаги, картона (менее 10%) и стекла (5%), говорит заместитель генерального директора "ЭкоЛайн".Приоритет в нашем выборе упаковки понятен: во-первых, пластик гораздо легче того же стекла, а значит – сумки с продуктами проще донести до дома. Во-вторых, продукция в такой упаковке зачастую дешевле. Вишнякова подчеркивает: в пластике, как в таковом, нет ничего плохого."Пластик произвел революцию в мире, человечество получило хороший и легкий материал, используемый во всех сферах, и отказываться от него совсем было бы нелогично. Например, медицина – мы же не сможем отказаться от пластиковых шприцов в пользу стеклянных", – поясняет она.Пластиковой чумой современного общества и экологии становится именно одноразовая пластиковая продукция: тарелки, столовые приборы, контейнеры из-под доставки, пакеты, которые бесплатно раздают в магазинах, а также подложки из вспененного полистирола – из него производят крышки для кофейных стаканчиков и подложки для продуктовой нарезки в магазинах. Продукция из полистирола, как правило, живет ровно то количество шагов, которое мы, выпив кофе, проходим от магазина до дома или ближайшей урны.Как уменьшить объем бытовых отходовНа пути к осознанному потреблению и реальным действиям по улучшению окружающей среды нам следует помнить: образование отходов происходит на моменте покупки. Этот принцип лежит в основе системы трех R: reduce (сокращение), reuse (повторное использование), recycle (переработка).Мусорный пакет потребителя начинает формироваться в магазине, и только от покупателя зависит, насколько объемным он будет и какую долю отходов в нем составит полезное вторсырье.Нет импульсивным покупкамЧтобы сократить потенциальное количество бытового мусора, эксперты советуют в первую очередь отказаться от импульсивных и объективно ненужных покупок. Помимо пользы для экологии, осознанный подход к приобретению положительно скажется на кошельке. В продуктовые магазины лучше всего ходить сытым и с заранее составленным списком необходимых продуктов. Это поможет избежать соблазна накупить лишнего. Если есть возможность приобрести товары на развес или без упаковки, ее также стоит рассмотреть.Выбор альтернативыЛучший способ придерживаться принципа "повторное использование" – по максимуму отказаться от одноразового, советует Вишнякова."Вместо бесплатного пакета можно захватить с собой из дома авоську или тканевую сумку, которую не выбросишь сразу после похода за продуктами. Для овощей и фруктов подойдут многоразовые экомешочки. Сейчас они абсолютно доступны и больше не вызывают удивления или непонимания со стороны персонала в магазинах, отношение к потребителю сейчас очень лояльное", – отмечает эксперт.В качестве альтернативы бумажному стаканчику для кофе навынос подойдет термос, который помещается в рюкзак или сумку, или термокружка с плотной крышкой. Многоразовую емкость можно легко найти в любом цвете и дизайне, недостатка в разнообразии вариантов сегодня нет. Кроме того, многие кафе и кофейни Москвы делают скидку клиентам, покупающим кофе навынос в свой стакан.Вишнякова подчеркивает, совсем не обязательно покупать модные приспособления, которые помогают отказаться от одноразового, можно повторно использовать абсолютно обыкновенные предметы."Если человек дошел до осознания, что хочет покупать продукты без упаковки или сократить объем мусора, то он уже понимает, что тарой для крупы может стать условная банка из-под огурцов, которые он купил и съел. Для хранения также подойдут пластиковые контейнеры, их вовсе не обязательно заменять на стеклянные емкости ради экологии. Они служат очень долго, а в дальнейшем могут быть переработаны", – рассуждает она.Креативное применениеПри достаточно развитых творческих способностях бытовые отходы можно использовать для создания совершенно новых предметов. Необычно оформленные стеклянные емкости могут заменить вазы или подсвечники, алюминий и пластик – стать необычными арт-объектами или поделками. Нестандартное применение самых обычных материалов, в частности, широко распространено в сфере экологического дизайна: например, когда кусок старой трубы интегрируют в предмет мебели, а осколки зеркала – в картину, и бывший мусор не только обретает новую жизнь, но и высокую стоимость.Однако даже при строгом соблюдении всех рекомендаций образования бытовых отходов не избежать. Чтобы обеспечить их грамотную утилизацию и переработку, необходимо ознакомиться с правилами раздельного сбора.Как разделять бытовые отходыВишнякова подчеркивает, стать человеком "ноль отходов", у которого за год собирается пол-литровая банка неперерабатываемого мусора, сразу не получится и задаваться такой целью на старте не стоит – можно быстро потерять интерес."Такие люди действительно существуют, но это уже другая ступень осознанности, фактически образ жизни. Новичкам же необходимо создать двухпоточную систему – проще говоря, добавить на кухне или в любом другом удобном месте емкость под перерабатываемое сырье и складывать туда стекло, бумагу и пластик", – утверждает эксперт.Приступая к раздельному сбору, совсем не обязательно досконально знать разницу между всеми видами пластика – знакомство с особенностями упаковки можно отложить на более позднее время. Первый принцип раздельного сбора – сортировка смешанных отходов (органические и пищевые, средства личной гигиены) и вторсырья (стекло, пластик, металл, бумага, картон).Прежде чем класть вторсырье в пакет, его обязательно нужно промыть – фракции должны поступать на переработку без остатков пищевых отходов. Для компактности и удобного хранения сырье лучше немного спрессовать. У этого процесса даже есть терапевтический эффект. Например, когда грустно, на пакете с бумагой и пластиком можно попрыгать и сделать два дела одновременно: и расслабиться, и уменьшить объем отходов, отмечает Вишнякова.Еще один плюс сбора вторсырья – помытые предметы, в отличие от смешанных отходов, можно накапливать до заполнения емкости или пакета и только потом выбрасывать.Куда уходит мусорКак уже отмечалось, с 1 января 2020 года в Москве стартовала программа по раздельному сбору мусора и на всех контейнерных площадках города установили по два контейнера разных цветов – под вторсырье (синий) и смешанные отходы (серый).Перерабатываемый мусор следует выбрасывать в емкость синего цвета, смешанный – в серый. Для наглядности на контейнеры нанесены надписи и условные обозначения отходов, также на многих площадках развешаны небольшие памятки с основными правилами раздельного сбора. Смешанные отходы можно по-прежнему выкидывать в мусоропровод и выносить к уличным контейнерам только вторсырье."Принципиально в жизни москвичей с внедрением программы раздельного сбора ничего не меняется, так как экологически ответственное поведение — это добровольная гражданская позиция. Основные задачи города в этом отношении — обеспечить доступность инфраструктуры, обслуживать системы раздельного сбора и принять меры по повышению экологической грамотности москвичей. Этим мы сейчас и занимаемся. Под раздельный сбор мусора на контейнерных площадках Москвы к старту программы установили более 22 тысяч серых и синих контейнеров".Мусор из контейнеров забирают на двух разных машинах: синие мусоровозы вывозят вторсырье, серые – смешанные отходы. На пунктах сортировки мусор также разбирают по двум потокам, из перерабатываемых фракций формируют партии, которые в дальнейшем используют производители продукции из вторсырья."Мы отбираем 25 фракций, из них только 13 видов пластика. Даже если вы не знаете, перерабатывается ли вот эта конкретная пластиковая упаковка, положите ее в пакет с сухим вторсырьем – специалисты на сортировке разберутся", – советует Вишнякова. Привычка разделять мусор, по оценкам эксперта, формируется, как и любая другая, примерно за три недели. Ключевые пункты в процессе – простая и удобная схема сбора, системность и поддержка окружающих, особенно в больших семьях.Вишнякова напоминает: формируя принципы осознанного потребления и переходя к раздельному сбору, не стоит задаваться целью стать идеальным "зеленым человеком"."Это как со здоровым образом жизни. Если сегодня ты ешь свиные ребрышки, заедая их тортом "Наполеон", а с завтрашнего дня переходишь исключительно на творог, долго не продержишься. Уже к концу недели сорвешься. То же и с раздельным сбором. Подходить к нему стоит маленькими шагами, постепенно формируя привычку. Настроиться нужно так: "Вот сегодня произвел меньше мусора, отделил вторсырье. Сегодня я – молодец". И тогда все получится", – заключает эксперт.
