14:12 15.05.2020
(обновлено: 14:58 15.05.2020)
Чуть меньше века: московскому метро 85 лет
© РИА Новости / Кирилл Каллиников | Перейти в медиабанкСтроительство станции "Ржевская" Большой кольцевой линии метро
![Строительство станции Ржевская Большой кольцевой линии метро Строительство станции Ржевская Большой кольцевой линии метро](https://cdnn21.img.ria.ru/images/156249/54/1562495420_0:161:3071:1888_650x0_80_0_0_6589dd8fcd52a998edaa8b29f1b9145f.jpg)
Московскому метрополитену исполняется 85 лет. В течение всего времени существования "подземку" сопровождали различные мифы и диковатые конспирологические теории. В них многие продолжают верить! Но при этом многие абсолютно реальные факты о метро кажутся настолько удивительными, что их легко спутать с самой изощренной мифологией. Сайт "РИА Недвижимость" рассказывает удивительные истории о метрополитене, которые по своим сюжетам способны переплюнуть любые сказки.
Низвержение в бездну
Метро в Москве могло бы сейчас отмечать куда более внушительную дату, если бы не вмешались очень суровые противники: церковь и трамвай.
Итак, впервые о строительстве подземного транспорта в Москве заговорили в 1890 году – тогда же были созданы первые проекты. Однако эти планы вызвали возмущение церковных служителей: "человек, созданный по образу и подобию божьему, может унизить себя, спустившись в преисподнюю", – вот такого отзыва удостоились первые планы по строительству подземки.
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкГруппа комсомольцев-метростроевцев читает листовки, выпущенные выездной бригадой "Комсомольской правды".
![Группа комсомольцев-метростроевцев читает листовки, выпущенные выездной бригадой Комсомольской правды. Группа комсомольцев-метростроевцев читает листовки, выпущенные выездной бригадой Комсомольской правды.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0f/1571496750_0:466:2048:1618_768x0_80_0_0_6fe02595c24688dd0395d935740863ae.jpg)
Группа комсомольцев-метростроевцев читает листовки, выпущенные выездной бригадой "Комсомольской правды".
1 из 5
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкПервый поезд Московского метро совершает пробный рейс.
![Первый поезд Московского метро совершает пробный рейс Первый поезд Московского метро совершает пробный рейс](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0f/1571496949_0:185:2985:1864_768x0_80_0_0_4c4ea2fb8691392b249322eb69303512.jpg)
Первый поезд Московского метро совершает пробный рейс.
2 из 5
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкОткрытое строительство шахты метрополитена в Москве.
![Открытое строительство шахты метрополитена в Москве Открытое строительство шахты метрополитена в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0f/1571497070_0:318:2509:1729_768x0_80_0_0_e6ec2566c14fc89f786d96740f9e5890.jpg)
Открытое строительство шахты метрополитена в Москве.
3 из 5
© РИА Новости / Борис Приходько | Перейти в медиабанкСтроительство станции Сокольнической линии московского метрополитена "Ленинские горы" (ныне "Воробьевы горы") в 1958 году.
![Строительство станции Сокольнической линии московского метрополитена Ленинские горы (ныне Воробьевы горы) в 1958 году Строительство станции Сокольнической линии московского метрополитена Ленинские горы (ныне Воробьевы горы) в 1958 году](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0f/1571497147_0:889:2048:2041_768x0_80_0_0_b0dd4425a1332cc83bd752be83eac00f.jpg)
Строительство станции Сокольнической линии московского метрополитена "Ленинские горы" (ныне "Воробьевы горы") в 1958 году.
4 из 5
![Пассажиры московского метрополитена. Пассажиры московского метрополитена.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0f/1571497248_0:38:2952:1698_768x0_80_0_0_8509bead8b3ab91787fc1952c7666d3d.jpg)
Группа комсомольцев-метростроевцев читает листовки, выпущенные выездной бригадой "Комсомольской правды".
1 из 5
Первый поезд Московского метро совершает пробный рейс.
2 из 5
Открытое строительство шахты метрополитена в Москве.
3 из 5
Строительство станции Сокольнической линии московского метрополитена "Ленинские горы" (ныне "Воробьевы горы") в 1958 году.
4 из 5
Второй раз метро попытались построить в самом начале двадцатого века. Потребность назрела уже основательно, Москва разрасталась и стояла в пробках (хотя этот термин еще не изобрели, да и пробки были другого масштаба). Тогда был предложен новый проект, с центральной станцией аж на Красной площади, вагонами первого, второго и третьего класса, причем поезда должны были в основном кататься по высоким эстакадам, и лишь иногда "нырять" под землю.
