МОСКВА, 26 апреля — РИА Новости. Клиенты продуктовых сетей в России стали более избирательны в своих предпочтениях в результате ухудшения экономической обстановки и введения режима контрсанкций. К такому выводу пришли участники программы «РИАльные тренды с CBRE», посвященной импортозамещению в продуктовом ритейле.
Первая передача из цикла «РИАльные тренды с CBRE», которую готовят вместе команда сайта «РИА Недвижимость» и компания CBRE, была представлена широкой аудитории во вторник, 26 апреля. В ней приняли участие управляющий директор отдела торговых помещений CBRE Михаил Рогожин и глава развития сети «Азбука Вкуса» Юрий Лосев.
Из кофеен в продуктовые магазины
По словам Лосева, средний чек в «Азбуке вкуса» изменился, по сравнению с докризисным временем, несильно, и составляет 1,5 тысячи рублей.
«Нельзя сказать, что люди стали есть какие-то продукты больше, а какие-то меньше. Они просто стали избирательнее. Не более того», — констатирует он.
С этими наблюдениями согласен и Рогожин. «Многие люди действительно сегодня продолжают ходить в свою прежнюю любимую сеть, но покупают не огульно, не все, что нравится — продукты, которые им понадобятся не ближайшие два месяца, а в ближайшие неделю или две», — отмечает он.
При этом, обращает внимание глава развития сети «Азбуки вкуса», даже клиенты премиальных магазинов стали меньше ходить в кафе и рестораны и больше есть дома: «Кто-то решил, что лучше готовить дома, кто-то перешел на готовую еду или на полуфабрикаты».
Как объясняет Рогожин, это связано с тем, что в общепите «за определенную еду определенного качества, помимо стоимости самой еды, берется наценка за приготовление, подачу, обслуживание, коммуналку и так далее». «Сейчас достаточное количество людей предпочитают купить схожий по качеству, а, может быть, и в чем-то лучший товар, в супермаркете и приготовить его дома, не переплачивая», — подчеркивает представитель CBRE.
Уругвайский сыр в Сибири
По данным CBRE, доля импорта в розничной продуктовой торговле в России по итогам 2015 года снизилась с 34% в 2014 году до 28% в 2015 году. На фоне контрсанкций новыми значимыми импортерами стали такие страны, как Белоруссия, Казахстан, Марокко, Китай, Эквадор, Бразилия, Аргентина, Парагвай, Бразилия, Египет, Израиль, Новая Зеландия.
«У нас нет французских сыров. Хотелось бы кому-то, наверное, покупать французский сыр, но его просто нет, а есть хороший, качественный, но швейцарский или южноамериканский», — признает Лосев.
Более того, говорит Рогожин, латиноамерканский сыр доехал даже до Забайкалья: «Меня поразило, когда я увидел в Чите на полках местной сети супермаркетов сыр из Уругвая».
А вот качество российской продукции, которая должна была прийти на смену импортному продовольствию, не всегда выдерживает проверку, сетует Лосев.
«Сейчас проводится большая работа, чтобы расширить количество поставщиков, но есть одна проблема. Поставщик обязан выдержать объем, сроки поставки и, самое главное, качество. У нас в компании есть лаборатория качества с международным сертификатом, и очень большой отсев именно по качеству», — рассказывает он.
Время новых форматов
Правда, по словам эксперта, активность отечественных производителей возросла во много раз. «Мы с удовольствием готовы брать именно отечественный продукт, но хотим, чтобы качество было на уровне импорта», — подчеркивает Лосев.
Он считает, что продуктовые сети должны уметь выживать не только в тучные годы, но и в худые. «Задача ритейлера — адаптироваться к этим непростым условиям, и кто быстрее адаптируется, тот и выиграет», — отмечает представитель «Азбуки вкуса».
По его мнению, необходимо работать над новыми форматами торговли и привлекать посетителей эмоциями. «У нас есть демокративный формат «АВ-Маркет», который ориентирован на семейное пребывание в магазине, когда есть возможность протестировать товар, поучаствовать в кулинарном шоу, попробовать какое-то вино. Новации нужны. В кризис люди тоже должны улыбаться, должны получать положительные эмоции», — уверен Лосев.
Рогожин в свою очередь указывает, что у россиян уже сформировалась привычка к «красивым, светлым, удобным проектам в ритейле, где есть хорошие операторы и хорошая развлекательная составляющая».
«Надо построить новую бизнес-модель, может быть, с немного другой окупаемостью, но главное — сохранить качество объектов и качество услуги, предлагаемой людям, несмотря на то, что экономические условия стали другими», — резюмирует он.