© РИА Новости / Ксения Сидорова"…. Долго ль мне в тоске голодной/ Пост невольный соблюдать/ И телятиной холодной/ Трюфли "Яра" поминать…", – писал А. С. Пушкин в "Дорожных жалобах". Первый ресторан с таким названием открылся 1 января 1826 года на Кузнецком Мосту (д 9/10).
Правда, изначально название он имел другое: "Ресторация с обеденным и ужинным столом Транкиль Ярд", по имени своего создателя – французского купца Тракиля Ярда. Но последнюю букву "д" народ быстро отмел. А сама ресторация "Яр" получила широкую популярность.
Дом, в котором находился ресторан, много раз перестраивался, обзавелся третьим этажом, но все-таки сохранился до наших дней в узнаваемом виде.
Правда, изначально название он имел другое: "Ресторация с обеденным и ужинным столом Транкиль Ярд", по имени своего создателя – французского купца Тракиля Ярда. Но последнюю букву "д" народ быстро отмел. А сама ресторация "Яр" получила широкую популярность.
Дом, в котором находился ресторан, много раз перестраивался, обзавелся третьим этажом, но все-таки сохранился до наших дней в узнаваемом виде.
"…. Долго ль мне в тоске голодной/ Пост невольный соблюдать/ И телятиной холодной/ Трюфли "Яра" поминать…", – писал А. С. Пушкин в "Дорожных жалобах". Первый ресторан с таким названием открылся 1 января 1826 года на Кузнецком Мосту (д 9/10).
Правда, изначально название он имел другое: "Ресторация с обеденным и ужинным столом Транкиль Ярд", по имени своего создателя – французского купца Тракиля Ярда. Но последнюю букву "д" народ быстро отмел. А сама ресторация "Яр" получила широкую популярность.
Дом, в котором находился ресторан, много раз перестраивался, обзавелся третьим этажом, но все-таки сохранился до наших дней в узнаваемом виде.
Правда, изначально название он имел другое: "Ресторация с обеденным и ужинным столом Транкиль Ярд", по имени своего создателя – французского купца Тракиля Ярда. Но последнюю букву "д" народ быстро отмел. А сама ресторация "Яр" получила широкую популярность.
Дом, в котором находился ресторан, много раз перестраивался, обзавелся третьим этажом, но все-таки сохранился до наших дней в узнаваемом виде.
1 из 11
© РИА Новости / Ксения СидороваСам ресторан несколько раз переезжал с места на место, пока в 1910 году очередной владелец А.А. Судаков не отстроил для ресторана новое здание на Ленинградском проспекте.
Сам ресторан несколько раз переезжал с места на место, пока в 1910 году очередной владелец А.А. Судаков не отстроил для ресторана новое здание на Ленинградском проспекте.
2 из 11
© РИА Новости / Ксения СидороваПо замыслу архитектора Адольфа Эрихсона, был выстроен шикарный дворец в модном в ту пору стиле модерн. В советское время ресторан был переименован в "Советский", так как рядом была выстроена одноименная гостиница.
Свое историческое название "Яр" вернул уже в 1990-е годы. Здание и ресторан существуют в доме 32 на Ленинградском проспекте до сих пор. Однако дом сохранился в перестроенном виде: после того, как рядом возвели гостиницу "Советская", ресторан "перекроили" под сталинский ампир.
Свое историческое название "Яр" вернул уже в 1990-е годы. Здание и ресторан существуют в доме 32 на Ленинградском проспекте до сих пор. Однако дом сохранился в перестроенном виде: после того, как рядом возвели гостиницу "Советская", ресторан "перекроили" под сталинский ампир.
По замыслу архитектора Адольфа Эрихсона, был выстроен шикарный дворец в модном в ту пору стиле модерн. В советское время ресторан был переименован в "Советский", так как рядом была выстроена одноименная гостиница.
Свое историческое название "Яр" вернул уже в 1990-е годы. Здание и ресторан существуют в доме 32 на Ленинградском проспекте до сих пор. Однако дом сохранился в перестроенном виде: после того, как рядом возвели гостиницу "Советская", ресторан "перекроили" под сталинский ампир.
