Москва Сегодня: мегаполис для жизни

Световые чары: как подсветка гармонизирует ночную панораму Москвы

Читать на сайте realty.ria.ru
Архитектурно-художественная подсветка исторических зданий – неотъемлемая часть вечернего облика Москвы. Выполняя свое прямое предназначение, светильники и фонари на фасадах домов-памятников также выгодно выделяют их на фоне застройки. С помощью тщательно продуманного освещения специалисты подчеркивают уникальные элементы декора подобных зданий. В ГУП "Моссвет" рассказали о принципах и технологиях светового оформления столицы.

Интеграция в архитектуру

Процесс создания светового образа объекта культурного наследия начинается с разработки концепции и проектной документации. Нужно учитывать три основных момента: это архитектура здания, его социальное значение и расположение в планировочной структуре города, рассказывает заместитель директора ГУП "Моссвет" Александр Букатов.
При этом принимаются во внимание и колористические решения самого объекта, а также его отделка, цвет фасада и материалы. Это нужно знать, чтобы спрогнозировать распределение света по объекту, объясняет эксперт.
Вид на Пушкинский и Крымский мосты в Москве
Далее эти решения согласовываются с балансодержателем, а в отдельных случаях, если объект доминирующий в районе, идет обсуждение на художественном совете Москомархитектуры. Потом концептуальные проекты детализируются с точки зрения определения осветительного оборудования и его характеристик, места установки.
Вечное сияние: как Москва стала одним из самых освещенных городов мира
"Здание может не иметь каких-то архитектурных элементов. А бывает, наоборот, насыщено деталями: имеет колонны, ротонды или аттики", – поясняет Букатов.

Аккуратный монтаж светильников

Размещение осветительных приборов – довольно скрупулезный процесс, так как перед специалистами стоит задача не только подчеркнуть красоту здания в темное время суток, но и подумать о том, как оно будет выглядеть днем с этим оборудованием.
Здание Московского государственного академического театра оперетты
"Приборы должны деликатно интегрироваться в архитектуру объекта. Реализовать это непросто, потому что светильники могут быть разного размера. Чтобы они не сильно выделялись, иногда в здании прокладываются сети в защитных коробах, по которым идет питание к светильникам или скрыто в штробах. Материалы для прокладки сетей, как правило, окрашиваются в цвет фасада", – отмечает Букатов.

Фокус на доминанты

В рамках программы по развитию световой среды города разрабатываются отдельные концепции, в которых по словам Букатова, заложены критерии, на каких зданиях надо делать акцент, а на каких не нужно.
"Если не прорабатывать эти вопросы, может оказаться так, что какой-то объект, который не участвует активно в формировании светового пространства, будет ярким. Тогда возникает диссонанс и дискомфорт по отношению к другим сооружениям. Мы делаем все для того, чтобы не было пересвета и светового хаоса, а город выглядел уютно, привлекательно и красиво", – указывает эксперт ГУП "Моссвет".
Специалисты всегда смотрят, какой объект доминирует на улице. Именно на нем акцентируется освещение, а все остальные должны "подчиняться" этой доминанте. Для этого в документах прописала яркость фасадов в зависимости от расположения объекта. Все проектируется не спонтанно, есть правила и нормативы, ведь здание может располагаться как на большой улице или же площади, так и в переулке. Таким образом, яркость должна быть адекватной пространству, чтобы была гармония, в том числе и световая, подчеркивает Букатов.
Свет несущие, или Как устроена "нервная система" освещения Москвы
Еще один важный параметр, который специалисты учитывают при обустройстве архитектурно-художественной подсветке, – прямой и отраженный свет. Важно, чтобы его потоки не попадали в окна соседних жилых домов.
"В документах указан уровень света, который может падать на окна жилых зданий и не приносить дискомфорт людям. Если идет превышение показателя, то ситуацию исправляют", – поясняет собеседник агентства.

Оборудование нового поколения

Для архитектурного освещения уже более десяти лет используются светодиоды. Это источники света нового поколения светотехнические характеристики которых значительно лучше, чем у газоразрядных ламп. По словам Букатова, их использование позволило разрабатывать светильники с лучшим конструктивным дизайном.
"Также у нас появились светильники линейного типа и прожекторы разного светораспределения, которые могут не только решать задачи освещения объекта в белых тонах, но и создавать светодинамические эффекты. Например, их можно включать в праздничные дни и создавать интересные световые образы", – говорит эксперт.
Управляется все оборудование удаленно с помощью автоматизированной системы. "Закладывается определенная программа, и каждый светильник может включаться и выключаться в определенном режиме. Контролируются и управляются установки архитектурного освещения в круглосуточном режиме, что позволяет поддерживать городское освещение на высоком качественном уровне", – заключает Букатов.
Обсудить
Рекомендуем