https://realty.ria.ru/20191111/1560795117.html
https://realty.ria.ru/20200414/1569978424.html
https://realty.ria.ru/20191212/1562319252.html
https://realty.ria.ru/20191015/1559801570.html
https://realty.ria.ru/20191212/1562281160.html
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
Полина Ермилова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/1c/1743316116_94:0:837:743_100x100_80_0_0_8edd2bbcc5c532404275d37760e5fcd0.jpg
Полина Ермилова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/1c/1743316116_94:0:837:743_100x100_80_0_0_8edd2bbcc5c532404275d37760e5fcd0.jpg
Новости
ru-RU
https://realty.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/07/02/1573774828_385:0:3116:2048_1920x0_80_0_0_d26ebe12ea142a2d78ef8660bd7b429e.jpgНедвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Полина Ермилова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/1c/1743316116_94:0:837:743_100x100_80_0_0_8edd2bbcc5c532404275d37760e5fcd0.jpg
городское хозяйство москвы, комплекс городского хозяйства москвы, мусор, realty-гид – риа недвижимость, жкх
Москва Сегодня: мегаполис для жизни, Городское хозяйство Москвы, Комплекс городского хозяйства Москвы, Мусор, Realty-гид – РИА Недвижимость, ЖКХ
МОСКВА, 2 июл - РИА Недвижимость. Одноразовая посуда для вечеринок, детские игрушки на один раз, кофе навынос – именно так, через маленькие и зачастую ненужные покупки, в наших квартирах накапливается мусор. Импульсивное и неосознанное потребление так давно и прочно вошло в нашу жизнь, что мы даже не замечаем, к какому объему отходов оно приводит. Сайт "РИА Недвижимость" решил разобраться, откуда берется бытовой мусор, как на его объемы влияет потребительский инстинкт и как сам город формирует экологическую сознательность.
Почему и зачем мы покупаем
Современное потребление уже достаточно давно "оторвалось" от своей первичной функции – удовлетворения базовых нужд, таких как голод, жажда и необходимость согрева, констатирует социальный психолог Алексей Рощин. Потребительский инстинкт в его нынешнем проявлении в первую очередь направлен на познание окружающего мира через товары и услуги, которые могут похвастаться невиданным еще в прошлом веке разнообразием, объясняет он.
«
"Если мы достаточно сыты, согреты и находимся в безопасности, мы настроены на изучение окружающей действительности, хотим познавать новое и напитываться информацией. В современном обществе многие направляют свою познавательную активность на поиск новых товаров и услуг. То есть, удовлетворив базовые потребности, люди переходят к изучению мира через приобретение вещей и продуктов", – говорит эксперт.
Алексей Рощин
Cоциальный психолог
Со временем потребление приобрело еще и символическое значение – стало способом обозначить свое место в обществе и продемонстрировать статус. Хотя, в сущности, функции вещей и продуктов, и дорогих, и бюджетных, остаются неизменными (еда – для насыщения, одежда – для тепла и гигиены), мы зачастую уделяем больше внимания не материальным свойствам потребления, а его символике.
"Скажем, у вас есть выбор: купить бутылку вина урожая этого года за небольшую цену или вино урожая условного начала века за значительную сумму. Уже научно доказано, что до 90% людей не способны различать вкусы вина, однако многие из нас предпочтут приобрести второй вариант. Причем, в потребительском плане дорогой продукт – не значит хороший, а в некоторых случаях даже плохой", – объясняет Рощин.