Проект отклонили, поскольку на городскую думу оказывало сильное давление "трамвайное лобби" – нет, не урбанисты (их тогда тоже еще не изобрели), а производители трамваев. Да и прибыль городу этот транспорт приносил немалую.
Власть и подземелье
К реализации идеи метро в Москве вернулись в начале 30-х годов. Изначальный проект предполагал, что это будет все-таки наземный транспорт, вроде городской электрички, который будет "заныривать" под землю только в центре.
Правда инженер Вениамин Маковский предложил закопать пути и поезда под землю аж на 35 метров, но его осадили, мол, не было еще такого, и не стоит начинать. Но неожиданно идею одобрил сам Иосиф Сталин. После этого проект метро глубокого заложения был создан всего за неделю.
Дальнейшее строительство тоже проходило в невиданном темпе: на строительство подземки привлекли большие отряды добровольцев, и в результате первые 17 (точнее, 16,8) километров построили всего за два года.
Тайна имени
В отличие от Петербурга, который неоднократно менял свое имя, Москва всегда была Москвой, а вот у метрополитена была куда более насыщенная на именования судьба.
Например, первые 20 лет своей жизни он был "имени Кагановича", и только в 1955 году получил привычное сейчас название "Метрополитен имени Ленина".
© РИА Новости / Юрий Абрамочкин | Перейти в медиабанкУ станции метро "Лермонтовская" (ныне "Красные ворота") в Москве.
![У станции метро Лермонтовская (ныне Красные ворота) в Москве У станции метро Лермонтовская (ныне Красные ворота) в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0f/1571497661_0:258:2721:1789_768x0_80_0_0_e606835c039083461e8d17d24c20408c.jpg)
У станции метро "Лермонтовская" (ныне "Красные ворота") в Москве.
1 из 5
© РИА Новости / Сикорский | Перейти в медиабанкСтанция метро "Библиотека имени В.И.Ленина" в Москве.
![Станция метро Библиотека имени В.И.Ленина в Москве. Станция метро Библиотека имени В.И.Ленина в Москве.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0f/1571497725_0:471:2047:1622_768x0_80_0_0_9abd8d8a621de1bf85743344ac25176f.jpg)
Станция метро "Библиотека имени В.И.Ленина" в Москве.
2 из 5
© РИА Новости / Михаил Кухтарев | Перейти в медиабанкПервый поезд на открывшейся станции метро "Площадь Ногина" (с 1990 года -"Китай-город") в Москве.
![Первый поезд на открывшейся станции метро Площадь Ногина (с 1990 года -Китай-город) в Москве Первый поезд на открывшейся станции метро Площадь Ногина (с 1990 года -Китай-город) в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0f/1571497774_0:165:3055:1883_768x0_80_0_0_28566edadb884c0057bd093db9117edb.jpg)
Первый поезд на открывшейся станции метро "Площадь Ногина" (с 1990 года -"Китай-город") в Москве.
3 из 5
© РИА Новости / Владислав Шидловский | Перейти в медиабанкСтроители новой ветки метро во время обеда.
![Строители новой ветки метро во время обеда. Строители новой ветки метро во время обеда.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0f/1571497810_0:481:2047:1632_768x0_80_0_0_908e675294863df399bcb59b9b618f2e.jpg)
Строители новой ветки метро во время обеда.
4 из 5
© РИА Новости / Юрий Артамонов | Перейти в медиабанкМойка вагонов метро. Московский метрополитен имени В.И. Ленина.
![Мойка вагонов метро. Московский метрополитен имени В.И. Ленина. Мойка вагонов метро. Московский метрополитен имени В.И. Ленина.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0f/1571497901_0:471:2049:1623_768x0_80_0_0_34ff4d6408214936c47e3efc9a27c7f6.jpg)
Мойка вагонов метро. Московский метрополитен имени В.И. Ленина.
5 из 5
У станции метро "Лермонтовская" (ныне "Красные ворота") в Москве.
1 из 5
Станция метро "Библиотека имени В.И.Ленина" в Москве.
2 из 5
Первый поезд на открывшейся станции метро "Площадь Ногина" (с 1990 года -"Китай-город") в Москве.
3 из 5
Строители новой ветки метро во время обеда.
4 из 5
Мойка вагонов метро. Московский метрополитен имени В.И. Ленина.
5 из 5
Отдельные станции тоже меняли свое название. Так, "Красные ворота" с 1962 по 1986 годы носила название "Лермонтовская".