Свое историческое название "Яр" вернул уже в 1990-е годы. Здание и ресторан существуют в доме 32 на Ленинградском проспекте до сих пор. Однако дом сохранился в перестроенном виде: после того, как рядом возвели гостиницу "Советская", ресторан "перекроили" под сталинский ампир.
3 из 11
© РИА Новости / Ксения СидороваНа месте нынешней гостиницы "Москва" находились сразу несколько известнейших в начале XIX века трактиров: трактир у Гурина и трактир Егорова. Гиляровский пишет о них, как о "старейших чисто русских трактирах в Москве".
Во второй половине XIX века на месте Егоровского трактира появляется "Большой Патрикеевский трактир" И.Я. Тестова. Это был приказчик Гурина, который сумел сделать так, чтобы здание Егорова сдали ему.
А у Гурина трактир выкупает купец Карзинкин. На его месте он строит "Большую Московскую гостиницу" с "Большим Московским трактиром".
В этих трактирах бывали многие знаменитые посетители - Чайковский, Блок, Достоевский, а названия злачных мест упоминаются во многих произведениях нынешних классиков литературы.
Во второй половине XIX века на месте Егоровского трактира появляется "Большой Патрикеевский трактир" И.Я. Тестова. Это был приказчик Гурина, который сумел сделать так, чтобы здание Егорова сдали ему.
А у Гурина трактир выкупает купец Карзинкин. На его месте он строит "Большую Московскую гостиницу" с "Большим Московским трактиром".
В этих трактирах бывали многие знаменитые посетители - Чайковский, Блок, Достоевский, а названия злачных мест упоминаются во многих произведениях нынешних классиков литературы.
На месте нынешней гостиницы "Москва" находились сразу несколько известнейших в начале XIX века трактиров: трактир у Гурина и трактир Егорова. Гиляровский пишет о них, как о "старейших чисто русских трактирах в Москве".
Во второй половине XIX века на месте Егоровского трактира появляется "Большой Патрикеевский трактир" И.Я. Тестова. Это был приказчик Гурина, который сумел сделать так, чтобы здание Егорова сдали ему.
А у Гурина трактир выкупает купец Карзинкин. На его месте он строит "Большую Московскую гостиницу" с "Большим Московским трактиром".
В этих трактирах бывали многие знаменитые посетители - Чайковский, Блок, Достоевский, а названия злачных мест упоминаются во многих произведениях нынешних классиков литературы.
Во второй половине XIX века на месте Егоровского трактира появляется "Большой Патрикеевский трактир" И.Я. Тестова. Это был приказчик Гурина, который сумел сделать так, чтобы здание Егорова сдали ему.
А у Гурина трактир выкупает купец Карзинкин. На его месте он строит "Большую Московскую гостиницу" с "Большим Московским трактиром".
В этих трактирах бывали многие знаменитые посетители - Чайковский, Блок, Достоевский, а названия злачных мест упоминаются во многих произведениях нынешних классиков литературы.
4 из 11
© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанкОдним из самых известных ресторанов начала ХХ века был "Мартьяныч", который располагался в подвале Верхних торговых рядов – нынешнего ГУМа. Ресторан занимал подвальное помещение ГУМа. Оформлением интерьера "Мартьяныча" занимался известный архитектор И.А. Иванов-Шиц, работавший в стиле модерн. Для посетителей были сделаны отдельные кабинеты с витражными окошками.
Хозяин заведения – купец Петр Мартьянов был, как бы сейчас сказали, хорошим пиарщиком. Реклама "Мартьяныча" была заманчивой: "Обслуживание первоклассное! Цены второклассные!"
Хозяин заведения – купец Петр Мартьянов был, как бы сейчас сказали, хорошим пиарщиком. Реклама "Мартьяныча" была заманчивой: "Обслуживание первоклассное! Цены второклассные!"
Одним из самых известных ресторанов начала ХХ века был "Мартьяныч", который располагался в подвале Верхних торговых рядов – нынешнего ГУМа. Ресторан занимал подвальное помещение ГУМа. Оформлением интерьера "Мартьяныча" занимался известный архитектор И.А. Иванов-Шиц, работавший в стиле модерн. Для посетителей были сделаны отдельные кабинеты с витражными окошками.
Хозяин заведения – купец Петр Мартьянов был, как бы сейчас сказали, хорошим пиарщиком. Реклама "Мартьяныча" была заманчивой: "Обслуживание первоклассное! Цены второклассные!"
Хозяин заведения – купец Петр Мартьянов был, как бы сейчас сказали, хорошим пиарщиком. Реклама "Мартьяныча" была заманчивой: "Обслуживание первоклассное! Цены второклассные!"
5 из 11
© РИА Новости / Ксения СидороваЗа Верхними торговыми рядами в Ветошном переулке находился трактир Бубнова, знаменитый тем, что в нем было разрешено напиваться с самого утра. Этим вовсю пользовались купцы: за выпивкой заключались самые успешные сделки.
В трактире было два верхних этажа с богато отделанными интерьерами и нижний, подвальный этаж, где обитали беспробудные пьяницы.
В трактире было два верхних этажа с богато отделанными интерьерами и нижний, подвальный этаж, где обитали беспробудные пьяницы.
За Верхними торговыми рядами в Ветошном переулке находился трактир Бубнова, знаменитый тем, что в нем было разрешено напиваться с самого утра. Этим вовсю пользовались купцы: за выпивкой заключались самые успешные сделки.
В трактире было два верхних этажа с богато отделанными интерьерами и нижний, подвальный этаж, где обитали беспробудные пьяницы.
В трактире было два верхних этажа с богато отделанными интерьерами и нижний, подвальный этаж, где обитали беспробудные пьяницы.
6 из 11
© РИА Новости / Юрий Артамонов | Перейти в медиабанкВсегда пользовались популярностью рестораны при центральных гостиницах: "Националь", "Ампир", "Савой" и конечно "Метрополь".
В последнем обычно собирались крупнейшие промышленники-миллионщики. В начале ХХ века после пожара зал был перестроен и оформлен в стиле модерн франко-бельгийской ориентации. А стеклянное перекрытие спроектировал сам В. Г. Шухов.
В последнем обычно собирались крупнейшие промышленники-миллионщики. В начале ХХ века после пожара зал был перестроен и оформлен в стиле модерн франко-бельгийской ориентации. А стеклянное перекрытие спроектировал сам В. Г. Шухов.
Всегда пользовались популярностью рестораны при центральных гостиницах: "Националь", "Ампир", "Савой" и конечно "Метрополь".
В последнем обычно собирались крупнейшие промышленники-миллионщики. В начале ХХ века после пожара зал был перестроен и оформлен в стиле модерн франко-бельгийской ориентации. А стеклянное перекрытие спроектировал сам В. Г. Шухов.
В последнем обычно собирались крупнейшие промышленники-миллионщики. В начале ХХ века после пожара зал был перестроен и оформлен в стиле модерн франко-бельгийской ориентации. А стеклянное перекрытие спроектировал сам В. Г. Шухов.
7 из 11
© РИА Новости / Ксения СидороваЗнаменитый ресторан второй половины XIX "Славянский базар" также находился при одноименной гостинице на Никольской улице (дом 17, строение 1). Ресторан был выполнен в русском стиле и быстро приобрел популярность. Это был центр деловой Москвы, где размещались контры крупнейших предпринимателей, поэтому в гостинице за завтраками часто встречались московские купцы.
Именно в "Славянском базаре" в 1897 году произошла судьбоносная встреча Станиславского и Немировича-Данченко, на которой они решили создать Московский Художественный театр.
Но, к сожалению, здание гостиницы и ресторана сгорело в 90-е годы, и на его месте была выстроена копия.
Именно в "Славянском базаре" в 1897 году произошла судьбоносная встреча Станиславского и Немировича-Данченко, на которой они решили создать Московский Художественный театр.
Но, к сожалению, здание гостиницы и ресторана сгорело в 90-е годы, и на его месте была выстроена копия.
Знаменитый ресторан второй половины XIX "Славянский базар" также находился при одноименной гостинице на Никольской улице (дом 17, строение 1). Ресторан был выполнен в русском стиле и быстро приобрел популярность. Это был центр деловой Москвы, где размещались контры крупнейших предпринимателей, поэтому в гостинице за завтраками часто встречались московские купцы.
Именно в "Славянском базаре" в 1897 году произошла судьбоносная встреча Станиславского и Немировича-Данченко, на которой они решили создать Московский Художественный театр.
Но, к сожалению, здание гостиницы и ресторана сгорело в 90-е годы, и на его месте была выстроена копия.
Именно в "Славянском базаре" в 1897 году произошла судьбоносная встреча Станиславского и Немировича-Данченко, на которой они решили создать Московский Художественный театр.
Но, к сожалению, здание гостиницы и ресторана сгорело в 90-е годы, и на его месте была выстроена копия.
8 из 11
© РИА Новости / Ксения СидороваСерьезные дела решались в известном трактире "Арсентьич" в Большом Черкасском переулке. Трактир, позже переименованный в Старочеркасский ресторан, славился щами, окороками и ветчиной.
Серьезные дела решались в известном трактире "Арсентьич" в Большом Черкасском переулке. Трактир, позже переименованный в Старочеркасский ресторан, славился щами, окороками и ветчиной.
9 из 11
© РИА Новости / Ксения СидороваВ доме на углу Красноармейской улицы и улицы Серегина находился ресторан "Эльдорадо". Здесь тоже кутила купеческая Москва. Прежде здесь стояло небольшое деревянное здание, но хозяин заведения Сталкин в начале ХХ века отстраивает новое здание по проекту Л.Н. Кекушева. Оно то и сохранилось до наших дней.
В ресторане были удобные кабинеты, зимний сад с тропическими растениями и канарейками, и сцена, где выступал хор.
В ресторане были удобные кабинеты, зимний сад с тропическими растениями и канарейками, и сцена, где выступал хор.
В доме на углу Красноармейской улицы и улицы Серегина находился ресторан "Эльдорадо". Здесь тоже кутила купеческая Москва. Прежде здесь стояло небольшое деревянное здание, но хозяин заведения Сталкин в начале ХХ века отстраивает новое здание по проекту Л.Н. Кекушева. Оно то и сохранилось до наших дней.
В ресторане были удобные кабинеты, зимний сад с тропическими растениями и канарейками, и сцена, где выступал хор.
В ресторане были удобные кабинеты, зимний сад с тропическими растениями и канарейками, и сцена, где выступал хор.
10 из 11
© РИА Новости / Ксения СидороваОдним из самых лучших ресторанов Москвы XIX века признавали "Эрмитаж" на Неглинной улице, который открыл французский ресторатор Оливье, подаривший нам рецепт всенародно любимого салата.
"Эрмитаж" был эталоном шика. Завсегдатаями "Эрмитажа" были коммерсанты и приезжие иностранцы. Здесь принимали почетных московских гостей, например короля Сербии Петра и премьер министра П.А. Столыпина.
Также в "Эрмитаже" любили отметить Татьянин день студенты, а вместе с ними либеральные профессора и писатели.
"Эрмитаж" был эталоном шика. Завсегдатаями "Эрмитажа" были коммерсанты и приезжие иностранцы. Здесь принимали почетных московских гостей, например короля Сербии Петра и премьер министра П.А. Столыпина.
Также в "Эрмитаже" любили отметить Татьянин день студенты, а вместе с ними либеральные профессора и писатели.
Одним из самых лучших ресторанов Москвы XIX века признавали "Эрмитаж" на Неглинной улице, который открыл французский ресторатор Оливье, подаривший нам рецепт всенародно любимого салата.
"Эрмитаж" был эталоном шика. Завсегдатаями "Эрмитажа" были коммерсанты и приезжие иностранцы. Здесь принимали почетных московских гостей, например короля Сербии Петра и премьер министра П.А. Столыпина.
Также в "Эрмитаже" любили отметить Татьянин день студенты, а вместе с ними либеральные профессора и писатели.
"Эрмитаж" был эталоном шика. Завсегдатаями "Эрмитажа" были коммерсанты и приезжие иностранцы. Здесь принимали почетных московских гостей, например короля Сербии Петра и премьер министра П.А. Столыпина.
Также в "Эрмитаже" любили отметить Татьянин день студенты, а вместе с ними либеральные профессора и писатели.
11 из 11