Изменения в области организации рабочих процессов формируют будущее рынка офисной недвижимости. Все больше компаний переходят на гибкий формат работы. Чем привлекательна такая схема работы и как это изменит представления о классическом офисе в ближайшие годы, сайту "РИА Недвижимость" рассказала управляющий директор Regus по России Ирина Баева.
На наших глазах абстрактные еще несколько лет понятия вроде "цифровизации", "глобализации" и прочих "-ций" становятся осязаемыми явлениями, сопровождающими нашу повседневную жизнь. Подавляющему большинству менеджеров для выполнения текущих рабочих задач достаточно наличия высокоскоростного доступа в интернет, который, к слову, есть уже практически везде, и всего четырех электронных гаджетов: смартфона, ноутбука, наушников с микрофоном и качественной веб-камеры для участия в видеоконференциях и видеочатах. Для того чтобы сотрудник совершал звонки, планировал встречи, участвовал в планерках, разрабатывал проекты или отвечал на входящую корреспонденцию, ему совершенно не обязательно присутствовать в офисе с девяти до шести — все эти действия можно совершать из любой точки земного шара. При этом производственный результат будет тем же самым.
Все ушли домой
В этом плане показателен эксперимент, который проделала несколько лет назад редакция нью-йоркского журнала Inc. На время подготовки одного из номеров 30 редакторов, корреспондентов, корректоров и дизайнеров перестали ходить в классический офис и работали преимущественно из дома. Все коммуникации между сотрудниками редакции осуществлялись с помощью электронных гаджетов и приложений. Результат эксперимента оказался ошеломительным. Самым трудным для всех участников было перестроить принципы организации своего рабочего времени под новые условия работы из дома. Но когда им это удалось, оказалось, что новый формат гораздо эффективнее как в производственном плане, так и в личном: у многих появилось больше времени на семью и частную жизнь. По окончании эксперимента подавляющее большинство его участников высказалось за гибкую работу. Оптимальным решением был признан небольшой офис в удобном для всех месте, позволяющий не тратить много времени на дорогу, и приезды на службу по мере необходимости, а не каждый день от звонка до звонка. По подсчетам одного из сотрудников, отказ от привычного офиса сэкономил бы компании 500 тысяч долларов в год только за счет исключения из статьи расходов арендных платежей.
Вперед, в гибкое будущее
Результаты подавляющего большинства исследований, посвященных изучению современных тенденций организации рабочего процесса, уже давно кричат о растущей заинтересованности сотрудников в гибких условиях работы. Пару лет назад к этому тренду присоединились работодатели. Компания IWG, которая, в частности, управляет брендом Regus, выяснила, что 87% руководителей компаний считают гибкую работу конкурентным преимуществом своей фирмы. 89% топ-менеджеров уверены, что гибкие условия труда обеспечивают рост их бизнеса, 82% опрошенных такой формат помог выйти на новые рынки, 83% — максимизировать прибыль.
Данные, полученные IWG в 2018 году в ходе опроса 18 тысяч руководителей из 96 стран мира, подтверждают рост популярности гибкой работы. Как минимум один день в неделю вне офиса работают 70% сотрудников, 53% трудятся удаленно половину рабочей недели, а 11% вообще не появляются в головных офисах. Гибкое и эффективное рабочее пространство становится катализатором позитивных перемен и позволяет компаниям нанимать наиболее ярких и талантливых специалистов в любом уголке мира.
Другой офис
Все это логично меняет требования компаний к организации офисного пространства. Многим уже не нужны привычные тысячи квадратных метров в престижном историческом месте по фиксированной арендной ставке на несколько десятков лет вперед. Работодатели подстраиваются под запросы сотрудников и стараются обеспечить их возможностью работать там и в то время, которое им (сотрудникам) удобно. Рабочий день плавно интегрируется в повседневную жизнь людей, многие уже трудятся в режиме 24/7, решая производственные вопросы в рамках частной жизни. Для многих стало естественным совершить пару рабочих звонков или провести встречу в выходной день, а потом отыграть это время для своих частных нужд в будние дни. Соответственно меняются требования к офисам: арендаторы ждут от девелоперов не просто здание или помещение, а адекватный их потребностям набор услуг. Компании ищут небольшие помещения в удобных локациях — им нужно готовое место для того, чтобы сотрудник мог прийти и решать текущие задачи. Первоочередным для работников и работодателей становится полученный результат работы, а не контроль процесса его достижения.
Новая офисная классика
Первое гибкое офисное пространство появилось в 1989 году. Бизнесмен Марк Диксон выводил свою компанию на бельгийский рынок. Работать ему приходилось в кафе и гостиницах — снять временный офис было невозможно: таких просто не было. В аналогичной ситуации находились еще сотни и тысячи командированных в Брюссель сотрудников и мелких местных предпринимателей. Марк Диксон решил эту проблему: он организовал небольшое офисное пространство с повременной арендой полностью подготовленных для эффективной деятельности рабочих мест. Так появилась компания Regus — на сегодня крупнейший мировой поставщик гибких офисных решений.
Для кого-то пасущиеся в офисе коровы под сенью гигантских одуванчиков или у лестницы – это странность, но только не в офисе Danone. Ежедневно сотрудников и партнеров здесь встречают добродушные и разноцветные коровы. Это фишка компании уже много лет.
Для кого-то пасущиеся в офисе коровы под сенью гигантских одуванчиков или у лестницы – это странность, но только не в офисе Danone. Ежедневно сотрудников и партнеров здесь встречают добродушные и разноцветные коровы. Это фишка компании уже много лет.
Благодаря архитектурной компании za bor переговорная под названием "Бар" оборудована настоящей барной стойкой, а митинг-зона "Ночной клуб" пестрит афишами. В "Парке" растет трава, использованы фотообои с видами природы. В "Кинотеатре" есть экран и типичный красный занавес. А в "Библиотеке", само собой, множество книг на любой "вкус и цвет".
Благодаря архитектурной компании za bor переговорная под названием "Бар" оборудована настоящей барной стойкой, а митинг-зона "Ночной клуб" пестрит афишами. В "Парке" растет трава, использованы фотообои с видами природы. В "Кинотеатре" есть экран и типичный красный занавес. А в "Библиотеке", само собой, множество книг на любой "вкус и цвет".
Впрочем, всему есть свое объяснение – большая часть офиса отдана под учебный процесс, а значит нужно было создать такой офис, в котором молодые сотрудники могли бы максимально полно раскрыть свои способности и таланты, рассказывает Артем Пантелеев из компании "Гинт-М", осуществлявшей проектирование и реализацию проекта.
Впрочем, всему есть свое объяснение – большая часть офиса отдана под учебный процесс, а значит нужно было создать такой офис, в котором молодые сотрудники могли бы максимально полно раскрыть свои способности и таланты, рассказывает Артем Пантелеев из компании "Гинт-М", осуществлявшей проектирование и реализацию проекта.
Ну а корабельные тросы с анапуть-блоками и другая морская атрибутика задают пространству определенное настроение.
Ну а корабельные тросы с анапуть-блоками и другая морская атрибутика задают пространству определенное настроение.
Для кого-то пасущиеся в офисе коровы под сенью гигантских одуванчиков или у лестницы – это странность, но только не в офисе Danone. Ежедневно сотрудников и партнеров здесь встречают добродушные и разноцветные коровы. Это фишка компании уже много лет.
Благодаря архитектурной компании za bor переговорная под названием "Бар" оборудована настоящей барной стойкой, а митинг-зона "Ночной клуб" пестрит афишами. В "Парке" растет трава, использованы фотообои с видами природы. В "Кинотеатре" есть экран и типичный красный занавес. А в "Библиотеке", само собой, множество книг на любой "вкус и цвет".
Впрочем, всему есть свое объяснение – большая часть офиса отдана под учебный процесс, а значит нужно было создать такой офис, в котором молодые сотрудники могли бы максимально полно раскрыть свои способности и таланты, рассказывает Артем Пантелеев из компании "Гинт-М", осуществлявшей проектирование и реализацию проекта.
Ну а корабельные тросы с анапуть-блоками и другая морская атрибутика задают пространству определенное настроение.
Через 16 лет, в 2005 году, калифорнийский программист Брэд Ньюберг открыл первый коворкинг. С тех пор гибкие офисные пространства стремительно завоевывают рынок. Каждый год количество гибких офисов и коворкингов увеличивается в среднем в 2 раза, и все равно эксперты говорят о том, что спрос на такие пространства значительно превышает предложение. Лидером по количеству гибких офисов является Амстердам, где на такие решения приходится 6% всех офисных площадей города. За ним следуют Лондон с 4% и Нью-Йорк с 2,9%. Москва догоняет мировые деловые центры: на конец 2017 года в российской столице было 140 тысяч квадратных метров гибких офисных помещений, или 1% от общего объема рынка офисной недвижимости. По нашим прогнозам, уже в 2020 году эти цифры как минимум удвоятся — уже сейчас в Москве экспоненциально растет спрос на гибкие офисные пространства, приспособленные для размещения больших проектных команд до 30 человек.
Конечно, потребность в офисе как в месте, где можно провести деловую встречу или собрать сотрудников для мозгового штурма, не исчезнет. Речь идет о том, что изменится само представление о классическом офисе. Сегодня это огромный муравейник с сотнями индивидуальных рабочих мест, куда сотрудники приезжают к 9:00 и уезжают ровно в 18:00. Через 10 лет стандартный офис эволюционирует в многофункциональное высокотехнологичное пространство с гибкими рабочими местами для индивидуальной или коллективной деятельности в зависимости от характера решаемых работниками задач. По прогнозам Regus, к 2030 году каждый второй сотрудник в мире будет работать гибко, а это означает полную перестройку существующей структуры рынка офисной недвижимости.