В российской столице всего два музея на сегодняшний день соответствуют международным стандартам, в остальных же заграничным туристам ориентироваться намного труднее, поскольку во многих отсутствуют аудиогиды и указатели на иностранных языках. Экскурсовод из Москвы Феликс Мальцев, вошедший в топ-10 лучших гидов мира по версии британского издания The Guardian, рассказал сайту "РИА Недвижимость" о том, какую "точку" нужно исключить из экскурсионного маршрута европейцев, в какие места не пускают гостей из других стран сегодня и что восхищает их в российской архитектуре.
Обман зрения
Имидж о Москве у иностранцев формируется в основном из новостных сводок, и он, как правило, негативный. Но, приехав лично, они никогда не бывают разочарованы, в том числе и архитектурой российской столицы.
Иностранцы видят, что город гораздо чище и красивее, чем они думали. Также туристы убеждаются, что российская столица намного безопаснее, нежели обычно показывают в новостях.
Доступ запрещен
Что касается конкретных московских маршрутов, которые, как правило, предпочитают туристы, то надо понимать, что у гостей столицы обычно очень мало времени. Если туристы еще и не молоды, то больше одной точки они и не выдержат. Поэтому их выбор не велик — только в Кремль сходить, ну и, допустим, в Третьяковку. Вот вам и программа на все два дня.
Зачастую иностранцы интересуются тоталитарным прошлым. Например, очень популярна экскурсия по сталинским местам. В нее входит музей ГУЛАГа, но, к сожалению, он очень простенький. Ему очень далеко до того, чтобы называться современным.
Недалеко от Москвы есть два места, куда рвутся все иностранцы мужского пола. Первое — Центральный музей бронетанковой техники и вооружения в Кубинке, второе — Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ в Монино. Они оба находятся на балансе у Минобороны, и для россиян туда вход свободный, а для иностранцев — нет. Заграничные гости должны получить разрешение. Это идиотизм, поскольку в музее представлена только старая техника. Откуда там военные секреты?
В этих музеях давно нужно снимать пропускную систему, ведь музей танков по представленной технике является самым богатым в мире, но попасть туда достаточно сложно. Еще хочу отметить, что в начале нулевых у туристов был популярен музей КГБ, ныне Музей ФСБ на Лубянке,7, но потом он стал исключительно ведомственным, и доступ иностранцам был закрыт.
Проблема с гардеробом
В Москве сейчас всего два музея, которые соответствуют международным стандартам: Еврейский музей и Музей космонавтики. Это два хорошо сделанных интерактивных музея, где иностранцам легко ориентироваться. Находясь там, гости не задают вопросы: а почему он такой архаичный, а почему нет информации на иностранных языках?
Дело в том, что не во всех музеях предусмотрены аудиогиды и таблички на иностранных языках, указывающие, что это за портрет или предмет. А если люди приходят не с экскурсией, а самостоятельно, то они начинают возмущаться: как же так? Это очень типичная ситуация.
Следующий вопрос мелкий, но два раза на моей практике людей довели до слез. В России людей в обязательном порядке заставляют сдавать одежду в гардероб. А ведь очень часто у людей карманы есть только в верхней одежде, и они боятся оставлять деньги и документы в гардеробе. Был случай, когда в Тверской картинной галерее посла Бразилии так и не пустили в залы музея, потому что она отказывалась оставить вещи в гардеробе. При этом вызвали милицию. Это было давно, но до сих пор вспоминать неприятно.
Платные парковки
Серьезный и часто московский вопрос — платные парковки, которые превращают автомобильные экскурсии по центру города в ад. Дело в том, что программа предусматривает многочисленные остановки, и есть такие, когда в течение двух часов нужно выйти 10 раз.
Я вижу решение этой проблемы в том, чтобы турагентствам выдавались пропуска — бумажки с надписью "Разрешается бесплатная парковка", которые можно поставить на лобовое стекло. Ведь таких машин будет не очень много — 10-15 в день, и они не ухудшат транспортную ситуацию.
Не Москвой единой
Традиционный российский туристический маршрут "Золотое кольцо" существует в двух вариантах: "малое кольцо" и "большое". Первое включает два дня с ночевкой в Суздале. Второй маршрут занимает четыре дня, но это для тех, у кого есть деньги и время.
К "Золотому кольцу" у меня больших претензий нет, в малом варианте просто все хорошо. Суздаль — это чуть ли не единственный провинциальный городок, который действительно готов к приему иностранных туристов. На этих маршрутах есть, что показать туристам — наши церкви им нравятся, удивляют своей архитектурой, непохожей на Западную Европу.
Если говорить о "большом кольце", то здесь проблемы связаны с качеством гостиниц и санузлов. Что касается дорог, кое-где они стали лучше, по крайней мере, федеральные трассы в нормальном состоянии.
Есть еще популярный маршрут "Санкт-Петербург — Москва" на пароходе по каналам с выходом в провинциальные города. Хотя там будет перегрузка по церквям, но это неизбежно. Я не так часто там работаю, но могу сказать, что пароходный парк требует замены.
О политике и деньгах
Сейчас наблюдается значительное снижение количества европейских туристов. Если, например, 2-3 года назад летом я в среднем работал 27-28 дней в месяц, то сейчас 4-5 раз. В этом, конечно, виновата политика, в том числе и ситуация с Украиной.
Возможно, что сейчас эта ситуация будет меняться, потому что рубль очень сильно упал, и как в 90-е годы, Россия стала дешевой для иностранных туристов. Полтора года назад наша страна была одной из самых дорогих в мире, поэтому к нам приезжали либо только на два дня в Москву, либо брали четырехдневный тур, включающий столицу и Санкт-Петербург.
Но если европейцев стало меньше, то Китай растет в плане туризма. Поток гостей из Поднебесной увеличивается, поскольку наше государство сейчас всячески заигрывает с Китаем. Но с китайцами я не работаю, и тут никаких конкретных цифр назвать не могу.