С "Охотным рядом" было веселее. В том же 1955 году, когда метрополитен стал "имени Ленина", станция получила название "Имени Кагановича". Оно продержалось только до 1957 года, а потом вернулся "Охотный ряд", но тоже ненадолго – до 1961 года, когда многострадальную станцию опять переименовали – на сей раз в "Проспект Маркса", и только в 1990 она снова стала "Охотным рядом".
Новые кольца
В наши дни метро вышло из подземелья. Сперва к нему добавилось МЦК – полностью наземное кольцо, интегрированное в систему метрополитена. Его общая протяженность составляет 54 километра, на которых расположены 31 станция. Линия работает с 2016 года.
Сейчас строится еще и БКЛ – самое большое из метроколец, протяженность которого составит порядка 70 километров. Оно соединит отдаленные районы столицы огромным кругом, завершение этого строительства запланировано на 2022-2023 годы.
© РИА Новости / Владимир Сергеев | Перейти в медиабанк
Пассажир на перроне станции "Савеловская" Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метрополитена, ранее носившей название "Нижняя Масловка".
![Станция Савеловская Большой кольцевой линии Станция Савеловская Большой кольцевой линии](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0f/1571498478_0:160:3072:1888_768x0_80_0_0_11dfd254c318f757e1fde1075416a46d.jpg)
Пассажир на перроне станции "Савеловская" Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метрополитена, ранее носившей название "Нижняя Масловка".
1 из 5
© РИА Новости / Евгений Одиноков | Перейти в медиабанкМодели в форме сотрудниц Московского метрополитена на фоне инсталляции, приуроченной к запуску тематического поезда "Московский предприниматель".
![Запуск поезда Московский предприниматель Запуск поезда Московский предприниматель](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0f/1571498658_0:27:2720:1557_768x0_80_0_0_d7b8b92db124cf35247b38576691a360.jpg)
Модели в форме сотрудниц Московского метрополитена на фоне инсталляции, приуроченной к запуску тематического поезда "Московский предприниматель".
2 из 5
© РИА Новости / Евгений Одиноков | Перейти в медиабанкТематический поезд метро "Король баттерфляя" в депо "Красная Пресня", посвященный плаванию в стиле баттерфляй и советскому рекордсмену мира в этом виде спорта - Семену Петровичу Бойченко.
![Запуск тематического поезда метро Король баттерфляя Запуск тематического поезда метро Король баттерфляя](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0f/1571498741_0:365:2990:2047_768x0_80_0_0_691dde3d3c5273affc9e2ad718074a1b.jpg)
Тематический поезд метро "Король баттерфляя" в депо "Красная Пресня", посвященный плаванию в стиле баттерфляй и советскому рекордсмену мира в этом виде спорта - Семену Петровичу Бойченко.
3 из 5
![Система вентиляции в московском метро Система вентиляции в московском метро](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0f/1571498822_0:161:3071:1888_768x0_80_0_0_66c35143aa1b43aba756e83b450bfeb1.jpg)
Система вентиляции в Московском метрополитене.
4 из 5
© РИА Новости / Кирилл Каллиников | Перейти в медиабанкРабочие на строительной площадке станции метро "Ржевская" Большой кольцевой линии (БКЛ) в Москве.
![Строительство московского метро Строительство московского метро](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/0f/1571498880_0:320:3072:2048_768x0_80_0_0_f0164b2b02ad257a7fab1708ae961d30.jpg)
Рабочие на строительной площадке станции метро "Ржевская" Большой кольцевой линии (БКЛ) в Москве.
5 из 5
Пассажир на перроне станции "Савеловская" Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метрополитена, ранее носившей название "Нижняя Масловка".
1 из 5
Модели в форме сотрудниц Московского метрополитена на фоне инсталляции, приуроченной к запуску тематического поезда "Московский предприниматель".
2 из 5
Тематический поезд метро "Король баттерфляя" в депо "Красная Пресня", посвященный плаванию в стиле баттерфляй и советскому рекордсмену мира в этом виде спорта - Семену Петровичу Бойченко.
3 из 5
Система вентиляции в Московском метрополитене.
4 из 5
Рабочие на строительной площадке станции метро "Ржевская" Большой кольцевой линии (БКЛ) в Москве.
5 из 5
На сегодняшний день московский метрополитен состоит из 15 линий и 275 станций. Его строительство продолжалось и продолжается даже в самые тяжелые годы: и во время Второй Мировой войны, и сейчас, в период борьбы с новым вирусом. В текущем году планируется открыть 9 новых станций, из которых 6 уже начали работу. В свой юбилейный год метро продолжает расти.