Коммерческая недвижимость переживает нелегкие времена — девелоперам приходится адаптироваться к новым кризисным реалиям. О том, какие конкурентные стратегии в текущих условиях используют девелоперы рынка складской недвижимости, сайту "РИА Недвижимость" рассказал первый заместитель руководителя холдинга "Строительный Альянс" Артем Петрухин.
Склад на заказ
Рынки складской недвижимости Москвы и области демонстрируют явное снижение девелоперской активности, о чем свидетельствуют итоги III квартала текущего года. Причина тому — большой риск простоя складских площадей из-за сохраняющейся высокой вакантности, удорожание строительства и сложность получения кредитов.
Подобная неопределенность диктует свои правила построения диалога с рынком. Ключевые игроки понимают, что коммерческий успех девелопера, прежде всего, зависит от наличия эффективной стратегии.
Наиболее рациональной и распространенной стратегией в текущих условиях является схема build-to-suit — создание складов под конкретного клиента. Холдинг "Строительный Альянс" уже в 2013 году начал реализовать складские комплексы по этой схеме, когда о таком формате многое говорили только как об инструменте маркетинга. Сейчас холдинг продает все свои склады уже на стадии 35% готовности проекта.
Лукавое преимущество
В активе девелопера всегда должен сформулированный список долгосрочных конкурентных преимуществ. В качестве одного из них некоторые девелоперские компании предъявляют наличие собственного производства строительных материалов.
У нашего холдинга такого предприятия нет, и объяснение этому очень простое. Давайте посмотрим, что сейчас происходит на рынке строительных материалов. Есть данные, что профильные заводы еще по итогам 2015 года из-за отсутствия спроса были загружены максимум на 60%, сейчас же мощности задействованы только наполовину. Рынок перенасыщен, выбор поставщиков огромный, конкуренция очень высокая.
Понятно, что кризис рано или поздно закончится, но, говоря о конкурентном преимуществе в связи с наличием собственного предприятия стройматериалов, участники рынка, прежде всего, настаивают на том, что снижают себестоимость строительства. На мой взгляд, это чистой воды лукавство, декларация мнимого преимущества, продиктованная элементарным соблазном сэкономить.
Дело в том, что производство стройматериалов у девелопера — это предприятие вне рынка. Что оно производит, в каких объемах и какого качества, какие сроки поставки материалов, — знает только сам владелец. Никто другой эти товары у него не купит: зачем вкладывать в производство конкурентов? Рынок не регулирует деятельность такого предприятия, следовательно, незачем вкладывать в передовые технологические решения, генерировать новые идеи, незачем регулировать ценовую политику и приспосабливаться к реалиям рынка. Поэтому, если потенциальный инвестор, покупатель, принимая решение, расценивает собственное производство стройматериалов у девелопера как преимущество, он сильно рискует.
Партнерство с лидерами
Строительные компании очень четко отслеживают тенденции рынка строительных материалов, анализируют возможности его игроков, чтобы потом не возникало проблем с объемами, качеством, сроками поставки.
Холдинг "Строительный Альянс" работает с лидерами рынка строительных материалов и закупает строительные материалы самостоятельно только у проверенных надежных партнеров.
Что же касается конкурентных преимуществ, то уже в конце этого года нами будут подписаны партнерские соглашения с ведущими российскими производителями строительных и отделочных материалов. Мы договорились о разработке и внедрении востребованных нашими заказчиками инновационных технологий и оборудования специально для технопарка "Сынково" и других объектов индустриальной недвижимости холдинга "Строительный Альянс".
В ближайшем будущем при строительстве новых объектов мы намерены внедрить разработанную проектным институтом специально для холдинга инновационную конструкцию высокопрочных полов, которые позволят свести к минимуму износ и увеличат срок службы складской техники.