Символикой потребления грамотно манипулируют производители и маркетологи, придавая бытовым предметам и продуктам максимально привлекательный и статусный вид. Для этого в первую очередь используется упаковка. Она – первое, на что мы обращаем внимание, и первое же, что летит в мусорное ведро.
Экологически безвредная и перерабатываемая упаковка – далеко не редкость в современном мире. Широкое распространение в последние годы получают "кинематографичные" пакеты из коричневой бумаги, возвращаются напитки в стеклянной таре, а в специализированных магазинах овощи и фрукты можно сразу приобрести в многоразовых авоськах.
Несмотря на это, самым ходовым материалом для упаковки все еще остается неперерабатываемое сырье – и не без оснований.
Привлекательность продукта
Производители и ритейлеры зачастую используют небутылочный ПЭТ в качестве упаковки, говорит заместитель гендиректора группы компаний "ЭкоЛайн" Елена Вишнякова. Толщина стенок у изделий из этого материала непредсказуема, упаковка содержит большое количество полимеров, а переработкой занимаются лишь немногие предприятия. Тем не менее материал пользуется большой популярностью, так как упакованная в него продукция выглядит красиво.
"Все дело во внешнем виде – ПЭТ более прозрачный и светлый и продукция внутри просматривается лучше, чем через более мутный полипропилен", - объясняет она.
Кстати, вспоминает Вишнякова, однажды один из представителей крупной кулинарии Москвы, с которым обсуждался переход на более экологичную упаковку, сказал: "Инициатива мне нравится, но когда на прилавке стоит селедка под шубой в контейнере из небутылочного ПЭТ, покупателю видно все слои, и блюдо для него выглядит более "покупабельно".
Помимо упаковки, значительный объем отходов составляют традиционные рекламные инструменты: листовки, флаеры, купоны и журналы с акциями продуктовых магазинов. Материалы, которые побуждают покупать, оказываются на лентах сортировочных центров даже быстрее, чем приобретенная продукция. В перспективе развитие цифровых купонов и электронных промокодов может помочь снизить объемы маркетингового мусора, однако не все производители и ритейлеры готовы отказаться от привычной и наглядной рекламы.
РазвернутьСвернуть
В перечень маркетинговых ходов, которые стимулируют нас покупать, также входят яркие цвета на упаковке, ее необычная фактура, небольшие украшения или подарки, вроде бесплатных брелков и фигурок, и акции в духе "два по цене одного". Последние часто приводят к избыточному потреблению, даже когда в этом нет необходимости. Это, как правило, приводит к быстрой порче продуктов и увеличению объемов мусора.
Вклад в увеличение количества сложно перерабатываемых отходов приносят и сервисы доставки продуктов и готовой еды на дом. Конечно, для нас это удобно: все привозят быстро, блюда остаются горячими, нет необходимости готовить и мыть посуду. Однако объемы доставочного мусора растут с каждым годом. Особенно заметно это стало во время режима самоизоляции в Москве, отмечает Вишнякова.
"Даже масок и перчаток на лентах сортировки в какой-то момент оказалось не так много, как упаковок от доставки еды. Речь не про коричневые бумажные пакеты, а про целлофановые "маечки", пластиковые контейнеры и стаканчики из-под кофе. Кстати, даже если сама емкость для напитков бумажная или картонная, внутри у нее – прослойка из пластика, который не дает горячей жидкости протечь", – объясняет она.
Тем не менее, есть и позитивные сдвиги в сложившемся противостоянии маркетинга и внимания к проблемам экологии. Например, зеленое движение ЭКА запустило проект, в рамках которого потребители могут писать производителям письма с просьбами перейти на перерабатываемые фракции для упаковки. Аналогичную инициативу продвигает движение "РазДельный Сбор".
"Действительно, были случаи, когда такие обращения помогали улучшать бизнес. Стоит отметить, что и представители бизнеса нередко обращаются за помощью в этой сфере. То, что ритейлеры действуют с позиции маркетинга – это нормально, но еще лучше, когда они сами в какой-то момент говорят: "Реклама – это замечательно, но теперь давайте подумаем об устойчивом развитии", – делится опытом Вишнякова.
РазвернутьСвернуть
В больших семьях дополнительным источником неперерабатываемых отходов становятся, как ни странно, дети. Если взрослый в какой-то момент самостоятельно приходит к осознанному потреблению, то объяснить его необходимость ребенку – задача не из простых.
Семейный психолог Татьяна Балашова объясняет: образ жизни современного общества во многом детоцентричен, дети становятся во главу управления семьей, которая старается обеспечивать максимум их потребностей, в том числе сиюминутных.
"Такова природа ребенка: он растет, впитывает информацию, активно работает познавательная функция. Если он видит что-то новое и интересное – это ему сразу необходимо. Плюс, и самим родителям часто бывает проще купить ребенку очередную машинку или десерт, чтобы он замолчал, вместо того чтобы переключить внимание, поиграть или порисовать с ним. В некоторых случаях работают родительские амбиции: у других детей что-то есть, значит, и у моего должно быть. Таким образом у ребенка может сформироваться неоправданная потребительская позиция", – говорит Балашова.
Разумеется, периодически радовать детей случайными покупками необходимо – так они в том числе понимают любовь и накапливают энергию радости. Однако откуп с помощью одноразовых пластмассовых игрушек или очередного мороженого не должен становиться единственным проявлением родительских чувств и удовлетворения потребности ребенка во внимании, подчеркивает Балашова.
«
"Детей можно учить осознанному потреблению. Например, направлять фокус внимания не только на материальные ценности, но и эстетические, в частности на красоту и важность природы. С детьми необходимо разговаривать и объяснять. Ценность очередной машинки из магазина вырастет, если ребенок получит ее за хорошо выполненное задание, например, заправит постель. Постоянное же потакание капризам не только скажется на объеме отходов семьи, но и на качестве формирования зрелой личности в ребенке", – рассуждает эксперт.
Татьяна Балашова
Семейный психолог
Уважение к окружающей среде действительно формируется в нас с самого детства: родителями, воспитателями, учителями и даже городом, в котором мы живем. Когда на улицах чисто, цветники радуют яркими красками, а через каждые десять метров стоят урны, мало кому захочется портить облик города оберткой, брошенной в траву.
На пути формирования экологической сознательности горожан Москва зашла дальше уборки улиц. С 1 января 2020 года в столице стартовала программа раздельного сбора мусора. В жилых дворах обновили контейнерные площадки – на них появились разноцветные емкости для двух видов отходов и памятки с правилами сортировки. В городе организовали двухпоточный вывоз мусора, теперь смешанные отходы и вторсырье вывозят отдельные спецмашины, обращают внимание в комплексе городского хозяйства Москвы.
Впрочем, несмотря на создание соответствующей инфраструктуры, далеко не все москвичи стали приверженцами раздельного сбора и осознанного потребления. Кто-то продолжил выбрасывать отходы, как получится, не обращая внимания на пометки на баках. Другие уверены, что раздельный сбор – это сложно, дорого и отнимает слишком много времени. А третьи настолько привыкли покупать и выбрасывать в режиме "как получится", что даже не задумываются о том, почему и как растут объемы бытового мусора.
Кстати, основная часть бытовых отходов московских семей – это пластик, его объемы (20-50% которых – неперерабатываемые виды) значительно превышают количество других видов сдаваемого вторсырья: бумаги, картона (менее 10%) и стекла (5%), говорит заместитель генерального директора "ЭкоЛайн".
Приоритет в нашем выборе упаковки понятен: во-первых, пластик гораздо легче того же стекла, а значит – сумки с продуктами проще донести до дома. Во-вторых, продукция в такой упаковке зачастую дешевле.
Вишнякова подчеркивает: в пластике, как в таковом, нет ничего плохого.
«
"Пластик произвел революцию в мире, человечество получило хороший и легкий материал, используемый во всех сферах, и отказываться от него совсем было бы нелогично. Например, медицина – мы же не сможем отказаться от пластиковых шприцов в пользу стеклянных", – поясняет она.
