Большая кольцевая линия
Как создается самый грандиозный проект московского метро
Москвичи традиционно перемещаются по городу привычными маршрутами. Бывает так, что после поездки на метро сложно вспомнить, как ты доехал, так как путь преодолевается "на автомате". Однако в течение ближайших пяти лет навигация в Москве претерпит кардинальные изменения, и к 2023 году, когда в ее недрах запульсирует Большая кольцевая линия, у горожан и гостей столицы появятся новые маршруты для изучения, более удобные и быстрые. А пока сайт "РИА Недвижимость" приглашает читателей отправиться в необычное путешествие и посмотреть, как возводится новая транспортная подземная артерия столицы – БКЛ.
Глава 1
Примерка Большого кольца
Как Большая кольцевая линия изменит жизнь и динамику Москвы
Необходимость создания в Москве нескольких кольцевых линий метро была осознана достаточно давно. Уже в 1947 году появился проект строительства второго подземного кольца, которое планировалось строить практически одновременно с первым.
Однако изначальный план реализован не был, а в 1971 году появился новый, согласно которому второе кольцо значительно "подросло" и проходило на существенном удалении от центра. Некоторые его участки действительно были построены – это Каховская линия и небольшой перегон на Сокольнической ветке в районе станции "Черкизовская". Но и этот проект, как и несколько последовавших за ним, не был реализован, и на долгие годы об идее еще одного пересадочного контура забыли.
Вновь к идее Третьего пересадочного контура (таково было проектное название Большой кольцевой линии) вернулись в 2005 году. Тогда возникла необходимость соединить деловой центр "Москва-Сити" с соседними районами. Проект оставался на бумаге в течение еще пяти лет, в то время как потребность города в новой кольцевой линии ощущалась все острее. И вот в 2010 году его обсуждение не только возобновилось, но и перешло наконец к воплощению. Управляющей компанией по реализации проекта нового метрокольца стало АО "Мосинжпроект" (единый оператор программы развития московского метрополитена).
С этого момента работы над Большой кольцевой линией перешли в активную стадию. Были подготовлены площадки для строительства новых станций, запущены тоннелепроходческие щиты. Уже в 2013 году было завершено строительство первого перегонного тоннеля на северо-западном участке нового кольца.
А 26 февраля 2018 года первый пусковой участок Большой кольцевой линии протяженностью 10, 5 км был открыт для пассажиров. Он включает в себя пять станций – "Деловой центр", "Шелепиха", "Хорошёвская", "ЦСКА" и "Петровский парк". Благодаря им уже улучшилась транспортная ситуация сразу в четырех районах столицы. Ежедневно новой линией уже пользуется более 70 тысяч человек, а общий пассажиропоток с момента открытия превысил 12 миллионов.
Таким образом, спустя 61 год после появления самой идеи Большой кольцевой линии она из неясного проекта будущего превратилась в реальность. Полностью завершить строительство нового метрокольца планируется в 2023 году.
На Большой кольцевой линии метро протяженностью 70 километров разместится 31 станция. Со станций БКЛ можно будет сделать 19 пересадок на другие линии метро, четыре пересадки на МЦК, а также пересесть на линии железной дороги и первоочередные Московские центральные диаметры (МЦД). Для комфортной пересадки пассажиров на БКЛ предусмотрено строительство 22 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).
Новое кольцо столичной подземки объединит периферийные районы города и сократит время в пути в два раза.
Марс Газизуллин, генеральный директор АО "Мосинжпроект"
Большая кольцевая линия – самый масштабный проект за всю историю метростроения в Москве, поэтому для "Мосинжпроекта", занимающейся его реализацией, это еще один весомый вклад в развитие транспортной инфраструктуры города и повод для гордости всего коллектива. БКЛ радикально изменит транспортную географию российской столицы. Благодаря новой линии поездки по городу станут короче и удобнее.
Глава 2
Набираем скорость
Транспорт, бизнес, недвижимость – стадии перемен
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики
Любое разумное и проработанное усложнение топологии сети, не важно метрополитен это или городские улицы, приводит к очевидному и хорошо просчитываемому эффекту сглаживания трафика. Например, на пересадочных узлах в районе "Киевской" и "Таганской" оказываются пассажиры, которым ни на одну из этих станций не нужно, но только там можно сделать пересадку.
Центральные пересадочные узлы метро сплошь и рядом перегружены, так как большое количество пассажиров передвигаются по Москве по конфигурации буквы "Л" или латинской V. То есть, сначала они едут с периферии в центр, а потом обратно. Запуск Большой кольцевой линии поможет сделать передвижение горожан проще и легче, избавить от лишних пересадок в метро, и они смогут проехать поперек Москвы или по городской периферии быстрее, не заезжая в центр.
Ольга Архангельская, партнер EY, руководитель направления по оказанию услуг компаниям сектора недвижимости, гостиничного бизнеса и строительства, государственным компаниям, предприятиям автомобильной и транспортной отраслей в СНГ
Расположение будущих станций Большой кольцевой линии достаточно разнообразно – одни из них находятся в уже сложившейся городской застройке, в то время как другие расположены в промышленных зонах. В связи с этим и уровень влияния новой транспортной магистрали в различных районах будет отличаться.
Очевидно, что транспортная доступность является одной из самых важных характеристик недвижимости. Вследствие этого при появлении новых станций долгосрочные и наиболее значительные изменения коснутся тех районов, которые в настоящее время находятся в промышленном поясе Москвы. Уже сейчас земельные участки вокруг таких станций дорожают, а многие девелоперы начинают планировать новые проекты на территориях, близких к этим точкам.
В то же время большинство станций БКЛ находятся в районах с уже сложившейся жилой застройкой. В таких местах основные изменения рынка коснутся районов с недостаточной транспортной доступностью, где появление новых станций будет иметь важнейшее значение для дальнейшего развития. С улучшением транспортной ситуации уровень деловой активности повысится, а стоимость недвижимости, в том числе и ритейла, возрастет.
Мария Литинецкая, управляющий партнер компании "Метриум"
Эффект влияния Большой кольцевой линии на рынок столичной недвижимости будет достаточно заметным в определенных локациях. В частности, выиграют владельцы квартир, а также девелоперы проектов, расположенных в южной, юго-западной и западной зонах влияния Большой кольцевой линии. Например, на юге появятся новые станции "Нагатинский затон", "Кленовый бульвар", "Зюзино", "Улица Новаторов", которые существенно повысят привлекательность жилья в данных локациях. Средний "квадрат" здесь может подорожать на 5-15%, а арендные ставки на 20-30%.
Такой же эффект будет наблюдаться на западе и северо-западе Москвы, где вместе с Большой кольцевой линией появятся сразу четыре непересадочные станции: "Аминьевское шоссе", "Давыдково", "Терехово", "Мнёвники".
Примечательно, что в большинстве своем новые станции запланированы в локациях, которые на рынке жилья считаются престижными. Как правило, на этих направлениях возводятся новостройки бизнес- и премиум-класса, а во вторичном жилом фонде средний "квадрат" обходится не дешевле 200-210 тысячи рублей. Поскольку покупательская аудитория данного сектора рынка жилья не столь часто пользуется общественным транспортом, квадратный "метр" здесь вырастет в цене примерно на 5%, но не больше. Однако заметно выиграют собственники жилья, которое сдается в аренду, так как ставки (и без того немаленькие) поднимутся, как минимум, на 10-15%.
При этом нужно понимать, что проект БКЛ предполагается реализовать не за один год, поэтому ситуация на рынке еще может существенно поменяться. Скажем, депрессия, подобная той, что наблюдалась в 2015 году, вполне может нивелировать спекулятивный рост цен и ставок из-за улучшения транспортной доступности жилых районов в зоне Большого кольца.
Подземные рекорды: чем могут гордиться метрополитены мира
Глава 3
Подземное закулисье
Как строится самое большое кольцо московского метро
Марс Газизуллин, генеральный директор АО "Мосинжпроект"
С технической точки зрения каждая строительная площадка БКЛ уникальна. Строить Большую кольцевую линию зачастую приходится в условиях непростой гидрогеологии, в водонасыщенных грунтах. Кроме того, при прохождении тоннелей в срединной части города в условиях плотной городской застройки необходимо учитывать также уже существующие подземные сооружения и коммуникации. Для этого действует специальная система подземного мониторинга, с помощью которой разрабатываются комплексные предупреждающие мероприятия.
В настоящее время проходку тоннелей метро на БКЛ ведут 16 шестиметровых тоннелепроходческих комплексов. Кроме однопутных тоннелей на БКЛ будут построены двухпутные тоннели с применением десятиметровых ТПМК.
Сверху не все видно: как живут кварталы, под которыми строится метро
Новые возможности БКЛ
Метро появится в четырех районах, где его сейчас нет. Так, в районе Нижегородский откроют станцию "Нижегородская". Пока доехать сюда можно на МЦК и наземном транспорте. В районе Очаково-Матвеевское поезда БКЛ будут делать остановку на станции "Аминьевское шоссе", а чтобы оказаться в Можайском районе столицы, можно будет выйти на станции "Давыдково". Целых три станции будут обслуживать район Хорошёво-Мнёвники: это "Терехово", "Мнёвники" и "Улица Народного Ополчения".
На БКЛ будет построено 22 транспортно-пересадочных узла. Пассажиры смогут комфортно пересаживаться с одного вида транспорта на другой. На десяти ТПУ пересадка будет осуществляться по принципу "сухие ноги", то есть пассажирам не придется выходить на улицу чтобы пересесть на тот или иной вид транспорта.
Крупнейшими ТПУ на Большом кольце станут – "Рязанская", "Савёловская", "Калужская", "Печатники" / "Текстильщики", "Улица Новаторов", "Авиамоторная", "Рижская", "Хорошёвская".
Разгрузка радиальных и кольцевой линий метро, а также пригородных направлений железной дороги составит до 30%. Горожане выиграют до 30 минут, тратящихся сейчас на дорогу.
Глава 4
Пульс столичной подземки
БКЛ как часть культурного достояния
Путь бизнесмена и фаната: кому пригодились новые станции БКЛ
Первый участок Большой кольцевой линии метрополитена с пятью станциями открылся еще в феврале, и они уже успели стать частью привычных маршрутов для множества людей.
"Петровский парк"
Интерьер каждой станции Большой кольцевой оформлен в цвете той линии, на которую пассажиры смогут делать пересадку. Так, станцию "Петровский парк" украшают колонны в форме факелов, оформленные зеленым мрамором, поскольку отсюда можно перейти на Замоскворецкую ветку метро. Вестибюль станции украшает витраж с изображением Петровского путевого дворца.
"Здесь открыли новый стадион, так что одной станции "Динамо" наверняка было бы мало, особенно в дни проведения больших матчей, - говорит Иван, который работает недалеко от станции "Петровский парк". - А так каждый из фанатов пересядет на свою ветку – кто-то на Замоскворецкую, а кто-то поедет в Солнцево. Надеюсь, что толп и очередей у турникетов и касс не будет. Или хотя бы они не будут километровыми".
На станции "Петровский парк" на "балконах" есть и специальные шторы, которые будут выдвигаться при пожаре и смогут экстренно отсечь станцию от перехода на "Динамо". Сами шторы сделаны из специальной негорючей ткани.
"ЦСКА"
"ЦСКА", пожалуй, одна из самых интересных по оформлению среди новых станций метро. Она украшена скульптурами атлетов, а потолок расписан сюжетами на спортивную тематику. Еще одно украшение станции – большие буквы "ЦСКА" в цветах одноименного клуба.
Для удобства пассажиров на станции установлены большие деревянные скамейки, на которые можно присесть, пока ждешь поезд.
"Громче всех открытию станции "ЦСКА" радовались фанаты. Ну а я каждый день, когда проезжаю по ветке, останавливаюсь здесь и любуюсь скульптурами. Кстати, москвичи до сих пор делают селфи на их фоне, а также фотографируют яркие панно на стенах", - рассказывает Вячеслав, который часто пользуется этим участком БКЛ, чтобы добраться домой.
Офисный сотрудник Алексей радуется тому, что станция "ЦСКА" находится рядом с ТЦ "Авиапарк". "От "Полежаевской" до торгового центра теперь ехать одну остановку на метро. Это явно быстрее, чем бесплатным автобусом от той же "Полежаевской". Да и удобнее это", - говорит Алексей.
"Шелепиха"
"Шелепиха" не менее яркая станция БКЛ, чем "ЦСКА". Платформа оформлена желтым, белым и черным мрамором, в тех же цветах что и входы на станцию. И так же, как и на "ЦСКА", здесь установлены больше деревянные лавки.
"Станция очень красивая, современная, она не вызывает тоску. Очень качественная, красивая архитектура", - радуется студентка Анна.
Пенсионерка Людмила, которая живет в районе "Шелепихи", вспоминает, как раньше ей приходилось ездить на автобусе до "Краснопресненской", который ходит нечасто. А теперь станция есть рядом с домом.
Кстати, с этой станции поезда ходят как по БКЛ до "Делового центра", так и до "Рассказовки" Солнцевской линии. Конечная станция прибывшего поезда отображается на больших мониторах, установленных на платформах.
"Хорошёвская"
Фиолетовые колоны на станции "Хорошёвская" создают эффект воздушности, даже невесомости, а потолок над эскалаторами украшен абстрактными фигурами. Цвет оформления и здесь выбран не случайно – он указывает на то, что можно пересесть на "фиолетовую" Таганско-Краснопресненскую ветку метро, а выходы на поверхность ведут на улицы Куусинена и 4-ю Магистральную.
"Черно-белый и стальные конструкции эскалаторов очень красиво смотрятся вместе. Есть и удобный переход на "Полежаевскую", - отмечает москвич Игорь.
"Деловой центр"
Дизайн станции "Деловой центр" напоминает офис – панели из металла, ограждения пешеходных балконов из стекла, световые ниши, а также голубые панели в цвет Филёвской линии. Такое оформление выбрано не случайно – оно гармонирует с расположенным рядом комплексом "Москва-Сити".
Пассажирка Антонина обращает внимание на то, что со станции "Деловой центр" можно удобно попасть в торговый центр "Афимолл". "И станция очень светлая и необыкновенно просторная. Наверное, это самая просторная станция в метро", - говорит она.
"Деловой центр" расположен на двух уровнях. Верхний - это единое огромное пространство, откуда можно спуститься на платформы разных линий.
Марс Газизуллин, генеральный директор АО "Мосинжпроект"
В основе проектирования всех станций московского метро сегодня - максимальный комфорт пассажиров. Удобные пересадки, удобная логистика перемещения, красивые интерьеры. В отличие от большинства мегаполисов мира, где метро выполняет лишь транспортную функцию, для Москвы метро – это часть ее культурного достояния. И мы обязаны выдерживать исторический уровень, с расчетом на то, что станции, которые возводятся сегодня, в будущем также займут свое достойное место в архитектурно-художественной истории московского метро.
Для поиска нетривиальных решений и создания уникального архитектурного облика для новых станций столичной подземки по инициативе мэра Москвы "Мосинжпроект" возродил практику проведения архитектурных конкурсов на дизайн станций метро.
На Большой кольцевой линии в ходе открытых архитектурных конкурсов был выбран облик таких станций, как "Мнёвники", "Терехово", "Шереметьевская", "Ржевская", "Стромынка", "Нагатинский затон" и "Кленовый бульвар". Дизайн некоторых станций выбрали жители столицы в ходе открытого голосования на проекте "Активный гражданин".
Власть кольца: как будут выглядеть станции БКЛ
Уже в конце этого года готовится открытие одной из самых сложных станций Большой кольцевой линии - "Савёловской".
Станция БКЛ "Савёловская" (проектное название - "Нижняя Масловка") является пересадочной с нового кольца метро Москвы на Серпуховско-Тимирязевскую линию. Архитектурный облик стилизован под тоннель подземки. Стены платформы выполнены в виде чугунного каркаса, как в тоннеле метро. В таком же стиле оформят и пилоны на платформе. Станция выполнена с применением белого и серого мрамора, черного и серого гранита, а в центральной части свода "Савёловской" установят особый светильник. Примененные в отделке материалы работают на контрасте с чугунной тюбинговой конструкцией, а детали облицовки придают ощущение воздушности.
Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Чугунные тюбинги, используемые при строительстве станции "Савеловская" БКЛ, останутся на ней в качестве декоративных элементов и будут закрыты стеклом. Мы приняли такое решение, чтобы оставить память о том, с каким трудом строители на глубине 65 метров под землей, через шахту заносили эти чугунные тюбинги весом каждый больше тонны.
На правах рекламы
Специальный проект подготовлен при помощи АО "Мосинжпроект"
Текст:
Марина Заблудовская
Анна Смирнова
Вера Козубова
Мария Неретина
Федор Шацилло
Ольга Гахокидзе