Оформление домашнего очага в наши дни владельцы квартир или коттеджей все чаще доверяют чужим людям – специалистам в области дизайна интерьеров, но разыскать профессионала, с которым было легко работать, порой, не так-то просто. Сайт "РИА Недвижимость" выяснил, как правильно выбрать дизайнера, а также построить с ним работу.
Первичный отбор
Рынок дизайнерских услуг достаточно большой. Верный способ поиска дизайнерского бюро, по мнению Орехова, совет друзей и знакомых, которые уже обращались в то или иное дизайнерское бюро. Если друзья говорят "нам не понравилось, это был полный кошмар", то лучше уточнить, почему.
"Причины "фу" могут быть разными, и к вам не иметь никакого отношения. Если видите результат работы, и он вам нравится – все же пообщайтесь с дизайнером. На встрече проверите все негативные отзывы", — рекомендует Орехов.
При этом эксперт советует спросить о слабых сторонах специалиста, ошибках, которые он допускал и как выходил из сложных ситуаций. "Следите за реакцией. Если таковых нет – это также повод для беспокойства. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Или дизайнер неопытный или что-то намеренно скрывает", — обращает внимание он.
Впрочем, можно приступить к поискам самостоятельно. В этом случае поможет интернет или же кипа журналов, в которых можно ознакомиться с примерами работ того или иного дизайнера.
"Занимаясь поиском дизайнерского бюро, во-первых, внимательно изучите портфолио каждой компании-кандидата. Первый выбор всегда делается глазами, и проекты, которые та или иная фирма уже успела осуществить, многие расскажут вам и о качестве самой работы, и об уровне профессионализма", — рассказывает арт-директор архитектурного бюро "Победа дизайна" Степан Бугаев.
Он также рекомендует ознакомиться с профилем деятельности бюро, другими словами, на каком сегменте рынка фирма специализируется: занимается ли интерьерами загородных домов или небольших квартир. "Если спектр задач, которые осуществляет компания, довольно широк – это хорошо", — замечает собеседник "РИА Недвижимость".
Кроме того сформировать определенное впечатление о команде или конкретном специалисте поможет информация о сотрудниках, размещенная на официальном сайте: фото, комментарии, статьи, конкретные проекты.
"Цитируемость в профильных цифровых и печатных СМИ также подскажет вам, с кем лучше начинать сотрудничество. Иногда деятельность бюро хорошо характеризует активность в социальных сетях, а также регулярные обновления на сайте.
"Если последний пост в Facebook был опубликован несколько месяцев назад, то это напрямую отражает подход компании к своей работе: за что-то взялись, но не довели до конца", — приводит пример Бугаев.
Обратите внимание
"Не дайте красивой презентации себя обмануть – смотрите глубже", — предупреждает Орехов. Ведь в конечном cчете интерьер может встать в копеечку, но при этом заказчик не получит ожидаемого результата.
"Во-первых, дизайнер должен быть опытным. Обратите внимание, на то, реализовал ли он свои проекты, и, если нет, то почему. Дизайнеры-теоретики создадут в вашем интерьере интересную концепцию, но построить ничего не смогут", — объясняет ведущая телепроекта "Сделано со вкусом" Елена Усанова.
Еще один немаловажный момент, замечает Усанова, заключается в том, что хозяину квартиры нужно понимать, слышит ли дизайнер своего его, хочет ли понять и почувствовать стиль его жизни, или же все, что ему нужно — реализовать за чужой счет свои профессиональные амбиции.
Юрист "Европейской Юридической Службы" Вячеслав Юринов уточняет, что как правило подтверждением квалификации дизайнера служат его дипломы, сертификаты и аттестаты, однако по закону их наличие для данной деятельности совершенно не обязательно.
"Что касается индивидуального предпринимателя или организации – студии дизайна или же архитектурного бюро, они обязаны предоставить свои реквизиты или свидетельство, выданное налоговой инспекцией", — говорит юрист.
Выстраивание диалога
Подготовьтесь к первой встрече c дизайнером. Выберите предположительную цветовую гамму, стилистику, подумайте о том, какой вы хотели бы получить функционал помещений. Наглядные примеры из интернета и глянцевых журналов также могут быть очень полезны, советует руководитель архитектурного бюро DR House Владимир Митина.
Если нужны только визуализации или эскизные решения вашего пространства, то проще найти дизайнера-фрилансера. Если же требуется комплексное решение от создания проекта до полного сопровождения процесса реализации, нужно обращаться в студию или бюро, поскольку в этом случае над проектом будет трудиться целая команда специалистов.
"Главное – не пытайтесь быть дизайнером, он же не стремится быть вами. Для того чтобы профессионал более точно понял пожелания, постарайтесь больше открыться ему", — настаивает Бугаев.
Он рекомендует высказывать в диалоге со специалистом свои пожелания, делиться жизненными ситуациями, например, при оформлении детской комнаты стоит уточнить, что ребенок увлекается танцами.
Соответствие цене
"Услуги дизайнеров должны стоить понятных денег. Если у специалиста нет цены за конкретные услуги, что-то тут не так. Неспособность или нежелание назвать стоимость должно сразу насторожить", — делает акцент Орехов. По его словам, такой специалист либо пытается договориться о встрече, в надежде выжать больше денег, или не знает, как оценивать свою работу из-за отсутствия подобного опыта.
Собеседник агентства настаивает на том, что дизайнер определенно должен ориентироваться в ценах на реализацию проекта и представлять, во что выльется весь ремонт. "Сколько вам готовить денег на определенный стиль, где и как можно сэкономить, а где нужно наоборот брать самое лучшее. Предварительные подсчет нужен, чтобы деньги не кончились в середине строительства, и работы не затянулось на годы", — предупреждает Орехов.
Что касается стоимости самого проекта, Бугаев утверждает, что все зависит от "политики" того или иного бюро или отдельного дизайнера. "За тысячу рублей вряд ли можно получить хороший результат. Стоимость выше 5 тысяч рублей – это, скорее всего, плата за имя дизайнера и следствие ориентировки на курс валюты. Диапазон от 3000 до 4000 рублей – самая разумная цена для Москвы", — уточняет он.
Фемида предостерегает
Важным пунктом сотрудничества с дизайнерами является этапность. "Вся работа разбивается на несколько этапов, для каждого из которых должны быть четко сформулированы и в договоре прописаны условия, объем работ, сроки и расценки", — рассказывает эксперт из бюро "Победа дизайна", замечая, что все устные договоренности можно принимать на свой страх и риск.
Юристы настаивают на том, что с дизайнером нужно заключить договор оказания услуг.
"Каким бы ни был договор, в нем обязательно должны присутствовать все необходимые условия: предмет, сроки и порядок сдачи-приемки услуг", — предупреждает Юринов.
Если оказание услуг дизайнера предполагает изготовление каких-либо произведений — допустим, изображений — целесообразнее использовать договор авторского заказа. В нем нужно дополнительно прописать условие о последующей передаче заказчику исключительного права на распоряжение созданным произведением, то есть, чтобы произведение это беспрепятственно копировать, изменять и пользоваться им иными способами, объясняет Юринов.
Для заказчика будет лучше, если он сможет зафиксировать невозможность расторжения контракта по одному лишь желанию дизайнера, чтобы работа гарантированно была доведена до конца.
В отношениях между заказчиком и дизайнером есть небольшая хитрость. Дело в том, что для блага первого в договоре должны отсутствовать так называемые признаки трудовых правоотношений, а именно: выполнение функций дизайнера по определенному адресу, в одно и то же время в течение нескольких дней, с периодической оплатой труда, поясняет юрист.
В ином случае, зацепившись за это, дизайнер может потребовать от заказчика компенсации больничных и отпуска, а также отчисления взносов и уплаты налогов. А признавать эти правоотношения трудовыми или нет, решать уже суду, говорит Юринов.