При покупке жилья на вторичном рынке участники сделки часто задаются вопросом, а как лучше провести оплату — безналичным способом или же передать деньги из рук в руки. Эксперты напомнили читателям сайта "РИА Недвижимость" о нюансах того и другого варианта.
Старый добрый кэш
Прямая передача
Наиболее привычным способом оплатить покупку квартиры на вторичном рынке являются наличные. У прямой передачи денег имеются свои преимущества: во-первых, денежная сумма сразу же поступает в распоряжение продавца. Во-вторых, расчеты производятся без ограничения по суммам, говорит юрист компании "Ильяшев и Партнеры" Иоанна Щербакова.
В целом расчеты наличными остаются очень популярными, поскольку только эта форма используется в альтернативных сделках, которые в свою очередь составляют более 70% доли всех сделок на вторичном рынке, добавляет управляющий партнер "Миэль-Сеть офисов недвижимости" Марина Толстик.
Особенно популярен это вариант при сделках, заключаемых покупателем и продавцом в простой письменной форме без участия третьих лиц. Они подписывают договор, передают его в Росреестр и расплачиваются друг с другом, поясняет управляющий партнер компании "Метриум" Мария Литинецкая.
Однако, поскольку речь идет о миллионах рублей, эксперт рекомендует все-таки заключать договор через нотариуса и передачу денег осуществить в его присутствии, чтобы он мог в случае спорных вопросов выступать в суде в качестве свидетеля.
Банковская ячейка
При наличном расчете участники сделки также пользуются банковскими ячейками, говорит руководитель управления ценных бумаг "Рыков групп" Георгий Золотов. Он отмечает простоту и понятность этого способа оплаты — деньги кладутся в заранее арендованную банковскую ячейку, из которой продавец сможет забрать их после регистрации Росреестром перехода прав на недвижимость.
Аренда одного банковского сейфа в зависимости его от размера колеблется в пределах 2-7 тысяч рублей за все время сделки, замечает руководитель департамента городской недвижимости компании "НДВ-Супермаркет недвижимости" Оксана Иванова.
Однако если в банке проходят обыски и выемки в рамках доследственных мероприятий, то диалог придется вести непосредственно со следственными органами, добавляет директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова.
В случае проблем у банка обычно опечатывают сейфы, и назначается процедура их вскрытия с приглашением арендаторов к определенному времени для выемки содержимого. Если найти арендатора не удается, то назначается комиссия из нескольких человек и производится вскрытие с описью находящегося в ячейке. Затем это хранится в специальном отделе для выдачи арендатору, которому также посылают уведомление о выемке с адресом, куда обратиться для получения предмета хранения, объясняет процедуру Иванова.
Подвохи и подстраховка
У прямой передачи денег и использования банковской ячейки есть целая масса особенностей, которые необходимо учитывать.
Так, "живые" деньги в обоих случаях могут оказаться фальшивыми. Потому их лучше проверить, хотя это и не бесплатно, добавляет Золотов.
Услуга верификации подлинности банкнот обойдется в 0,1%-0,3% от общей суммы. "Получается недешево, но мы всегда рекомендуем проверять деньги, даже те, которые приносят в запаянных банковских упаковках, так как нередко сумма, указанная на упаковке, не соответствует ее содержимому", — предупреждает Иванова.
В этом случае на помощь придут секьюр-пакеты, которые можно приобрести в банках. Их невозможно вскрыть без повреждения, так как они одноразовые, и на них нанесён уникальный номер и бирки с таким же номером. "После упаковки пакета стороны отрывают от него пронумерованную бирку и при закладке и выемке денег из ячейки можно сравнить номер на бирке с номером на пакете", — объясняет Иванова.
Но даже при всех подстраховках в банке деньги покупателю нужно туда еще принести, а продавцу — безопасно забрать после сделки. При перевозке крупных сумм Литинецкая рекомендует обратиться к инкассаторам. "Стоит такая услуга 5-10 тысяч рублей, зато вы можете не беспокоиться о том, что по дороге в банк вас ограбят и отберут все наличные", — говорит она.
Безналичные платежи
Как это работает
К безналичным платежам при покупке жилья относятся аккредитив, депозит у нотариуса и использование номинального счета ООО "Центр недвижимости от Сбербанка", который зачастую применяется при расчетах за покупку недвижимости через Сбербанк.
Аккредитив — поручение покупателя банку передать деньги продавцу при предъявлении им зарегистрированного в Росреестре договора перехода прав. По сути, это безналичная банковская ячейка, поясняет Золотов. Депозит у нотариуса — фактически частный случай аккредитива, когда поручение передать деньги продавцу дается не банку, а нотариусу. Он также должен перечислить деньги после регистрации перехода прав на жилье Росреестром. При расчетах по удостоверенной нотариусом сделке услуга составит 1,5 тысячи рублей.
Эти два вида расчетов отличаются лишь тем, на чьем счету — банка или нотариуса, будут лежать деньги покупателя до регистрации перехода прав в Россреестре.
Совершенно аналогично работает услуга номинального счета в ЦНС Сбербанка — покупатель переводит деньги на этот счет, ЦНС удостоверяется, что Росреестр зарегистрировал переход прав и зачисляет средства на счет продавца. Стоимость услуги составляет 2 тысячи рублей, рассказал Лейпи.
Литинецкая уточняет, что стоимость открытия аккредитива, например в Сбербанке, составляет 2 тысячи рублей на срок от 30 до 60 дней.
Однако есть банки, которые предоставляют эту услугу абсолютно бесплатно при размещении денег на аккредитив в сумме не менее 2 миллионов рублей, подчеркивает Иванова.
При этом расчеты через аккредитив, как и через банковский сейф, ограничены временем, хотя продлить аккредитив можно будет в большинстве банков бесплатно, подписав соответствующее дополнительное соглашение, а вот за дополнительные дни или месяц аренды банковского сейфа придется доплатить, отмечает она.
Подвохи и подстраховка
Однако при использовании банковского аккредитива есть опасность потерять свои деньги. "Аккредитив, в отличие от вклада, не страхуется. Поэтому при отзыве лицензии у банка деньги вернуть не удастся. Другой вопрос в том, кто останется потерпевшим. Если Росреестр успел зарегистрировать договор, то теряет деньги продавец. Если нет, то покупатель", — предупреждает Литинецкая.
Впрочем, как отмечают в Федеральной нотариальной палате, денежные средства, находящиеся на депозите нотариуса, выводятся из конкурсной массы в случае прекращения работы банка. "То есть даже если банк "лопнет", деньги, находившиеся на депозитном счету нотариуса, будут сразу же переданы нотариусу, который передаст их собственнику.
Важно также при открытии аккредитива предусмотреть вариант с отказом одной из сторон от сделки. Этот нюанс нужно урегулировать заранее как со второй стороной сделки, так и с банком.
Сделки в валюте
Расчеты в валюте между физическими лицами как частный случай оплаты покупки наличными возможны по их взаимной договоренности, при этом обычно в договоре указывается сумма рублевого эквивалента. Расчеты в валюте чаще всего применяются при сделках с недвижимостью бизнес-класса и более дорогой, или когда продавец планирует в дальнейшем приобрести жилье за границей, указывает Иванова.
По словам Литинецкой, риски такой формы расчета несет только продавец, поскольку за время регистрации курс доллара к рублю может измениться как в большую, так и меньшую сторону и в рублевом эквиваленте сумма поменяется. "В суде, если что, будут исходить из рублевой составляющей по курсу ЦБ на день подачи иска, а этот курс может сильно отличаться от текущего", — добавляет Золотов.
Поэтому при нестабильной экономической ситуации Лейпи рекомендует включать в договор пункты о минимальном или максимальном курсах валют, при достижении которых участники смогут отказаться от сделки, не уплачивая штрафов и пени.