Без падений: что нужно знать о лифтах в доме
При входе в кабину нельзя держать собаку на поводке - ее нужно взять за ошейник или вообще на руки, если она маленькая. Дело в том, что даже самые современные лифты не воспринимают поводок в качестве препятствия. То есть, если вдруг вы с собакой окажетесь по разные стороны от дверей лифта, а ручка поводка останется в ваших руках и лифт при этом кто-то вызовет, может произойти трагедия.
Также при входе в лифт ни в коем случае нельзя оставлять ребенка в коляске.
Материал подготовлен при участии сотрудников "Мослифта", генерального директора АДС СРО "Лифтсервис" Алексея Захарова и директора по сервису и модернизации компании "МЛМ Нева трейд" Андрея Васильева.
Конструктив лифта предполагает невозможность падения кабины: при ускорении движения свыше 15% от номинальной скорости происходит срабатывание системы ловителей, и кабина жестко фиксируется на направляющих. Однако правила безопасности все же лучше знать. При быстром движении лифта вниз, нужно как можно скорее нажать кнопку "стоп" (при ее наличии). Если ускоренное движение продолжается, нужно занять удобное положение и приготовиться к толчку пола.
При застревании следует нажать кнопку вызова диспетчера и объяснить ему, что произошло, или вызвать по телефону аварийную службу. Если кнопка не работает, а мобильного телефона с собой нет, нужно попытаться позвать на помощь соседей.
Затем главное - не паниковать и дождаться электромехаников лифтовой компании, которые дежурят круглосуточно. Они обязаны освободить застрявшего пассажира в течение 30 минут после получения информации от диспетчера УК.
При этом ни в коем случае нельзя пытаться выбраться из лифта самостоятельно, раскачивать его, ломать или раздвигать двери кабины. Это опасно для жизни.
Сообщить об этом в управляющую домом компанию или в диспетчерскую службу. Согласно закону, компания, которая занимается обслуживанием лифта, должна прибыть на адрес в течение 2-х часов в буди в дневное время или в течение 3-х часов в вечернее или ночное время, выходные и праздничные дни. Освобождение в течение 30 минут.
На неисправность лифта могут указывать:
- посторонние сильные шумы;
- вибрация и рывки при работе лифта,
- запах гари;
- видимые повреждения оборудования, в том числе в стенах кабины, элементов управления и индикации;
- отсутствие освещения в кабине;
- неработающая кнопка связи с диспетчером;
- неработающая кнопка "стоп".
О любых неисправностях нужно сообщать в диспетчерскую службу управляющей компании или аварийную службу обслуживающей лифт компании по телефонам, указанным на информационной табличке на первом этаже.
Если лифт регулярно выходит из строя, следует обратиться в организацию, выполняющую техническое обслуживание лифта, либо в управляющую домом компанию. "Лифтовики" должны принять меры для восстановления нормальной работы оборудования.
Замена лифта возможна только после окончания его срока службы и принятия экспертной комиссией соответствующего решения. В противном случае сменить оборудование жители могут только за свой счет.
Внеплановый ремонт лифта проводится, в случае выхода из строя какой-то из его частей или деталей, либо в чрезвычайных ситуациях, таких как пожар и затопление.
Если же серьезных причин для ремонта нет, но жители хотят что-то улучшить, это можно сделать за свой счет. Договор на выполнение необходимых работ с "лифтовиками" должна заключить управляющая домом компания - после общего собрания.
В таких случаях нужно обращаться в Мосжилинспекцию. Эта организация занимается жилищным надзором, лицензированием и контролем управляющих домами компаний.
Срок службы лифтов устанавливает производитель, как правило, он составляет 25 лет. До его окончания проводится экспертная оценка соответствия, по результатам которой срок эксплуатации лифта могут продлить. Сроки планирующейся замены указываются на сайтах региональных операторов капремонта.
В каждом доме на первом этаже у лифта будет находиться информационная табличка, на которой указаны: учетный и заводской номера оборудования, даты его ввода в эксплуатацию и следующего технического освидетельствования, срок службы. Год производства лифта часто размещается и на заводской табличке внутри кабины.
Также за информацией можно обращаться в управляющую компанию, где должны сообщать и о результатах экспертной оценки лифта перед окончанием его срока службы.
Нужно обратиться в управляющую компанию, которая обязана предоставить графики техобслуживания лифтов и информацию по их выполнению. Сроки капитального ремонта (замены) лифтового оборудования можно посмотреть на сайте регионального оператора капремонта домов. Например, на ресурсе московского Фонда они размещены в разделе "Дом в программе".
Обслуживание и ремонт лифтов проводятся в соответствии с инструкцией по эксплуатации оборудования завода изготовителя. Разные виды работ проходят с разной периодичностью: ежемесячно; один раз в три месяца; один раз в полгода и раз в год.
В многоквартирных домах за состоянием и ремонтом лифтового оборудования обязана следить управляющая организация. Это может быть товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительный кооператив (ЖСК), коммерческая управляющая компания (УК) или государственное бюджетное учреждение (ГБУ).
Регулярное техническое обслуживание и ремонт оборудования проводит специализированная организация по лифтам, с которой заключен договор у управляющей организации.