Елена Вишнякова
Заместитель гендиректора группы компаний "ЭкоЛайн"
Пластиковой чумой современного общества и экологии становится именно одноразовая пластиковая продукция: тарелки, столовые приборы, контейнеры из-под доставки, пакеты, которые бесплатно раздают в магазинах, а также подложки из вспененного полистирола – из него производят крышки для кофейных стаканчиков и подложки для продуктовой нарезки в магазинах. Продукция из полистирола, как правило, живет ровно то количество шагов, которое мы, выпив кофе, проходим от магазина до дома или ближайшей урны.
Как уменьшить объем бытовых отходов
На пути к осознанному потреблению и реальным действиям по улучшению окружающей среды нам следует помнить: образование отходов происходит на моменте покупки. Этот принцип лежит в основе системы трех R: reduce (сокращение), reuse (повторное использование), recycle (переработка).
Мусорный пакет потребителя начинает формироваться в магазине, и только от покупателя зависит, насколько объемным он будет и какую долю отходов в нем составит полезное вторсырье.
Нет импульсивным покупкам
Чтобы сократить потенциальное количество бытового мусора, эксперты советуют в первую очередь отказаться от импульсивных и объективно ненужных покупок. Помимо пользы для экологии, осознанный подход к приобретению положительно скажется на кошельке. В продуктовые магазины лучше всего ходить сытым и с заранее составленным списком необходимых продуктов. Это поможет избежать соблазна накупить лишнего. Если есть возможность приобрести товары на развес или без упаковки, ее также стоит рассмотреть.
Лучший способ придерживаться принципа "повторное использование" – по максимуму отказаться от одноразового, советует Вишнякова.
«
"Вместо бесплатного пакета можно захватить с собой из дома авоську или тканевую сумку, которую не выбросишь сразу после похода за продуктами. Для овощей и фруктов подойдут многоразовые экомешочки. Сейчас они абсолютно доступны и больше не вызывают удивления или непонимания со стороны персонала в магазинах, отношение к потребителю сейчас очень лояльное", – отмечает эксперт.
Елена Вишнякова
Заместитель гендиректора группы компаний "ЭкоЛайн"
В качестве альтернативы бумажному стаканчику для кофе навынос подойдет термос, который помещается в рюкзак или сумку, или термокружка с плотной крышкой. Многоразовую емкость можно легко найти в любом цвете и дизайне, недостатка в разнообразии вариантов сегодня нет. Кроме того, многие кафе и кофейни Москвы делают скидку клиентам, покупающим кофе навынос в свой стакан.
Вишнякова подчеркивает, совсем не обязательно покупать модные приспособления, которые помогают отказаться от одноразового, можно повторно использовать абсолютно обыкновенные предметы.
"Если человек дошел до осознания, что хочет покупать продукты без упаковки или сократить объем мусора, то он уже понимает, что тарой для крупы может стать условная банка из-под огурцов, которые он купил и съел. Для хранения также подойдут пластиковые контейнеры, их вовсе не обязательно заменять на стеклянные емкости ради экологии. Они служат очень долго, а в дальнейшем могут быть переработаны", – рассуждает она.
При достаточно развитых творческих способностях бытовые отходы можно использовать для создания совершенно новых предметов. Необычно оформленные стеклянные емкости могут заменить вазы или подсвечники, алюминий и пластик – стать необычными арт-объектами или поделками. Нестандартное применение самых обычных материалов, в частности, широко распространено в сфере экологического дизайна: например, когда кусок старой трубы интегрируют в предмет мебели, а осколки зеркала – в картину, и бывший мусор не только обретает новую жизнь, но и высокую стоимость.
Однако даже при строгом соблюдении всех рекомендаций образования бытовых отходов не избежать. Чтобы обеспечить их грамотную утилизацию и переработку, необходимо ознакомиться с правилами раздельного сбора.
Как разделять бытовые отходы
Вишнякова подчеркивает, стать человеком "ноль отходов", у которого за год собирается пол-литровая банка неперерабатываемого мусора, сразу не получится и задаваться такой целью на старте не стоит – можно быстро потерять интерес.
"Такие люди действительно существуют, но это уже другая ступень осознанности, фактически образ жизни. Новичкам же необходимо создать двухпоточную систему – проще говоря, добавить на кухне или в любом другом удобном месте емкость под перерабатываемое сырье и складывать туда стекло, бумагу и пластик", – утверждает эксперт.
Приступая к раздельному сбору, совсем не обязательно досконально знать разницу между всеми видами пластика – знакомство с особенностями упаковки можно отложить на более позднее время. Первый принцип раздельного сбора – сортировка смешанных отходов (органические и пищевые, средства личной гигиены) и вторсырья (стекло, пластик, металл, бумага, картон).
Прежде чем класть вторсырье в пакет, его обязательно нужно промыть – фракции должны поступать на переработку без остатков пищевых отходов. Для компактности и удобного хранения сырье лучше немного спрессовать. У этого процесса даже есть терапевтический эффект. Например, когда грустно, на пакете с бумагой и пластиком можно попрыгать и сделать два дела одновременно: и расслабиться, и уменьшить объем отходов, отмечает Вишнякова.
Еще один плюс сбора вторсырья – помытые предметы, в отличие от смешанных отходов, можно накапливать до заполнения емкости или пакета и только потом выбрасывать.
Как уже отмечалось, с 1 января 2020 года в Москве стартовала программа по раздельному сбору мусора и на всех контейнерных площадках города установили по два контейнера разных цветов – под вторсырье (синий) и смешанные отходы (серый).
Перерабатываемый мусор следует выбрасывать в емкость синего цвета, смешанный – в серый. Для наглядности на контейнеры нанесены надписи и условные обозначения отходов, также на многих площадках развешаны небольшие памятки с основными правилами раздельного сбора. Смешанные отходы можно по-прежнему выкидывать в мусоропровод и выносить к уличным контейнерам только вторсырье.
«
"Принципиально в жизни москвичей с внедрением программы раздельного сбора ничего не меняется, так как экологически ответственное поведение — это добровольная гражданская позиция. Основные задачи города в этом отношении — обеспечить доступность инфраструктуры, обслуживать системы раздельного сбора и принять меры по повышению экологической грамотности москвичей. Этим мы сейчас и занимаемся. Под раздельный сбор мусора на контейнерных площадках Москвы к старту программы установили более 22 тысяч серых и синих контейнеров".
Петр Бирюков
Заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства
Мусор из контейнеров забирают на двух разных машинах: синие мусоровозы вывозят вторсырье, серые – смешанные отходы. На пунктах сортировки мусор также разбирают по двум потокам, из перерабатываемых фракций формируют партии, которые в дальнейшем используют производители продукции из вторсырья.
"Мы отбираем 25 фракций, из них только 13 видов пластика. Даже если вы не знаете, перерабатывается ли вот эта конкретная пластиковая упаковка, положите ее в пакет с сухим вторсырьем – специалисты на сортировке разберутся", – советует Вишнякова.
Привычка разделять мусор, по оценкам эксперта, формируется, как и любая другая, примерно за три недели. Ключевые пункты в процессе – простая и удобная схема сбора, системность и поддержка окружающих, особенно в больших семьях.
Вишнякова напоминает: формируя принципы осознанного потребления и переходя к раздельному сбору, не стоит задаваться целью стать идеальным "зеленым человеком".
"Это как со здоровым образом жизни. Если сегодня ты ешь свиные ребрышки, заедая их тортом "Наполеон", а с завтрашнего дня переходишь исключительно на творог, долго не продержишься. Уже к концу недели сорвешься. То же и с раздельным сбором. Подходить к нему стоит маленькими шагами, постепенно формируя привычку. Настроиться нужно так: "Вот сегодня произвел меньше мусора, отделил вторсырье. Сегодня я – молодец". И тогда все получится", – заключает эксперт.