Само существование небоскребов было бы невозможным без лифтов. Cегодня лифтовые технологии дошли почти до космического уровня. Рассказываем и показываем подробности о них на примере сталинской высотки на Котельнической набережной в Москве.
Жизнь высотная
Первые лифты в жилом доме на Котельнической набережной появились вместе с 176-метровым зданием в 1952 году. "Тогда кабины лифтов изнутри были деревянными. Современные же имеют что-то общее с историческими: отделка выполнена в бежевых тонах. Этот дизайн мы согласовывали с жителями, целый "консилиум" созывали", — рассказывает старший производитель работ компании "Мослифт" Александр Вяльченков, пока мы поднимаемся в машинное отделение лифтов высотки.
Квартиры в центральном корпусе здания находятся на 26 этажах, выше идут технические помещения, и на 32 этаже располагается лифтовое машинное отделение. Причем доходят лифты только до 30-го этажа, дальше нужно подниматься по узкой винтовой лестнице, напоминающей подъем на колокольню церкви.
Но вид с этой башни открывается еще более впечатляющий, чем с любой колокольни: столицу видно как на ладони, в том числе Кремль и современные небоскребы ММДЦ "Москва-Сити". Также отсюда можно разглядеть вблизи архитектурные элементы высотки.
Песни сокола
В машинном отделении находится служебное помещение "Мослифта", взявшего вертикальный транспорт в высотке на свое обслуживание ещё в 1980-х годах. "В целом здесь мы отдыхаем: у нас есть стол, диван, стулья", — отмечает электромеханик по лифтам Владимир Кузнецов.
В теплое время года помимо красивых видов сотрудников радуют пернатые соседи — соколы.
"Да, самые настоящие соколы. Каждую весну орнитологи привозят сюда соколиную семью, и до осени эти хищники охраняют памятник архитектуры от ворон и других птиц. Живут в верхней части высотки, летают, кричат", — поясняет с улыбкой Вяльченков.
Мозг лифтов
"В былые времена механизмы лифтов занимали немало места, множество больших шкафов были заняты разной техникой", — делится воспоминаниями Кузнецов.
Современная техника сильно "уменьшилась", теперь работа оборудования контролируется с помощью микроэлектроники, которая умещается в один небольшой шкаф управления. А самый главный элемент — мозг лифта — представляет собой маленький чип.
Механизмы — лебедка, тормоз и электродвигатель — тоже стали намного меньше и соединены в одном объекте, так называемом моноблоке.
Используется в высотке на Котельнической и еще более современное оборудование, которое занимает еще меньше места. Шкаф управления, например, располагается в подъезде на последнем этаже рядом с лифтами, а моноблок — вообще прямо в шахте над тросами.
Стоп кабина!
Лифты в высотках от обыкновенных отличаются немногим: основная разница заключается в скорости движения. В небоскребах применяют лифты со скоростью от двух метров в секунду, в "Москве-Сити" есть лифты и со скоростью шесть метров секунду, а в обыкновенных домах скорость движения кабины равна 1-1,4 метрам в секунду, рассказывает Кузнецов.
Но чем больше этажей в здании, тем больше работы у лифтеров. "Кстати, на самом деле мы — электромеханики. А "лифтерами" в былые времена называли лифтовых "швейцаров", которые нажимали кнопки. Для таких служащих в кабинах устанавливали сиденье. Профессии этой давно уже не существует, а люди почему-то стали так называть нас", — удивляется Вяльченков.
В обязанности электромехаников "Мослифта" входит техническое обслуживание и ремонт лифтов. "Все системы должны находиться в идеальном состоянии, это важное условие безопасности", — подчеркивает Кузнецов.
При этом упасть в шахту, сорвавшись с тросов, лифт не может принципиально: у любого вертикального транспорта есть два надежных способа защиты от падения — электронный и механический. Если скорость движения кабины превышает номинальную на 15%, электроника это считывает и немедленно останавливает движение. Если и это не помогает, то на помощь приходит механика — из-под пола кабины выезжают ловители и фиксируют ее в шахте.
Мозгом дело не ограничилось
Помимо "мозга" у современных лифтов есть и "интеллект". Благодаря умным технологиям лифты могут не только "петь" или подсвечивать кнопочки, но и самостоятельно принимать решение, на какой этаж везти конкретного пассажира.
"Степень интеллектуальной одаренности лифта зависит лишь от желаний и финансовых возможностей заказчика", — уточняет Вяльченков.
По его словам, сегодня для лифта можно выбрать дизайн кабины, настроить необычное освещение, создать музыкальное сопровождение, подключить внутри wi-fi, установить видеокамеры, контроль доступа и много чего еще.
"Сегодня лифты при помощи распознавателя лиц могут даже запоминать постоянных пассажиров и самостоятельно отвозить их на нужные этажи", — добавляет Кузнецов.
В небоскребах, где больше 50 этажей, сейчас также используют единую "распределительную" систему вызова для групп лифтов: пассажиры указывают, на какой этаж им нужно при вызове. Такие лифты заранее программируют "маршрут" поездки, и их нельзя "перехватить" на других этажах.
"Эта технология помогает экономить энергию и время поездки. Также такие лифты удобнее использовать для пересадок: современные лифты максимально поднимаются примерно до 30 этажа, затем пассажирам приходится делать пересадку, если им нужен более высокий этаж", — добавляет Кузнецов.