Йо-хо-хо и бутылка, и пакет, и гитара: кто и как убирает Москву-реку

Городское хозяйство Москвы (452)

МОСКВА, 6 ноя — РИА Недвижимость. За величавыми теплоходами, вальяжно курсирующими по Москве-реке, едва ли кто замечает скромные суда ГУП "Мосводосток". А ведь их работа важнее, чем перевозка туристов. Флот предприятия следит за чистотой главной городской реки. Один из капитанов рассказал РИА Недвижимость, каково работать на флоте и что можно найти у набережных после выходных.

Все на борт

Капитан флота ГУП "Мосводосток" Сергей Потехин даже внешне напоминает командира корабля из старых романов о пиратах и сокровищах. Волосы собраны в хвост, в ухе серьга и даже деревянная трубка при себе. Для полного сходства с литературным образом не хватает, пожалуй, только моряцкого камзола. Вместо него — простой и практичный рабочий комбинезон, да и судно — не деревянный корабль, а суровый и проверенный временем МС-3.

По крутой лесенке, ведущей в капитанскую рубку, Потехин забирается с недоступной сухопутным горожанам легкостью — сказывается многолетний опыт. На мусоросборном теплоходе капитан курсирует по Москве-реке с 2002 года.

"Сначала работал мотористом, потом отучился и стал капитаном", — сухо и по делу рассказывает Потехин. Деревянный штурвал он держит одной рукой, уверенно направляя судно от причала на Краснопресненской набережной вверх по Москве-реке. "Помимо меня, в экипаже два человека: матрос и моторист. Мы отвечаем за один участок реки. Наша ежедневная задача — пройти его и очистить".

Для флота Мосводостока Москва-река делится на четыре сектора. Экипаж МС-3 курсирует от Карамышевской плотины до Крымского моста — около 20 километров по водной глади. Длительность ежедневного маршрута туда-обратно всегда разная, отмечает Потехин, и зависит от количества остановок для уборки мусора.

"Больше всего работы обычно после дождей, когда мусор с набережных и улиц смывает в воду. Вот сейчас в реке много листвы, которую тоже нельзя оставлять. Есть механизированная и ручная уборка. Сейчас нам сюда", — капитан кивает на левый берег Москвы-реки.

В небольшом закутке под Новоарбатским мостом ярким пятном плавают осенние листья и бытовой мусор: пластиковые бутылки, воздушные шарики и даже детский надувной мячик. Потехин ловко подводит судно к скоплению мусора и приводит в действие автоматизированный ковш — широкую сетчатую "лопату" на носу МС-3, которую используют как раз для механизированной уборки.

Механизированная уборка

Чтобы опустить ковш в воду и при этом не потерять управление теплоходом, Потехин занимает место между штурвалом и пультом с кнопками. Его руки движутся независимо друг от друга: одна контролирует руль, вторая — приводит в действие механизм "клюва". Огромная конструкция погружается в воду, проходит под грязным островком и с очередным нажатием кнопки поднимается вверх, наполненная листвой и мусором. Еще один щелчок — и ковш поднимается еще выше, сгружая отходы в наполовину заполненный контейнер на палубе. С едва различимым писком падает в бак и детский мячик. "Клюв" возвращается в исходное положение, а Потехин — за штурвал. Вся операция заняла не больше 15 минут.

"Ручная уборка — для труднодоступных мест, это, как правило, закутки у причалов. Там наши матросы выгребают мусор сачком, моя задача — максимально близко подвести судно. Управлять несложно, все приходит с опытом. Главное, уметь рассчитывать скорость и габариты судна, ну и глазомер хороший иметь", — говорит капитан.

Повинуясь его командам, МС-3 с утробным рычанием отправляется дальше, к мосту Богдана Хмельницкого.

На страже экологии

Рабочий сезон флота Мосводостока начинается 1 мая и заканчивается 1 ноября. Летом и осенью основную часть собираемого мусора составляет листва, скошенная трава и бревна, которые приносит с верховий. Помимо автоматизированного ковша на носу мусоросборщиков, на палубе служебных теплоходов установлены краны-манипуляторы.

"Такими кранами мы собираем, например, бревна", — рассказывает руководитель группы эксплуатации ГТС Мосводостока Владимир Лапенков, указывая на массивную металлическую клешню по правому борту судна. "Бывает, вытаскиваем и машины, которые улетают с набережных при ДТП. Летом работа особенно напряженная: много туристов, отдыхающих, много бытовых отходов. Во время Чемпионата мира по футболу мы уже в три часа утра выходили на работу, чтобы к девяти закончить уборку полностью".

В зимний сезон от флота Мосводостока в акватории реки остаются только несколько дежурных теплоходов и ледокол, которые работают в экстренных случаях — например, разлив нефтепродуктов.

Понятия "генеральная уборка перед зимой" здесь не существует. Генеральным для экипажей Мосводостока становится каждый выезд на очистительный рейд, отмечает Лапенков.

"В 90-е годы, до того, как на службу Мосводостока поступили мусоросборные судна, Москва-река была серого цвета, она была очень загрязнена", — вспоминает представитель предприятия. "А теперь посмотрите, какая вода чистая, рыба водится — те же судаки. А один раз в Марьино мы даже случайно выловили ковшом угря. Потом, конечно, отпустили обратно — вдруг приживется", — добавляет он.

"На моей памяти угрей не было. Но гитару я как-то из воды вылавливал, может, уличный музыкант разнервничался", — с улыбкой добавляет капитан Потехин.

Все отходы, которые флот собирает в акватории Москвы-реки, на теплоходах отвозят на базу Мосводостока, а затем — на полигон для дальнейшей утилизации.

Речные санитары

По словам Лапенкова, все работники флота Мосводостока изначально поступают на службу с профильным образованием. Уже в предприятии им помогают повышать квалификацию, объясняют особенности работы на промышленных судах и стажируют на действующих теплоходах.

Сами судна тоже не забывают обновлять. Раз в год, как и любая сухопутная машина, теплоходы проходят техосмотр. А каждые пять лет их отгоняют на комплексный ремонт и замену износившихся деталей. МС-3, на котором плавает капитан Потехин, собрали и сдали в эксплуатацию еще в 1999 году. Спустя почти двадцать лет судно, благодаря своевременному обслуживанию, на прекрасном ходу.

Щурясь на проникающее сквозь окно рубки солнце, Потехин вспоминает: бывает, приходится не только мусор собирать, но и оказывать помощь людям.

"Был случай, когда недалеко от Павелецкой в воде оказалась девушка и не могла выбраться — сходов там нет. Выловили, помогли, как не помочь?" — говорит капитан.

Капитан Сергей ПотехинКапитан Сергей Потехин
Капитан Сергей Потехин

После 16 лет на службе речной романтики, конечно, осталось немного, признается Потехин. К видам на город с реки капитан давно привык. Но все-таки меняющемуся мегаполису удалось вернуть закаленному капитану свежесть впечатлений.

"Ко всему привыкаешь, но вот район Воробьевых гор, который оборудовали подсветкой, очень красивый. Вот когда мимо него проезжаешь, то да, часть романтики, наверное, возвращается", — заключает Потехин.

Новости партнеров
Интерактив
  • Да, потому что я дольщик

    24.3%

  • Да, я как раз ищу себе квартиру

    20.4%

  • Да, я работаю в этой сфере

    4.1%

  • Нет, так им и надо

    9.8%

  • Ничего страшного, государство всех спасет

    9.1%

  • Пусть банкротятся, и так все вокруг застроили

    32.3%

Проголосовали: 4736
Новости партнеров
Новости партнеров
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена