Анархия – мать порядка: как умирают и живут города-утопии
Мир, гармония, йога и просветление – вот этими словами можно описать индийский город мечты Ауровиль. Его основала Француженка Мирра Альфасса еще во времена расцвета движения хиппи – в 1968 году. Цель существования этого города – достигнуть гармонии и единства, без религиозных, политических и других предрассудков. Идеологический и архитектурный центр Ауровиля – огромный золотой купол, под которым жители занимаются медитацией. От него изогнутыми лучами расходятся кварталы города. Большинство построек здесь возведены по уникальным проектам, представляющим собой синтез различных стилей, культур и традиций, что является своеобразной иллюстрацией идеи единства и равенства. С одной стороны проект успешен: он продолжает существование, его население порядка 2,5 тысяч жителей. Однако, по словам некоторых посетителей, здесь часто случаются грабежи, насилие и даже убийства, так что город, в общем-то, получился, а вот утопия – нет.
Мир, гармония, йога и просветление – вот этими словами можно описать индийский город мечты Ауровиль. Его основала Француженка Мирра Альфасса еще во времена расцвета движения хиппи – в 1968 году. Цель существования этого города – достигнуть гармонии и единства, без религиозных, политических и других предрассудков. Идеологический и архитектурный центр Ауровиля – огромный золотой купол, под которым жители занимаются медитацией. От него изогнутыми лучами расходятся кварталы города. Большинство построек здесь возведены по уникальным проектам, представляющим собой синтез различных стилей, культур и традиций, что является своеобразной иллюстрацией идеи единства и равенства. С одной стороны проект успешен: он продолжает существование, его население порядка 2,5 тысяч жителей. Однако, по словам некоторых посетителей, здесь часто случаются грабежи, насилие и даже убийства, так что город, в общем-то, получился, а вот утопия – нет.
Где же строить новый мир, как не в новом свете? За всю историю США здесь было организовано огромное количество разных городов мечты, коммун и чуть ли не новых стран. Одной из таких попыток стал Брукфарм, коммуна фермеров, созданная еще в 1841 году. В ее основе лежала идея, что людей портит общество, а если их изолировать, то они сами собой станут хорошими. Жители коммуны пытались построить свой лучший мир, а финансировать строительство предполагалось через продажи товаров, которые производились жителями Брукфарма. Но ничего не вышло: товары продавались плохо, и буквально за пять лет лучший мир обанкротился, и жители разъехались, оставив после себя только деревню-призрак.
Где же строить новый мир, как не в новом свете? За всю историю США здесь было организовано огромное количество разных городов мечты, коммун и чуть ли не новых стран. Одной из таких попыток стал Брукфарм, коммуна фермеров, созданная еще в 1841 году. В ее основе лежала идея, что людей портит общество, а если их изолировать, то они сами собой станут хорошими. Жители коммуны пытались построить свой лучший мир, а финансировать строительство предполагалось через продажи товаров, которые производились жителями Брукфарма. Но ничего не вышло: товары продавались плохо, и буквально за пять лет лучший мир обанкротился, и жители разъехались, оставив после себя только деревню-призрак.
Возможно, самый грустный пример рухнувшей мечты о новом лучшем мире – это история шотландского города Нью-Ланарк. В XIX веке промышленником Робертом Оуэном овладела идея гуманизации труда. Он хотел облегчить и улучшить жизнь рабочих, и с этой целью построил деревню Нью-Ламарк, где должен был возникнуть совершенно новый уклад жизни. "Восемь часов работы, восемь часов досуга, восемь часов отдыха", – таков был базовый принцип мечты Оуэна, для начала позапрошлого века – совершенно революционный. Помимо этого в деревне создали школу, где к детям не применялось телесных наказаний! Сама деревня была построена по новейшим для своего времени проектам, напоминающим современные многоквартирные дома, а на улицах была организована ежедневная уборка. Идея рухнула из-за непонимания инвесторов, у Оуэна возник с ними конфликт, в результате которого он покинул страну и умер в нищете. А вот деревня, как ни странно, уцелела: теперь она под защитой ЮНЕСКО, ее посещают туристы как печальный памятник хорошей мечте.
Возможно, самый грустный пример рухнувшей мечты о новом лучшем мире – это история шотландского города Нью-Ланарк. В XIX веке промышленником Робертом Оуэном овладела идея гуманизации труда. Он хотел облегчить и улучшить жизнь рабочих, и с этой целью построил деревню Нью-Ламарк, где должен был возникнуть совершенно новый уклад жизни. "Восемь часов работы, восемь часов досуга, восемь часов отдыха", – таков был базовый принцип мечты Оуэна, для начала позапрошлого века – совершенно революционный. Помимо этого в деревне создали школу, где к детям не применялось телесных наказаний! Сама деревня была построена по новейшим для своего времени проектам, напоминающим современные многоквартирные дома, а на улицах была организована ежедневная уборка. Идея рухнула из-за непонимания инвесторов, у Оуэна возник с ними конфликт, в результате которого он покинул страну и умер в нищете. А вот деревня, как ни странно, уцелела: теперь она под защитой ЮНЕСКО, ее посещают туристы как печальный памятник хорошей мечте.
А вот у другой шотландской "деревни мечты" все получилось! Она называется Файндхорн, она была основана в 1972 году как экопоселение, и с тех пор живет и процветает. Более того, на данный момент именно Файндхорн считается местом с наименьшим выбросом парниковых газов на планете! Все дома построены из переработанных материалов, а стены в них имеют особую структуру, которая позволяет достигать в помещении оптимального проветривания и влажности. Создатели деревни также проповедуют принцип "давай природе больше, чем берешь", и разрабатывают методики, позволяющие сократить площадь обрабатываемых земель. Эти идеи "экспортируются": по программам, созданным в Файнхорне, созданы уже более 40 экопоселений.
А вот у другой шотландской "деревни мечты" все получилось! Она называется Файндхорн, она была основана в 1972 году как экопоселение, и с тех пор живет и процветает. Более того, на данный момент именно Файндхорн считается местом с наименьшим выбросом парниковых газов на планете! Все дома построены из переработанных материалов, а стены в них имеют особую структуру, которая позволяет достигать в помещении оптимального проветривания и влажности. Создатели деревни также проповедуют принцип "давай природе больше, чем берешь", и разрабатывают методики, позволяющие сократить площадь обрабатываемых земель. Эти идеи "экспортируются": по программам, созданным в Файнхорне, созданы уже более 40 экопоселений.
И даже в далеком шестнадцатом веке общество было не чуждо идей нового лучшего мира, в котором царили бы равенство и братство. Под их влиянием построили целый город-крепость, Пальманову. Дело было так: в Италию внезапно пришли идеалы Возрождения, и поклонники философии Томаса Мора решили создать себе город равенства, где бы процветала наука и ремесла. Город-крепость построили в форме звезды, и все, казалось бы, шло хорошо, но вот незадача: никто не захотел там жить. Город оказался слишком уж обособленным, так что Венецианской республике, которую можно назвать девелопером проекта, пришлось отправить туда жить помилованных преступников. Но все закончилось более или менее хорошо: город существует и сейчас, в основном как туристический аттракцион, так как он прекрасно сохранился, но в нем есть и жители – целых две тысячи человек.
И даже в далеком шестнадцатом веке общество было не чуждо идей нового лучшего мира, в котором царили бы равенство и братство. Под их влиянием построили целый город-крепость, Пальманову. Дело было так: в Италию внезапно пришли идеалы Возрождения, и поклонники философии Томаса Мора решили создать себе город равенства, где бы процветала наука и ремесла. Город-крепость построили в форме звезды, и все, казалось бы, шло хорошо, но вот незадача: никто не захотел там жить. Город оказался слишком уж обособленным, так что Венецианской республике, которую можно назвать девелопером проекта, пришлось отправить туда жить помилованных преступников. Но все закончилось более или менее хорошо: город существует и сейчас, в основном как туристический аттракцион, так как он прекрасно сохранился, но в нем есть и жители – целых две тысячи человек.
Еще один американский город-утопия Аркозанти создавался как триумф красоты и экологии. В каком-то смысле он стал вариацией на тему города-сада: натуральные материалы, почти полное отсутствие автомобилей, возобновляемые источники электроэнергии и компактность застройки. Большой упор сделали на красоту архитектуры: все строения футуристичные и одновременно очень изящные, и, как следует из названия, главной формой стали многочисленные арки. Аркозанти начали строить в семидесятых годах прошлого века и ожидалось, что здесь поселятся 5 тысяч человек. Однако город не достроен, и живет здесь всего 150 человек. Однако проект не заброшен: каждый год сюда приезжают волонтеры, которые помогают достроить город мечты.
Еще один американский город-утопия Аркозанти создавался как триумф красоты и экологии. В каком-то смысле он стал вариацией на тему города-сада: натуральные материалы, почти полное отсутствие автомобилей, возобновляемые источники электроэнергии и компактность застройки. Большой упор сделали на красоту архитектуры: все строения футуристичные и одновременно очень изящные, и, как следует из названия, главной формой стали многочисленные арки. Аркозанти начали строить в семидесятых годах прошлого века и ожидалось, что здесь поселятся 5 тысяч человек. Однако город не достроен, и живет здесь всего 150 человек. Однако проект не заброшен: каждый год сюда приезжают волонтеры, которые помогают достроить город мечты.
Испанская вольная деревня Мариналеда боролась за право появиться долго и упорно. Сразу после падения режима Франко группа энтузиастов, вооружившись идеей "земля – крестьянам", кинулась на самозахват участков. Их много раз арестовывали и прогоняли, но в итоге правительство сдалось, и будущие коммунары получили крупный участок в Андалусии, где и построили свою деревню, которая уже многие годы живет и процветает на полном самообеспечении. Главный источник дохода здесь – сельское хозяйство. Благодаря ему в деревне строятся парки, спортивные объекты и школы, а жители получают фиксированную оплату: 47 евро в день. Любопытно, что в деревне с момента создания ни разу не менялся мэр. Более того, Санчес Гордильо – так зовут бессменного главу Мариналеды – уже давно стал кумиром среди малообеспеченных испанцев, а его деревня – примером сбывшейся мечты об идеальном мире.
Испанская вольная деревня Мариналеда боролась за право появиться долго и упорно. Сразу после падения режима Франко группа энтузиастов, вооружившись идеей "земля – крестьянам", кинулась на самозахват участков. Их много раз арестовывали и прогоняли, но в итоге правительство сдалось, и будущие коммунары получили крупный участок в Андалусии, где и построили свою деревню, которая уже многие годы живет и процветает на полном самообеспечении. Главный источник дохода здесь – сельское хозяйство. Благодаря ему в деревне строятся парки, спортивные объекты и школы, а жители получают фиксированную оплату: 47 евро в день. Любопытно, что в деревне с момента создания ни разу не менялся мэр. Более того, Санчес Гордильо – так зовут бессменного главу Мариналеды – уже давно стал кумиром среди малообеспеченных испанцев, а его деревня – примером сбывшейся мечты об идеальном мире.