Четвертого августа в районе Марьино на юго-востоке Москвы начали работать первые инновационные лифты "Стриж" в жилых домах. Генеральный директор компании "Мослифт" Вартан Авакян рассказал и показал, что в них особенного и зачем они нужны.
"Стрижи" на службе умного города
Шесть "Стрижей" начнут работать в трехподъездном доме по адресу: Новомарьинская, 13. Район Марьино был выбран столичными властями в качестве экспериментального — здесь внедряются все самые передовые новшества жилищного хозяйства, которые позволят превратить столицу в настоящий "умный город".
Во дворах района устанавливают "умные" складывающиеся фонари; новые двери на подъезды, оснащенные домофонами с вмонтированной камерой, видеоэкраном, кнопками вызова диспетчера, консьержа и единой экстренной службы 112. Также здесь уже сооружена современная диспетчерская с ситуационным центром "Марьино", оборудованная по последнему слову техники.
Именно сюда будет передаваться данные от всех инженерных систем домов района, а также видео из всех лифтов.
"По статистике, установленные в лифтах видеокамеры и зеркала на целых 80% снижают вандализм. Потому сейчас почти во всех обсуживающихся "Мослифтом" объектах установлено и то, и другое. В наших новых лифтах мы пошли еще дальше — прямо из кабины можно будет с помощью видеосвязи общаться с диспетчером", — рассказывает Авакян.
Двусторонняя видеосвязь в "Стрижах" — это самое главное новшество лифта. "Меня спрашивают коллеги, зачем она? Я отвечаю, что это как автомобильная сигнализация, которая не используется каждый день, и может пригодиться только раз в жизни, но спасет ситуацию. Здесь так же, есть ведь люди, которые боятся замкнутых пространств, страдают разными заболеваниями. Живой, доброжелательный человек на экране сможет упокоить их и ничего страшного не произойдет", — поясняет Авакян.
А дальше дело техники: если застрял лифт, в течение получаса сотрудники лифтовой компании обязаны прибыть на место и вызволить пассажиров.
"Стрижом" свою инновационную продукцию "Мослифт" решил назвать, можно сказать, в честь себя. Дело в том, что логотип компании по форме напоминает именно эту птицу. Поэтому в узких кругах компанию так и называют — стриж.
Для собачьей безопасности
Конструктивно лифт от своих предшественников особо не отличается. Современные лифты превосходят их качеством материалов, деталями, отделкой и прочей дополнительной "начинкой. Всё это относится и к "Стрижу". В числе основных его преимуществ — мягкость и почти полная бесшумность хода, примерно как в новых вагонах метро. "Не идет, а шепчет", — отмечает Авакян.
Информационное табло на первом этаже у лифта показывает, на каком этаже находится лифт, на панели управления внутри кабины — направление движения, прохождение этажей, грузоподъемность.
Благодаря усовершенствованной электронике лифт имеет очень высокую точность остановки кабины напротив пола этажа, то есть на стыке нельзя споткнуться, и особенно это важно для маломобильных групп населения — колясочников, слабовидящих и тех, у кого нарушена опорно-двигательная система.
По всей высоте дверей проходит световой барьер, благодаря чему двери автоматически раскрываются, если в проеме что-либо находится. "Важно отметить, что барьер очень чувствительный и улавливает даже совсем незначительные препятствия, такие как собачий поводок. Где такой системы нет, может произойти трагедия, если собака и ее хозяин с ручкой от поводка окажутся по разные стороны дверей лифта, а кабина поедет", — говорит Авакян.
Отделка в лифте — антивандальная, из стальных листов, которые практически невозможно испортить без топорика или молотка. Кнопки выполнены в красивом дизайне с азбукой Брайля для слабовидящих.
В лифте более чем в три раза превышаются минимальные требования по освещенности (на полу, согласно нормативам, освещенность должна составлять 50-100 люкс, в "Стриже" — 300-350 люкс). При этом потребление электроэнергии здесь, наоборот, сокращено на 25-30% благодаря энергоэффективным светильниками и режиму их работы, при котором свет в кабине загорается только тогда, когда лифт движется.
"Зеркало в "Стриже" тоже особенное — бронированное. Оно не дает осколков, если разобьется ", — подчеркивает Авакян.
И другие птицы
В планах "Мослифта" изготавливать примерно 500 "Стрижей" в год. "Но в дальнейшем, после того, как мы закончим модернизацию своих заводов, производство будет расширяться. Это важно, потому что чем шире применяется передовая технология, тем дешевле она становится в себестоимости", — рассказывает Авакян.
Например, еще 2011 году в Москве было только около двух тысяч лифтов со световым барьером по всей высоте дверей, и в основном они находились в коммерческих жилых домах. Сегодня же, по словам Авакяна, таких лифтов уже около 30 тысяч.
Также сегодня "Мослифт" проводит испытания еще одной новой модели лифта, которую можно будет использовать без машинного помещения за счет уменьшения механики. "Может быть, придумаем для этого лифта тоже какое-то "птичье название", — добавляет с улыбкой Авакян.