Пятьдесят оттенков коричневого: откуда в России столько одинаковых домов

© Фонд "Хамовники"Александр ПавловАлександр Павлов

Пока многоэтажки становятся всё ярче и причудливее, "одноэтажная Россия" уверенно окрашивается в один единственный цвет — коричневый. О том, почему так происходит, сайту "РИА Недвижимость" рассказал эксперт фонда "Хамовники" Александр Павлов.

Однотонный марш

В большинстве крупных строительных торговых сетей существует региональная товарная специфика, вызванная местными особенностями спроса. Они видны невооруженным взглядом в первую очередь в отделах материалов для внутренней отделки. На юге страны они зачастую пестрят цветами — там очень любят вариации зеленого и материалы с позолотой. В центральной полосе, наоборот, царит засилье оттенков бежевого.

С наружной отделкой в случае массового индивидуального строительства дело обстоит так — подавляющее большинство новых частных домов, дуплексов и таунхаусов по недорогим проектам повсеместно выполняются в одной и той же цветовой гамме: песочного цвета стены и коричневая крыша. Подобная цветовая гамма настолько популярна, что объемы продаж, например, бежевого облицовочного кирпича и красного отличаются в разы, а коричневый профнастил и металлочерепица на складах заводов занимают порой больше половины места.

В результате возникают целые районы, которые при взгляде сверху выглядят как однотонная коричневая поляна с редкими вкраплениями зеленого и красного, если кто-то пошел против течения. В сочетании с вариативностью внутренней отделки выглядит такой ландшафт достаточно странно — одной модой ситуацию явно не объяснить.

На ум сразу приходят популярные в девяностых: "замки из красного кирпича", но при ближайшем рассмотрении оказывается, что тогда ситуация была иной: повсеместная "краснокирпичность" была вынужденной просто ввиду фактического отсутствия разноцветного облицовочного кирпича. "Мода" по большей части оказалась следствием простого дефицита, причем еще советских времен, но продержалась в итоге несколько дольше, чем сам дефицит. Краснокирпичная отделка считалась наиболее престижной в массовом сегменте вплоть до середины 2000-х, пока её стала вытеснять песочно-коричневая гамма.

У истоков этого цветового тренда, впрочем, отчасти тоже лежали сугубо технологические причины — первым в регионах было освоено массовое производство "еврокерамики" с использованием отбеливателей для глины, а лишь затем с полимерными и иными наполнителями, придающими фасадным кирпичам темный оттенок.

Рынок не угадал

Сейчас на рынке строительных материалов есть практически все, но активного расширения цветовой гаммы и проектных решений мы так и не увидели. Почему?

К ответу на этот вопрос мы подобрались в одном из застраиваемых поселков новой Москвы, где на общем коричнево-бежевом фоне выделялись два дома: один зеленый, а второй желтый. Помимо революционных для общего ландшафта застройки цветов, дома отличались еще одним — обжитостью. Домов, в которых постоянно живут, в поселке оказалось четыре: два "революционных" по цветам, третий был построен по необычному проекту и еще один условно "типичный" — бежевые стены, два этажа с мансардой, две плоскости фасада, коричневая крыша.

Оказалось, что это не случайность — все эти дома хозяева строили для себя сами. Понятно, что не самостоятельно, но для собственного проживания. При этом выяснилось, что львиную долю остальных домов возводили, как это часто бывает, некие "ребята" на продажу. Понятно, что делали они это с учетом того, что принято называть "потребностями рынка", а на деле — собственных представлений о том, что будет пользоваться спросом. Это касается и проектов, и цветовой гаммы.

Дальше сработала цепная реакция — основными покупателями свободных участков без подряда оказались приезжие, в нашем случае — в первую очередь с северов, которые, рассматривая переезд "на большую землю", не забывали и о ликвидности того, что они собрались покупать или строить, часто на будущее. И здесь опять запустился механизм "как у всех". В результате вырос очередной "коричневый" поселок. Правда с ожидаемой ликвидностью, судя по запыленности стеклопакетов и заросшим участкам, случились проблемы, хотя стереотип еще более укрепился.

Подобное понимание "моды" вынужденно подогревается и риелторами, которые работают с мелкими застройщиками и активно используют риторику последующей ликвидности продаваемого, используя стереотипы вроде "красный кирпич — не модно" или "все хотят именно так".

Всё, как у людей

Описанная ситуация оказалась типичной не только в Подмосковье: подобное встречается в Поволжье и на части Черноземья, особенно в тех случаях, когда в малоэтажном строительстве активно участвуют мелкие застройщики, а существенная доля спроса приходится на мигрантов из других регионов.

Более разнородно выглядит застройка на тех участках, которые застраиваются местными жителями для собственного проживания. В этом случае гамма проектов расширяется, а палитра цветов перестает быть столь однородной — мифическая продажная ликвидность отходит в этом случае на второй план.

Все эти наблюдения в совокупности позволяют использовать цветовую гамму застройки как индикатор её ключевых особенностей: наличия ожидаемого внешнего спроса и участия мелких застройщиков, в том числе и исповедующих продажу "с подрядом".

Продолжится ли подобная "мода", и станет ли российский частный сектор монохромным? История с периодом "красного кирпича" явно показывает, что нет — со временем критерии "нормальности" сменятся. С другой же стороны она же показывает, что не стоит особо надеяться и на внезапное нашествие оригинальных архитектурных решений и ярких цветов. В российских реальностях подобное зачастую рассматривается не как признак хорошего вкуса, а, скорее, как желание выделиться. При этом считается, что типичный покупатель построенного рассматривает собственный дом в первую очередь как ресурс, ликвидность которого оценивается по критерию "как у людей". Нет никаких предпосылок для того, чтобы этот взгляд поменялся. Поменяться могут только критерии "как у людей". 

Новости партнеров
Интерактив
  • Да, потому что я дольщик

    27.3%

  • Да, я как раз ищу себе квартиру

    20.6%

  • Да, я работаю в этой сфере

    4.3%

  • Нет, так им и надо

    9.3%

  • Ничего страшного, государство всех спасет

    8.5%

  • Пусть банкротятся, и так все вокруг застроили

    30.0%

Проголосовали: 4739
Новости партнеров
Новости партнеров
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена