Аренда жилья — вынужденная мера, и любой арендатор стремится поскорее переехать в собственную квартиру. Это распространенное мнение опровергает журналист, арендодатель и арендатор с 28-летним опытом Марта Савенко. Своя квартира у нее есть, но она предпочитает ее сдавать и снимать другую. Почему — читайте на сайте "РИА Недвижимость".
Очень хотелось свою "кофточку"
Когда я родилась, огромную арбатскую коммуналку пришлось разделить на две части, поскольку у соседа был туберкулез. Нашей семье досталось отдельная квартира общей площадью 40 квадратных метров на четверых с удивительной галерейной планировкой: вход в маленькую комнату через большую, а в большую — через кухню. Личное пространство? Нет, мы с братом про это не слышали.
Конечно, мне всегда хотелось жить отдельно. Об аренде я задумалась, когда мне было всего 16. На минуточку, тогда был Советский Союз, и комнаты по телефону назывались кофточками, не такое уж это большое преувеличение. Все было под контролем, аренда как таковая была вне закона. Какое-такое лишнее у тебя жилье? Будь любезен, сдай государству.
Но снять комнату все же было можно, и я пыталась это сделать, невзирая на возраст. Я тогда как раз устроилась на свою первую работу и наивно полагала, что раз мне платят деньги, то и потратить их я могу, куда захочу. Арендодатели, с которыми я знакомилась по блату, улыбались и все как один просили прийти года через три-четыре. Совсем юных арендаторов тогда не воспринимали всерьез.
Жить с алкоголиком
Первое жилье я сняла, когда мне было 20. Это была комната в девятиэтажке недалеко от станции метро "Кантемировская", ремонта там не было лет 30. Хозяин квартиры — типичный антисоциальный элемент, но я ухитрилась с ним подружиться, а денег на попойки не давать. Вообще, аренда в стране, где ей не посвящены отдельные законы, всегда базируется в первую очередь на личных отношениях.
Я снимала жилье и дальше, изредка и ненадолго возвращаясь к родителям — когда денег становилось совсем мало. В очередь на получение жилья, которая существовала и после распада СССР, нас ставить не хотели, а купить свою квартиру много лет было совершенно невозможно. Поэтому долгое время альтернативы аренде просто не было.
Потом, конечно, появилась ипотека, и я даже задумывалась: а не взять ли мне ее? Но сейчас я рада, что не сделала этого. Ставки были такие, что квартира по ипотеке обходилась в три цены, а во что вляпались те, кто взял жилищные кредиты в долларах, мы все хорошо знаем. Конечно, чем ниже будут становиться ипотечные ставки, тем больше плюсов будет в пользу покупки собственного жилья.
Сдать, чтобы снять
В конце 90-х наша семья благодаря мне решилась на беспрецедентный шаг — сняли на окраине большую квартиру, а нашу арбатскую отремонтировали и сдали в аренду. Нам предлагали ее продать, но тогда это казалось невероятным, да и сделка по продаже была весьма рискованным предприятием. Аренда стала компромиссом, который позволил нам всем жить просторнее.
В 2012 году у меня наконец появилась своя квартира. Так получилось, что расположена она в одном из замкадовских районов. Я сначала думала, что перееду туда, но потом решила остаться в Беляево, где снимала тогда жилье, а свою квартиру сдать. Любопытно, что по деньгам получалось примерно одно и то же — так бывает, когда снимаешь квартиру в период падения цен, а свою сдаешь на пике их роста. Многие арендодатели очень дорожат жильцами, которые живут у них подолгу и аккуратно платят, и стараются повышать им цены по минимуму. Это в целом правильно: сиюминутная выгода может в конечном итоге обернуться длинным простоем квартиры, и потом, неизвестно, каким окажется сотрудничество со следующим жильцом.
Я и сейчас живу в арендованной квартире, причем, когда мне понадобилось, переехала ближе к центру. Вообще, за те 28 лет, что я снимаю жилье, успела оценить преимущества и недостатки аренды как образа жизни. Нельзя сказать, что я убежденный ее сторонник, и не хотела бы жить в своей квартире. Наверное, хотела бы, но попозже.
В чем же цимес?
Аренда — это свобода. В 1999 году я посчитала, что моей доли от сдачи в аренду арбатской квартиры хватит либо на то, чтобы снимать полноценную однушку в Москве и работать, либо на то, чтобы снимать ее же в другом городе — а на оставшиеся деньги жить, пускай и довольно скромно. Как только я все это осознала, то собрала чемодан и уехала в Анапу. Там прожила полгода, арендуя прекрасную квартиру на высоком этаже с видами на море и город. Все равно, конечно, работала — в местной газете за крошечную зарплату, просто чтобы оставаться в профессии. Жила бы там и дольше, но вернувшись в Москву на сессию (я тогда училась на заочном), неожиданно вышла замуж, и в Анапу вернулась уже возвращать ключи.
Если снимаешь жилье, переезд происходит намного быстрее и легче, чем в том случае, когда его надо продавать и покупать новое, особенно учитывая сегодняшние реалии рынка вторичного жилья. Сейчас, чтобы быстро продать квартиру, надо демпинговать, а другие продавцы в большинстве своем этого делать не хотят, и, следовательно, альтернативная сделка либо занимает много времени, либо съедает много денег.
Но помимо свободы в аренде есть и риски. Хотя рынок за эти годы сильно изменился, тем не менее, я знаю и недавние истории, когда люди заключали договор, на следующий день приезжали с вещами в новое жилье — а там другая семья, и ключи, которые выдал арендодатель, уже не подходят к замку.
Меня часто просят съездить вместе на просмотр квартиры — проверить документы, посмотреть на собственника, добиться лучших условий в договоре. А уже сняв квартиру, звонят, если возникают проблемы: "Ты такая опытная, дай совет". Всем этим должны заниматься агенты по аренде, но примерно 70% из них свою обязанность видят только в том, чтобы приехать на просмотр и не дать владельцу квартиры и арендатору договориться напрямую, чтобы получить свои комиссионные, — а потом хоть трава не расти.
Где вы взяли эти проценты?
Я думаю, если бы не вопиющее и повсеместное отсутствие профессионализма, стандартов оказания услуги и регулирования в профессии (ведь агентом по недвижимости до сих пор может стать кто угодно, особых препятствий нет), арендаторы не стремились бы так, как сейчас, снимать жилье без комиссии. Люди любят платить деньги, но только понимая, за что они их платят.
Я вовсе не против риелторов, ведь у меня есть опыт этой работы: я в разное время работала в двух крупных агентствах недвижимости. Знаю, какой это нелегкий хлеб, и понимаю, что профессия риелтора, во-первых, существует не зря, а во-вторых, ее суть — вовсе не посредничество, как думают многие. Хороший специалист зарабатывает на том, что он сопровождает сделку и на любом ее этапе помогает своему клиенту — знаниями, действиями, умением вести переговоры и отстаивать его интересы. В аренде я знаю всего нескольких, кто делает именно так, хотя комиссию агентам платила много раз, чаще всего стиснув зубы и недоумевая: за что же я плачу?
Моя мечта — создать идеальное агентство по аренде жилья с выверенными справедливыми тарифами — я не понимаю, с какой стати надо взимать комиссионные в процентах от стоимости квартиры, если услуга оказывается одна и та же, будь то квартира за 30 тысяч рублей или за 50. Я бы хотела, чтобы в этом агентстве были грамотные и ответственные брокеры, и чтобы там можно было получить разнообразный дополнительный сервис. Не уверена, что на сегодняшнем рынке это хорошо пойдет, но очень хочется создать стандарт услуги, показать, как должно быть.
Спасибо за "Съёмное"
Сейчас работаю над моим проектом "Съёмное" — ему скоро исполнится два месяца, и помимо телеграм-канала @Arendatoru, он включает в себя страницу в "Фейсбуке", а еще я планирую выйти с ним в "Инстаграм" и "Яндекс.Дзен". После ухода из издания "Коммерсантъ Дом", где я четыре года писала обзоры рынка недвижимости, в том числе и по жилой аренде, у меня образовалось свободное время, а тут как раз случился бум "Телеграма". Я попробовала вести канал — и поняла, что мне легко и интересно каждый день рассказывать об аренде то, что я о ней знаю. Конечно, я знаю не все, поэтому на канале регулярно появляются эксперты.
Аудитория у меня благодарная, кстати, это не только арендаторы, которые публикуют у меня объявления о поиске жилья, арендодатели тоже могут подать на канал свои объявления, заполнив специальную форму. Все объявления я проверяю, сухие строчки из анкет перевожу на литературный русский язык, фотографии обрабатываю. Каждый объект по базам данных сравниваю с конкурентами и делаю вывод об адекватности цены и возможности торга.
Еще я делаю опросы — вот недавно выяснилось, что, несмотря на грядущее принятие закона, который будет мотивировать арендаторов сообщать о заключенных договорах найма в налоговую инспекцию, несмотря на усилившиеся рейды участковых полицейских, большинство арендодателей не собираются "выходить из тени".
Я думаю, это следствие того, что у нас нет, как в европейских странах, законов, подробно регулирующих аренду, которые защищали бы обе стороны. Прежде чем требовать платить налоги, государство должно было бы расписать правила игры, предоставить гарантии и тем, кто снимает жилье, и тем, кто его сдает.