Сумасшедший талант: уникальный почерк легендарных женщин-архитекторов

Moscow Urban Forum 2018 (57)
© AFP 2018 / Philippe DesmazesПавильон-мост Water, a scarce resource, представленный архитектором Захи Хадид в рамках международной выставки Exhibition Expo Zaragoza в ИспанииПавильон-мост Water, a scarce resource, представленный архитектором Захи Хадид в рамках международной выставки Exhibition Expo Zaragoza в Испании

Буквально через неделю в Москве стартует Moscow Urban Forum 2018, в котором примут участие именитые архитекторы и урбанисты, в том числе одна из известнейших женщин-архитекторов — нидерландка Франсина Хубен. Сайт "РИА Недвижимость" решил вспомнить самых ярких дам, которым надо быть сильнее мужчин на архитектурном Олимпе.

Нидерландский бриллиант

Принцип трех "К" — композиция, контрастность, комплексность — лежит в основе метода руководителя мастерской Mecanoo Франсины Хубен. В ее работах прослеживается очень бережное и рациональное использование земли. Поэтому некоторые свои проекты Хубен словно пытается спрятать в окружающее пространство, как, например, здание библиотеки Дельфтского технического университета, которое уютно расположилось под зеленым "холмом", выполняющим функцию общественного пространства.

© JERRY LAMPEN / ANP / AFPКоролева Нидерландов Максима награждает Франсину Хубен премией Фонда культуры принца БернхардаКоролева Нидерландов Максима награждает Франсину Хубен премией Фонда культуры принца Бернхарда
Королева Нидерландов Максима награждает Франсину Хубен премией Фонда культуры принца Бернхарда

Однако самой популярной и узнаваемой, хотя одновременно и спорной, ее работой считается библиотека в Бирмингеме (Великобритания). В оформлении фасада здания видна страсть Хубен к "слоистости" и "ажурности" при строгих и четких формах самой постройки. Показательной является и ее Дворец правосудия в Кордове (Испания) — массивное белое здание-кирпич выглядит изящно за счет ажурной перфорации фасада и эффектных "пустот" в конструкции. По тому же принципу сделан фасад спортивного колледжа Fontys в ниджерландском Эйндховене — в плотной кирпичной кладке вдруг появляются пустоты, с помощью которых архитектор "рисует" образы спортсменов.

© WILL OLIVER / AFP Бирмингемская библиотекаБирмингемская библиотека
Бирмингемская библиотека

Большая часть работ Хубен реализована в Нидерландах, однако у архитектора в копилке имеются проекты, разработанные для Вашингтона (США) — реконструкция Мемориальной библиотеки Мартина Лютера Кинга; Гаосюна (Тайвань) — транспортно-пересадочный узел; Шэньчжэня (Китай) — Культурный центр района Лунган.

Кстати, Хубен примет участие в одной из панельных дискуссий Moscow Urban Forum 2018, который пройдет с 17 по 22 июля. В рамках дискуссии спикеры обсудят, удалось ли Москве найти общий язык с иностранными архитекторами, что получилось и не получилось в работе с международными архитектурными бюро и как это повлияло на архитектуру города?

У проектов Хубен есть изюминка: их нельзя оценивать издалека, они как шкатулка с секретом, который раскрывается при приближении. Так, в волнообразных полосах потолка вокзала Делфта (Нидерланды) начинаешь угадывать карту города.

CC BY-SA 2.0 / Philip Mallis / Delft Railway StationЖелезнодорожная станция и офисный центр в ДелфтеЖелезнодорожная станция и офисный центр в Делфте
Железнодорожная станция и офисный центр в Делфте

Гроза геометрии

Блистательная звезда Захи Хадид продолжает светить на архитектурном небосводе даже после ее смерти. Именно она открыла дорогу своим коллегам дамам в "высший свет" архитектуры, получив в 2004 году "архитектурный Оскар" — Притцкеровскую премию. Хадид прокомментировала свою победу не без иронии: "…я не знаю, с чем это связано в большей степени: с тем, что я женщина, с тем, что я из Ирака, или с тем, что я сумасшедшая".

© PIERRE-PHILIPPE MARCOU / AFPАрхитектор Заха ХадидАрхитектор Заха Хадид
Архитектор Заха Хадид

Сумасшествие — в принципе, так иногда хочется сказать, глядя на работы Хадид. Да и может ли быть иначе у ярчайшего представителя деконструктивизма, который нарушает все классические представления об архитектурном пространстве? Архитектор шинкует, мнет, смещает и складывает стопками как сами здания, так и их интерьеры.

Долой геометрию — это скучно, словно говорит Хадид своими работами. Ее здания больше похожи на инсталляции современных художников, собственно, она сама была автором инсталляций и театральных декораций.

Кстати, Москва тоже может похвастаться проектами от Хадид: бизнес-центр Dominion Tower и технопарк Сбербанка в инновационном центре "Сколково".

Бесконечное пространство

Японская современная архитектура — это ода функционализму построек и чистоте их форм и цвета. Так, основатель мастерской SANAA Кадзуё Сэдзима совместно со своим партнером Рюэ Нисидзавой во всех своих работах словно хочет отказаться от цвета вообще. Поэтому их проекты в основном либо белые как Школа менеджмента и дизайна Цольферайн в Эссене (Германия), либо бесцветные, то есть прозрачные, как магазин Dior Omotesando в Японии.

© VINCENZO PINTO / AFPКадзуё СэдзимаКадзуё Сэдзима
Кадзуё Сэдзима

Сэдзима стала в 2010 году первой женщиной, руководившей проведением биеннале архитектуры в Венеции. И, кстати, она со своим партнером стали лауреатами Притцкеровской премии в 2010 году. Жюри вознаградили архитекторов как раз за "кажущуюся простоту" их проектов, за которыми стоит попытка стереть границы пространства, сделать его непрерывным, бесконечным, легким, не довлеющим над человеком.

Школа менеджмента и дизайна Цольферайн

Дива гипернапряжения

Экстравагантная, максимально экспрессивная и претенциозная во всем — от внешности до архитектурных проектов — такая она, француженка Одиль Декк. Про свою работу на архитектурном поприще она говорит, что женщина здесь должна бороться больше, должна быть сильнее, чем мужчина.

© PHILIPPE DESMAZES / AFP Одиль ДеккОдиль Декк
Одиль Декк

Свои работы архитектор именует придуманным ею же стилем hyper-tension ("гипернапряжение"). В своих проектах она использует самые продвинутые технологии и современные материалы. Ее здания всегда имеют какой-то вызов, какой-то "шокирующий" элемент. Глядя на некоторые из них, думаешь, будто кто-то взял классическое здание и частично сломал его или вложил в него чужеродных деталей.

© ALBERTO PIZZOLI / AFP FILES / AFP Римский музей современного искусства Римский музей современного искусства
Римский музей современного искусства
Новости партнеров
Интерактив
  • Да, потому что я дольщик

    25.0%

  • Да, я как раз ищу себе квартиру

    20.4%

  • Да, я работаю в этой сфере

    5.4%

  • Нет, так им и надо

    9.2%

  • Ничего страшного, государство всех спасет

    9.7%

  • Пусть банкротятся, и так все вокруг застроили

    30.3%

Проголосовали: 1842
Новости партнеров
Новости партнеров
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена