Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка супертега Москва
Москва Сегодня: мегаполис для жизни

Невидимый рабочий фронт: кто круглосуточно следит за Москвой

Как семь минут солнца вынуждают освещать Москву в "ручном режиме"? Почему для подачи воды в дома Москвы каждую неделю пишутся сценарии? На эти и другие вопросы попытался ответить сайт "РИА Недвижимость", разобравшись в том, кто и как обеспечивает бесперебойное функционирование коммунальных сетей столицы, причем совершенно незаметно.

Да будет свет!

Свет в домах и на улицах Москвы для потребителя вполне обыденная вещь. Никто и не задумывается, что за этим в частности стоит более трех тысяч трансформаторных подстанций и более 42 тысяч километров линий электропередачи. Разумеется, за такой "кровеносной" световой системой надо следить постоянно, чем и занимается "Объединенная энергетическая компания" – одна из крупнейших электросетевых компаний Москвы, в зоне ответственности которой развитие, эксплуатация и реконструкция принадлежащих городу электрических сетей.
В эксплуатации "ОЭК" находятся 25% от всего электросетевого хозяйства города. От энергии, поставляемой компанией, питаются в том числе Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры, а также стадионы и социальные объекты.
Кроме того, уже четыре года "ОЭК" отвечает и за все уличное освещение в городе, а это не только фонари и светильники вдоль улиц и трасс, но и архитектурная подсветка более 1,6 тысячи зданий.
Работа электроподстанции
Электрические сосуды Москвы: как устроен ОЭК
"Глазами" и "мозгом" коммунальных служб города являются диспетчерские. К примеру, круглосуточное оперативно-технологическое управление энергообъектами "ОЭК" во всех округах Москвы осуществляет центр управления сетями.
Диспетчерский пункт сетей высоковольтного напряжения, объединенный диспетчерский пункт распределительных сетей и диспетчерский пункт по сетям освещения оснащены видеостеной, где в реальном времени отображается информация о работе оборудования питающих центров и распределительных сетей компании.
© РИА Новости / Алексей КуденкоСотрудники в диспетчерской АО "Объединенная энергетическая компания" в Москве
Сотрудники в диспетчерской АО Объединенная энергетическая компания в Москве
Сотрудники в диспетчерской АО "Объединенная энергетическая компания" в Москве
Включение уличного освещения зачастую зависит от солнца, то есть ведется по индивидуальному графику в зависимости от длины светового дня. Влияет на него и снегопад, и облачность. Например, декабрь 2017 года оказался одним из самых темных месяцев за всю историю метеонаблюдений – всего 7 минут из-за туч показывалось солнце. Поэтому диспетчеру приходилось не только ориентироваться на показания электроники, но и в ручном режиме управлять освещением столицы.

Вода по сценарию

Есть свои "глаза" и у "Мосводоканала", в центральное диспетчерское управление которого стекается информация о состоянии и работе всех объектов компании – о станциях водоподготовки воды, о водопроводной инфраструктуре, об очистных сооружениях и канализационных сетях.
Здесь регулируется подача воды потребителям в соответствии с почасовыми сценариями, которые составляет на каждую неделю служба прогнозирования. Как ни странно, на объемы подаваемой воды влияет не только время суток – все-таки утром и вечером люди традиционно используют больше воды, – но и другие факторы, например, показ популярных телепередач.
Дежурный по городу АО Мосводоканала Валентин Дубровин
Добрый ниндзя, или Как работает водопроводное сердце МосквыДостать собаку из колодца, устранить ДТП и доказать, что он лучший ниндзя, - все это должен суметь дежурный по городу АО "Мосводоканала". О том, как работает главная "водяная" диспетчерская и сливки ее профессиональных кадров, узнал корреспондент РИА Недвижимость.
В диспетчерской постоянно дежурят пять человек, один из которых специалист, выезжающий на места в случае аварии, остальные четверо – диспетчеры.
Проблемы во время аварийных ситуаций и прочих ЧС "Мосводоканал" решает в самое короткое время. При поступлении заявки у диспетчера есть три минуты на принятие решения о силах и средствах, необходимых для локализации аварии.
На рядовые вызовы, то есть по обычным заявкам от людей, дежурный по городу не ездит. В таких случаях диспетчеры передают задание районной бригаде. По нормативам, отработка таких заявок занимает не более одних суток, в реальности проблемы решаются даже быстрее.
© "Мосводоканал"Диспетчерская "Мосводоканала"
Диспетчерская Мосводоканала
Диспетчерская "Мосводоканала"

Подземное сердце

Совокупный километраж коллекторных тоннелей в столице составил 792 километра. Это самое большое коллекторное хозяйство в мире, которое находится под эксплуатационной ответственностью ГУП "Москоллектор".
В коммуникационных коллекторах проложены силовые кабели, кабели связи и спецсвязи, трубы теплосети и водопровода.
Коллекторное хозяйство – это огромный организм, где все должно слаженно работать, как детали в часовом механизме. Наблюдение за ним происходит дистанционно с помощью датчиков в объединенной диспетчерской службе ГУП "Москоллектор" (ОДС). Если сравнить подземные объекты – коммуникационные коллекторы – с кровеносными сосудами, то объединенная диспетчерская служба ГУП "Москоллектор"– это сердце всей системы.
Здесь в круглосуточном режиме происходит мониторинг 792-километрового коллекторного хозяйства. Подземные объекты предприятия оснащены современной аппаратурой контроля газовоздушной среды, охранно-пожарной сигнализацией, системой вентиляции, автоматическими насосными станциями, системами диспетчерского управления.
Сигналы с установленных в коллекторах датчиков выводятся в объединенную диспетчерскую службу. При необходимости изображение любого коллектора можно вывести на видеостену, а также выключить или отключить оборудование в нем.
Диспетчеры ОДС круглосуточно контролируют действия оперативных служб предприятия, а также взаимодействуют с правоохранительными структурами города.

Всевидящий "шарик"

Отдельного внимания заслуживает диспетчерская, где специалисты "Гормоста" в режиме реального времени наблюдают за ситуацией на подведомственных объектах.
Она расположена недалеко от метро "Сокол" в здании со стеклянным куполом. Сотрудники службы между собой называют его "Шариком".
© РИА Новости / Михаил ВоскресенскийЗдание центрального диспетчерского пункта наблюдения за дорожными развязками в Москве
Здание центрального диспетчерского пункта наблюдения за дорожными развязками в Москве
Здание центрального диспетчерского пункта наблюдения за дорожными развязками в Москве
Примечательно, что изначально объект строился как трансбордер для трамваев, куда они должны были заезжать и разворачиваться. Однако со временем составы стали длиннее и от идеи отказались, но здание осталось. Его большую часть занимает диспетчерский пункт с десятками мониторов, транслирующих картинку из тоннелей, пешеходных переходов и участков хорд, находящихся в зоне ответственности "Гормоста".
© РИА Новости / Михаил ВоскресенскийСотрудник центрального диспетчерского пункта следит за движением по Алабяно-Балтийскому , Волоколамскому, Ленинградскому и винчестерному тоннелям в Москве
Сотрудник центрального диспетчерского пункта следит за движением по Алабяно-Балтийскому , Волоколамскому, Ленинградскому и винчестерному тоннелям в Москве
Сотрудник центрального диспетчерского пункта следит за движением по Алабяно-Балтийскому , Волоколамскому, Ленинградскому и винчестерному тоннелям в Москве

Газ да глаз

Еще один тыл в обеспечении функционирования города прикрывает "Мосгаз". Его современная цифровая диспетчерская представляет собой полноценный ситуационный центр, позволяющий в режиме реального времени управлять всем газовым комплексом столицы.
Диспетчерская находится в зоне особого внимания бдительных граждан – в сутки туда поступает более 100 заявок. В основном люди сообщают о запахе газа, и специалисты выезжают на проверку. При этом большинство вызовов оказываются неподтвержденными, так как выясняется, что это был запах краски или ацетона.
Диспетчерская Мосгаза
Спасатели, вперед: как столичные газовики учатся устранять аварииДиспетчерская "Мосгаза" принимает в день около 100 вызовов – люди сообщают о запахе газа, и специалисты выезжают на проверку. И чтобы быть действительно готовыми к встрече с опасным "противником", все сотрудники компании практикуются на учебно-тренировочном полигоне, где побывал корреспондент РИА Недвижимость.
В то же время, реагировать надо на все вызовы, ведь настоящие утечки случаются. Виной тому может быть повреждение газопровода в результате несанкционированных строительных работ или же незаконные перепланировки, установки или перестановки внутридомового газового оборудования жильцами. Разумеется, специалисты оперативно устраняют неисправности, прибывая на место в течение 40 минут.
Чтобы газовые приборы работали без сбоев, регулярно проводится техническое обслуживание внутридомового газового оборудования. "Мосгаз" проверяет жилые квартиры в соответствии с заранее утвержденным графиком. Значительная часть газопроводов в столице проходит под землей, что обусловлено соображениями безопасности и эстетики.
© РИА Новости / Максим БлиновСотрудница ГКП "Мосгаз" в диспетчерской
Сотрудница ГКП Мосгаз в диспетчерской
Сотрудница ГКП "Мосгаз" в диспетчерской

Тепло в каждый дом

Надежное тепло для Москвы – жизненная необходимость. В столице России самый длительный среди мегаполисов мира отопительный сезон – 200-230 суток в год. За производство тепла в Москве отвечают ТЭЦ "Мосэнерго" и ряд менее крупных тепловых станций.
Транспортировкой тепла и горячей воды в дома москвичей занимается ПАО "МОЭК", которое обеспечивает теплом 95% населения города – более 70 тысяч зданий, в том числе свыше 30 тысяч жилых домов. Централизованная система теплоснабжения Москвы – крупнейшая в мире. Это 16 тысяч километров тепловых сетей (это расстояние от Москвы до Владивостока и обратно), 24 насосно-перекачивающие станции, более 10 тысяч тепловых пунктов.
За таким хозяйством нужно тщательно следить и не менее точно и оперативно управлять. Этим круглосуточно занимается центральное диспетчерское управление "МОЭК" – сердце и мозг всей системы теплоснабжения Москвы. Именно специалисты ЦДУ с помощью современного оборудования в режиме онлайн следят за корректировкой температурных режимов в зависимости от погоды, контролируют работу сложного оборудования, надежность сетей. При необходимости диспетчеры ЦДУ оперативно организуют решение любых возникающих проблем.
При работах в "МОЭК" активно применяют современные технологии. Например, сегодня трубопроводы прокладываются с теплоизоляцией из пенополиуретана с системой контроля. Два провода внутри изоляции при малейшем намокании показывают изменение сопротивления на датчиках. Специалисты "МОЭК" получают сигнал о конкретном проблемном месте, который фиксируется в диспетчерской, и ликвидируют неполадку до возникновения серьезного повреждения.
Рекомендуем
Вывеска с рекламой
СМИ предупредило о подорожании аренды квартир в России
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала