Учим жаловаться: соседи, шум, разруха и другие беды горожанина
Шум становится все большей проблемой, об этом свидетельствуют недавние законодательные инициативы, которые предлагали еще жестче регламентировать "время тишины" и даже создать специальную полицию. Но и на данный момент право горожан на спокойный отдых защищено, и на шум можно пожаловаться.
Так, сперва желательно попробовать обратиться к соседям напрямую и попросить их устранить источник шума. Правда, если вы опасаетесь, что это может причинить вам вред (например, соседи конфликтные или даже агрессивные), то этот этап можно пропустить, и сразу жаловаться в полицию. Для этого ехать в участок не надо, достаточно телефонного звонка.
Ответственность за шум соседей и других лиц, как правило, предусматривается и в федеральном законодательстве, и на уровне региона. К примеру, в Москве запрещено нарушать тишину с 23:00 до 07:00 и в "тихий час" с 13:00 до 15:00.
Во многих регионах приняты собственные законы, которые определяют, когда соседи не могут безнаказанно шуметь. Для Санкт-Петербурга часы тишины с 22:00 до 8:00, для Казани – с 22:00 до 6:00 в будни и с 22:00 до 9:00 в выходные и нерабочие праздничные дни.
Иногда местные законы запрещают шуметь не только ночью, но и днем: с 13:00 до 15:00. Если соседи шумят в неурочное время регулярно, то можно обратиться в суд за взысканием компенсации морального и физического вреда.
В этом случае возможны разные сценарии поведения. Если ваш дом или группа домов имеет собственную службу охраны, то можно сперва уведомить их. Но в любом случае не следует прибегать к самостоятельному насильственному выдворению незнакомцев: для этого существует полиция, которую можно вызвать по телефону, особенно если у вас есть основания предполагать, что посторонние могут представлять опасность для жильцов.
Лучший же вариант – обратиться к участковому, который несет ответственность за общественный порядок на закрепленной за ним территории. Кстати, с ним всегда лучше познакомиться заранее, чтобы получить возможность оперативной связи.
Сначала имеет смысл пожаловаться должностному лицу компании, которая стала причиной шума. То есть если вас потревожила шумная разгрузка товара, то – руководству магазина. Не исключено, что оно не захочет получить штраф и заиметь другие проблемы с жильцами окрестных домов, и призовет своих сотрудников к порядку.
Если это не сработает, то нужно обращаться в полицию. Учтите, проводить шумные работы/мероприятия допустимо только с 07:00 до 23:00. Если это требование нарушается, можно смело звонить в полицию. В Москве дополнительно можно лично сходить в местный Роспотребнадзор и там рассказать о проблеме.
Качественная услуга по электроснабжению должна быть бесперебойной. Если вам без предупреждения отключили электроэнергию, то об этом следует сообщить в аварийно-диспетчерскую службу вашей управляющей организации и потребовать перерасчета. Кроме того, если отключения регулярны, то кроме управляющей организации можно еще обратиться в Государственную жилищную инспекцию по месту жительства и Росптребнадзор для привлечения к ответственности управляющей организации за нарушения качества предоставления коммунальной услуги. Это придется делать путем личного обращения. В некоторых регионах есть возможность обращаться напрямую к поставщику услуги.
Необходимо обратится в свою управляющую организацию и совместно с ее представителями провести осмотр повреждений и по результатам оставить акт, где подробно описать повреждение и его возможные причины.
Если по результатам осмотра выяснится, что повреждения угрожают безопасному проживанию граждан, то следует обратиться в муниципальную межведомственную комиссию для признания дома аварийным.
Для этого, возможно, потребуется проведение полноценной строительной экспертизы. В случае если трещина носит косметический характер, то управляющая организация должна устранить ее в рамках текущего ремонта вашего дома.
Необходимо незамедлительно сообщить об этом в аварийную газовую службу вашего города. Либо позвонить по единому федеральному номеру 112 – диспетчер автоматически оповестит советующие службы.
Кроме того, о запахе газа следует сообщить и в управляющую компанию, и в организацию, с которой у собственника заключен договор об обслуживании внутриквартирного газового оборудования.
Если впоследствии сотрудники аварийной газовой службы укажут на нарушения работы внутриквартирного оборудования, то необходимо потребовать восстановления его работоспособности у специализированной газовой службы, с которой у собственника заключен договор. При отсутствии договора его необходимо заключить во избежание полного отключения газа со стороны поставщика ресурса. Отсутствие у собственника договора со специализированной газовой службой является основанием для отключения газа в квартире и привлечения собственника к ответственности по ст. 9.23 КоАП.
Зависит от способа формирования фонда капитального ремонта. Если жители формируют этот фонд на счете у регионального оператора, то есть в "общем котле", то за нарушения качества работ отвечает Фонд капитального ремонта – туда, как правило, лучше прийти "ногами" и написать обращение на месте. Если на вашу жалобу Фонд капремонта не реагирует, то нужно жаловаться в местное отделение жилищной инспекции. Если и там вы не нашли понимания, обращайтесь в суд.
В случае, если вы собираете средства на капремонт на спецсчете дома, то в этом случае заказчиками капремонта выступают сами собственники. Все требования к качеству они определяют на общем собрании при обсуждении условий заключения договора. При нарушении качества собственники, либо лицо, уполномоченное от собственников, должно требовать от подрядной организации устранения недостатков качества работ или возмещения собственникам убытков в связи с ненадлежащим проведением ремонта. При отказе подрядной организации устранить недостатки, собственники вправе обратится в суд и в судебном порядке обязать подрядчика выполнить работы или возместить причиненные убытки.
Территория, примыкающая к дому, будет зоной ответственности вашей управляющей компании или ТСЖ. Поэтому необходимо сначала потребовать от нее выполнения требований, установленных договором управления, в соответствии с которым обслуживание придомовой территории обязательно включается в перечень услуг, оказываемых многоквартирному дому.
Кроме того, в УК можно выяснить, как организован процесс уборки, какие средства тратятся, достаточно ли их для качественной уборки. За вывоз мусора с помоем, соответственно, отвечают специализированные организации. Здесь уже необходимо обращаться в эти организации, а в случае отсутствия реакции с их стороны в надзорные органы, включая прокуратуру. Нужно обращаться письменно, чтобы были на руках документы.
Если она не реагирует, то об этом следует сообщить в Государственную жилищную инспекцию и в прокуратуру путем личного обращения.
Во-первых, нужно написать желобу на имя директора УК или председателя ТСЖ. Если никакой реакции не будет и с вами никто не захочет общаться, или проблема так и не будет решаться, то пишем жалобу в Роспотребнадзор. Также с жалобами на УК и ТСЖ можно обращаться в жилищную инспекцию. В некоторых регионах у этого ведомства хорошо отлажена работа сайта, и переданные через него заявления жителей оперативно отрабатываются. Но так происходит не везде, поэтому не лишним будет задействовать все каналы связи: позвонить по телефону и сходить лично, чтобы подать заявление. Кроме того, стоит лично обратиться в администрацию населенного пункта, в прокуратуру и в полицию.
Если же бездействие управляющей компании или ТСЖ причинило вам реальный ущерб, то возмещать его нужно через суд. Туда обращаются уже с иском о возмещении причиненного вреда. Но учтите, что судебные разбирательства могут длиться не один месяц. Кроме того в этом случае нужно быть готовым отстаивать свои права в суде, ведь у обслуживающих организаций всегда имеется штат юристов, набивших руку в "боях" с недовольными жильцами.
Сперва, разумеется, вам и вашим соседям придется вызвать аварийную службу и устранить источник потопа. Тогда же вы сможете узнать, в каком месте произошел прорыв трубы и понять, кто виноват. Если повреждены трубы, относящиеся к общедомовому имуществу, то это ответственность управляющей компании, если они относятся к конкретной квартире – то это уже собственность ваших соседей. Также имеет значение, какие именно действия привели к потопу: к примеру, если соседи сами повредили стояк, то УК не будет за это отвечать.
Когда будет понятно, кто виноват, нужно обращаться непосредственно к нему за возмещением ущерба. Если он не согласится добровольно, придется идти в суд.